В нашей республике законодательно вводится ответственность за распространение ложной информации. Напомним, ранее наказывали только за заведомую ложь, однако само понятие лжи включает умысел. Без умысла неправда – лишь ошибка, недостоверная информация.
Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», принятый депутатами Мажилиса 14 июня, имеет уникальную судьбу: в апреле этого года документ создавался, 5 мая уже подготовлен, 6 мая одобрен на заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, затем направлен в Парламент, 7 июня принят Мажилисом в первом чтении и 14 июня – во втором. Ему сопутствует Закон «О внесении дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам онлайн-платформ и онлайн-рекламы», что необходимо для администрирования ответственности за нарушения норм закона. Отметим, в ходе мониторинга информационного пространства за 2022 год Центром анализа и информации при МИОР РК выявлено 278 нарушений, связанных с распространением ложной информации. Из них 247 распространялись в социальных сетях: Facebook – 83, Instagram – 74, Telegram – 56, Tiktok – семь, Youtube – 27. Еще 31 – на интернет-ресурсах. В результате МВД РК направлены уведомительные письма в отношении 195 случаев распространения ложной информации. Учитывая, что факты распространения дезинформации (фейковой информации) получают все более широкое распространение, государство сочло целесообразным установить за распространение ложной информации, если данные деяния не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, административное наказание в виде штрафа. Именно изменения в КоАП и представляют острый общественный интерес. В частности, в Административный кодекс вводят ст. 456-2 «Размещение, распространение ложной информации». Согласно данной статье, размещение, распространение ложной информации в СМИ, на интернет-ресурсе обладателя информации, на интернет-портале открытых данных или иными способами, предусмотренными законодательством РК, влечет штраф, в зависимости от обстоятельств, от 20 до 220 МРП.
В качестве потенциальных штрафников называются должностные лица, некоммерческие организации, субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства, а также блогеры, которым отведен п. 5 статьи: «Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные инфлюенсерами (блогерами), влекут штраф на субъектов малого предпринимательства – в размере 40, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 80, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 100 МРП». При этом, под инфлюенсером (блогером) понимается пользователь онлайн-платформы, публикующий информацию на онлайн-платформах, адресованную неопределенному кругу лиц в целях предпринимательской деятельности. Теперь о том, почему недостоверную информацию назвали ложной. В
Казахстане и раньше предусматривалась ответственность за распространение ложной информации. Но информация должна быть не просто ложной, а заведомо ложной, то есть, умышленной неправдой. В этом случае за нее наступала либо административная ответственность по ч. 2 ст. 456-1 КоАП, либо уголовная по ст. 274 УК РК. Условиями для рассмотрения правонарушения как уголовного, являлись опасность нарушения общественного порядка или причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. За них полагалось лишение свободы до года за основной состав (то есть, без отягчающих факторов вроде повтора или группы лиц).
Теперь ситуация меняется: ч. 2 ст. 456-1 КоАП исключается. К административной ответственности могут привлечь, даже если информация не заведомо ложная. Если блогер просто ошибся, де-юре (когда норма будет введена в действие) это ложная информация, за которую его привлечь к ответственности компетентные органы не просто могут, а даже обязаны. И никакие предупреждения законом не предусмотрены – сразу штраф до 345 тысяч тенге, минимум же – 20 МРП. Некоторых представителей общественности данная норма удивляет – почему законодатель называет неумышленное искажение ложью? Ложь предполагает умысел – как, например, убийство, иначе это неумышленное причинение смерти. Без умысла, без той самой заведомости говорить о ложной информации неверно – тогда речь идет о недостоверной информации (в результате профессиональной халатности, ошибки или даже добросовестного заблуждения).
Такие вот новые правила. Конечно, они еще подлежат обсуждению в Сенате (в соответствии с п. 4 ст. 61 Конституции направлен в верхнюю палату Парламента). Однако почему законодатель не остановился на понятии «недостоверная информация» остается открытым вопросом.
Диас ЭМИР
Компонент комментариев CComment