Согласно п. 6 ст. 1 Закона, госслужба Республики Казахстан – деятельность государственных служащих в госорганах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. Но государственная служба невозможна без должностных лиц, непосредственно осуществляющих государственные функции.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Закона, должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в госорганах. Сегодня при поступлении на государственную службу необходимо пройти трехступенчатую систему отбора, включающую тестирование на знание законодательства, оценку компетенций и собеседование. Одним из этапов отбора введен испытательный срок и для профессиональной адаптации новичков активировано наставничество. В целях централизации и оптимизации кадрового делопроизводства в электронном виде внедрена информационная система «Е-қызмет». Для обеспечения прозрачности и объективности процедур отбора кадров на госслужбу введен институт наблюдателей и экспертов, а также предусмотрена возможность проведения онлайн-собеседования.

Важно помнить, что при поступлении на государственную службу служащий принимает на себя ограничения, предусмотренные ст. 18 Закона «О государственной службе Республики Казахстан». При приеме на гослужбу граждане принимают на себя установленные Законом, иными законами РК ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их должностных полномочий и основанного на них авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах. Данные ограничения фиксируются в письменной форме службой управления персоналом (кадровой службой) в течение 30 календарных дней со дня приема на государственную службу. Непринятие ограничений, установленных законами РК, влечет отказ в приеме на государственную службу либо увольнение.

В соответствии со ст. 13 Закона, государственный служащий не вправе быть депутатом представительного органа; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные полномочия в соответствии с законодательством РК.

При этом, госслужащие, за исключением Председателя Национального Банка РК и его заместителей, Председателя уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций и его заместителей, вправе приобретать и (или) реализовывать паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, облигации на организованном рынке ценных бумаг, акции коммерческих организаций (простые акции в объеме, не превышающем пяти процентов от общего количества голосующих акций организаций) на рынке ценных бумаг.

Также госслужащий не вправе быть представителем по делам третьих лиц в госоргане, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое госимущество и служебную информацию; участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию госорганов и выполнению должностных обязанностей, включая забастовки; в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.

Кроме этого, госслужащий в порядке, установленном законодательством РК, в течение 30 календарных дней со дня вступления в государственную должность обязан на время прохождения госслужбы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли, акции (акцию) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этому лицу, а также имущества, переданного в имущественный наем.

Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению. Копия нотариально засвидетельствованного договора на доверительное управление имуществом представляется госслужащим в десятидневный срок со дня нотариального засвидетельствования в службу управления персоналом (кадровую службу) по месту работы. Госслужащие, за исключением членов Правительства РК, лиц, указанных в п. 6 ст. 13 Закона, могут не передавать в доверительное управление принадлежащие им облигации, паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов. Председатель Национального Банка РК и его заместители, Председатель уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций и его заместители в месячный срок с даты назначения на указанные государственные должности обязаны передать в доверительное управление и представить в кадровую службу Национального Банка РК, уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций копию нотариально удостоверенного договора доверительного управления принадлежащими паями инвестиционных фондов, облигациями и акциями коммерческих организаций. Госслужащий не может занимать государственную должность, находящуюся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками), супругом (супругой) и (или) свойственниками (полнородными и неполнородными братьями и сестрами, родителями и детьми супруга (супруги), а также иметь в непосредственном подчинении близких родственников, супруга (супругу) и (или) свойственников.

Один из наиболее интересующих самих госслужащих вопросов, это возможность иметь дополнительный заработок, с учетом ограничений действующего законодательства. Решение данного вопроса предусмотрено в проекте консультативного документа регуляторной политики к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы», которое разработало Агентство РК по делам государственной службы.

Разработчики проекта убеждены, что в настоящее время казахстанские государственные служащие не получают достойную заработную плату, поэтому действующие ограничения следует ослабить и предоставить им возможность дополнительного заработка. Предполагается, что данный вопрос коснется тех госслужащих, которые обладают специальными или уникальными навыками и знаниями, а также свободным временем.

Однако решение этого вопроса в настоящее время находится в стадии разработки. Ко всему прочему, сегодня к вышеуказанным ограничениям добавился п. п. 10 п. 6 Этического кодекса госслужащих РК, где им необходимо воздерживаться от посещения игорного заведения, за исключением случаев, связанных с исполнением служебных обязанностей.

Данный пункт был добавлен Указом Президента РК «О внесении дополнений в некоторые указы Президента Республики Казахстан» от 2 ноября 2023 года и введен в действие 17 ноября текущего года. Однако это дополнение все же не прямой запрет, а рекомендация.

В виду предъявляемых высоких требований к госслужащим, где они должны не допускать действий, подрывающих в глазах граждан достоинство и авторитет всей государственной службы, были приняты соответствующие дополнения. Конечно, к институту государственной власти, а также к его служащим всегда было и будет приковано особое внимание, так как государственная власть должна вызывать доверие у граждан, госслужащие неукоснительно должны соблюдать требования действующего законодательства, основные принципы госслужбы, что позволит успешно функционировать всей системе государственного управления.

Салтанат МАМАНОВА, главный специалист отдела по праворазъяснительной работе и оказанию юридических услуг населению Департамента юстиции Костанайской области

Компонент комментариев CComment