Законом РК от 14 декабря 2011 года был учрежден государственный праздник «День Первого Президента Республики Казахстан – 1 декабря». Но в сентябре 2022 года в Закон РК «О праздниках в Республики Казахстан» внесено изменение, данный праздник лишился статуса государственного и перестал быть выходным днем.

Институт президентства возник в РК в 90-х годах прошлого столетия в условиях либерализации и децентрализации, когда прежняя консервативная, во многом радикальная партийная система уходила в прошлое, а заменяющая ее обновленная система советов не была в силах справиться с новыми преобразованиями во всех сферах общества.

В качестве ответа на этот вызов и был введен институт президентства. Считаю, что это во многом оправдано историей, была сделана ставка на авторитет политического лидера, вокруг которого возникла новая вертикаль управления и, соответственно, закономерно установление республики с президентской формой правления. Эта система позволила обеспечить и укрепить управленческие начала, территориальную целостность, стабильность и единство страны, во многом, предотвратить риски межнациональных и социальных конфликтов. На этой основе были проведены политические и экономические реформы, которые явились основой независимости казахстанской государственности.

Переход в 2019 году верховной власти открыл новый неизвестный ранее этап функционирования казахстанской президентской формы правления – этап сотрудничества, одновременной деятельности полностью легального и легитимного Первого Президента РК Н. Назарбаева и полностью легального и легитимного Президента РК К.-Ж. Токаева.

В настоящее время в Казахстане сложилась и, в целом, устоялась разветвленная многоуровневая система законодательных и иных актов, содержащих нормы, в своей совокупности составляющие конституционно-правовой институт президентства. Это и сама Конституция РК 1995 года, конституционные и обычные законы и постановления Парламента и его Палат, указы Президента РК, отдельные постановления Правительства.

Вне иерархии нормативных правовых актов пребывает особая группа источников данного института – нормативные постановления Конституционного Совета РК (Конституционного Суда), в которых дается официальное толкование различных конституционных норм, регламентирующих статус Президента (отдельные избирательные цензы, сроки и количество президентских мандатов, некоторые полномочия, акты Главы государства и др.). Функции и полномочия Президент осуществляет в силу Конституции по праву: Глава государства ни с кем не делит принадлежащую ему по Конституции власть.

При этом, Президент не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность. Ранее в п. 2 ст. 43 Конституции РК было закреплено, что «на период осуществления своих полномочий Президент приостанавливает свою деятельность в политической партии». Законом РК от 21 мая 2007 года данный пункт был исключен ввиду завершения становления в стране многопартийности и с учетом зарубежного опыта, позволяющего президентам возглавлять политические партии.

А уже Законом от 8 июня 2022 года ст. 43 была дополнена п. 3 следующего содержания: «На период осуществления своих полномочий Президент Республики Казахстан не должен состоять в политической партии». Ранее одно и то же лицо не могло быть избрано Президентом более двух раз подряд. Теперь одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более одного раза. Указом Президента РК Касым-Жомарта Токаева от 14 июня 2022 года учрежден и приступил к работе Национальный курултай при Президенте РК вместо выполнившего свою миссию Национального совета общественного доверия при Президенте РК.

В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РК от 14 июня 2022 года, Национальный курултай при Президенте есть консультативно-совещательный орган при Главе государства. Основной целью его деятельности является выработка идей и шагов по дальнейшему развитию общественной консолидации.

Президентом в качестве рабочего органа Национального курултая определено Министерство информации и общественного развития РК. Учреждения и организации при Президенте РК, такие как Ассамблея народа Казахстана, Высший Судебный Совет РК из консультативносовещательных органов переведены в разряд особых учреждений (без образования юридического лица) при Президенте, то есть, не обладают властными полномочиями, и вместе с другими профильными подразделениями Администрации и консультативно-совещательными органами они выполняют важную миссию – научного, аналитического, информационного и иного обеспечения деятельности Президента РК.

На современном этапе авторитет Президента Касым-Жомарта Токаева находится на высоком уровне.

Он смог перезагрузить политическую систему и обеспечить общественный консенсус, не отвергая то позитивное, что было построено за 30-летие независимого Казахстана, и смог придать новый импульс политической системе, начать ее модернизацию, убрав из этой системы определенные негативные накопления, которые сложились на момент его прихода к власти.

Нажия КАЛИШЕВА, доцент кафедры теории и истории государства и права, конституционного и административного права юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби

Компонент комментариев CComment