Главным политическим событием прошедших дней стало озвученное 16 марта 2022 года Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «НОВЫЙ КАЗАХСТАН: ПУТЬ ОБНОВЛЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ». Данное Послание имеет особое, стратегическое значение. Президент РК поставил перед страной амбициозные цели, которые станут фактически основой построения Нового Казахстана.

Президент особо отметил, что «для казахстанцев жизненно важно не отступать от намеченных целей, сохранять сплоченность, общенациональное единство, солидарность. Мы должны открыто говорить о существующих проблемах и вместе искать оптимальные пути их решения. Система управления, ориентированная на сверхконцентрацию полномочий, уже утратила свою эффективность. Она не способна консолидировать гражданское общество с его многообразием взглядов и убеждений. Поэтому, отметил Президент, нам нужны выверенные шаги по переустройству политической модели развития Казахстана».

В этой связи Президент РК предложил осуществить переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом. Мы должны воплотить в жизнь ключевую формулу нашего государственного строительства - «Сильный Президент - влиятельный Парламент - подотчетное Правительство».

Для этого Глава государства предложил целый ряд следующих инициатив: сократить полномочия Президента РК; законодательно оформить обязанность Президента прекратить членство в партии на период своих полномочий; ввести в законодательство положение об обязательном выходе из партии председателей и членов Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и Конституционного совета; законодательно запретить акимам и их заместителям занимать должности в филиалах партий; ввести законодательный запрет на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе ближайших родственников Президента; образовать Конституционный суд; расширить возможности для развития партийной системы; повысить конкурентоспособность СМИ и укрепление роли институтов гражданского общества; перейти к более гармоничной - смешанной избирательной системе, которая в полной мере учтет права всех граждан. Пропорционально-мажоритарная модель будет лучше отражать интересы избирателей как на национальном, так и на региональном уровнях, подчеркнул Президент РК.

Также весьма важным явилось и то, что Президент предложил «переформатировать и значительно укрепить роль Парламента и тем самым повысить институциональную устойчивость государства. Стране нужна сильная представительная власть, в которой ответственные депутаты, обладающие мандатом доверия народа, будут играть активную роль в государственном строительстве. Впредь депутатский корпус Мажилиса будет формироваться по следующей схеме - 70 процентов на пропорциональной основе и 30 процентов - на мажоритарной. Кроме того, смешанная модель будет внедрена на выборах маслихатов областей и городов республиканского значения» [2].

Очень важным и знаменательным событием явилось решение Президента РК создать «Ұлттық құрылтай» (Национальный курултай). Президент особо подчеркнул, что «наши предки всегда обсуждали и принимали судьбоносные решения всенародно. Свидетельством этого являются великие собрания в Улытау, Ордабасы, Култобе. Мы должны возродить эту демократическую традицию Великой степи, заложившую основы общенационального единства. Поэтому вместо успешно выполнившего свои задачи Национального совета общественного доверия предлагаю создать «Ұлттық құрылтай» (Национальный курултай). Таким образом, подчеркнул Президент К.Ж. Токаев, у нас появится орган, в котором будет представлен широкий спектр самых различных мнений и взглядов. Для обсуждения важных вопросов и проблем члены Курултая будут собираться на регулярной основе» [2].

Особую радость населения страны вызвало предложение Президента РК о совершенствовании административно-территориального устройства страны и проведении децентрализации органов государственного управления и развития местного самоуправления.

В Конституции Республики Казахстан в ст. 89 установлено, что «В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения» [1, с. 49].

В этой связи Президент Касым-Жомарта Токаев предложил концептуальные основы административно-территориальной реформы, децентрализации органов управления исполнительной ветви государственной власти и развития местного самоуправления в Казахстане.

Президент РК подчеркнул, что, меняя систему выборов и порядок формирования Парламента, необходимо учитывать административно-территориальное устройство (АТУ). Очень важно, чтобы оно было оптимальным.

В первую очередь, Глава государства предложил «образовать Абайскую, Улытаускую, Жетысускую области.

Мы продолжим укрепление национального самосознания, возвращая исконные географические названия и возрождая память о наших великих деятелях. Например, город Капшагай тесно связан с выдающейся личностью в истории нашего народа и будет переименован в город им. Д.А. Кунаева» [2].

Президент поручил правительству «тщательно изучить вопросы административно-территориального устройства и предложить пути реализации указанных инициатив. Это непростое дело, нужно подойти к нему, продумав все детали. Вышеуказанные предложения - это еще и возможность принять меры по оптимизации государственных служащих в аппаратах акимов областей и городов республиканского значения с точки зрения их сокращения в зависимости от численности населения регионов, отметил Глава государства» [2].

В начале апреля 2022 года аким региона К. Бозумбаев рассказал, как разделят Алматинскую область. Как отметил К. Бозумбаев, на территории создаваемой Жетысуской области будут находиться два города, восемь районов с 352 населенными пунктами, а на территории Алматинской области - один город, девять районов с 380 населенными пунктами. К. Бозумбаев информировал, что «Разделение Алматинской области придаст мощный импульс развитию двух регионов. Нами разработан алгоритм действий по принятию указа Президента Казахстана об административно-территориальном устройстве. Создана рабочая комиссия по разделению области, в которую вошли соответствующие руководители областных управлений и территориальных органов. Подготовлен проект постановления правительства об изменении границы Алматинской области путем исключения из его территории земель области Жетысу», - сказал К. Бозумбаев на внеочередной сессии областного маслихата [3].

Вместе с тем, на наш взгляд, инициатива Президента РК о создании трех новых областей вызывает некоторые опасения, связанные с финансовым и материально-техническим их обеспечением. Образование новых трех областей потребует значительных бюджетных средств, которых сегодня явно не хватает в стране (административные здания, коммунальные услуги, материально-техническое обеспечение, штатные единицы и т.д.).

В данном случае, прежде всего, необходимо ликвидировать во всех областях все областные органы государственного управления (кроме силовых и правоохранительных структур системы исполнительной ветви государственной власти). На областном уровне должны продолжить функционировать областные маслихаты и областные акиматы (с небольшим мобильным аппаратом), остальные областные органы государственного управления следует упразднить (ликвидировать). Передать в ведение областных акиматов все функции ликвидированных областных структурных подразделений, департаментов и отделов всех министерств и государственных комитетов, агентств, служб (облздрав, облфин, облстат, облоно и др.). Все эти органы должны будут переданы и подчинены областным акиматам с обязательным обеспечением министерствами, центральными органами управления соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами.

Полагаем, что аналогичным образом необходимо провести административные реформы на районном уровне, значительно усилив функции и полномочия районных маслихатов и районных акиматов.

Нам импонирует и то, что Президент РК отметил: «Для повышения доверия граждан к представительной власти особое внимание необходимо уделить маслихатам. Нужно внести соответствующие поправки в законодательство, регламентирующие право Президента вносить на альтернативной основе не менее двух кандидатур на должности акимов областей и городов республиканского значения. Таким образом, Президент будет назначать акимов областей и городов республиканского значения с учетом результатов рассмотрения в маслихатах. Речь идет о косвенных выборах руководителей регионов. Все представленные новации по переформатированию представительной ветви власти направлены на созидание Нового Казахстана с сильной парламентской культурой и влиятельными народными избранниками» [2].

И наконец, следует особо отметить то, что всеобщее одобрение населения страны получило предложение Президента РК К.-Ж. Токаева «осуществить реальную децентрализацию местного самоуправления». В Конституции РК прописаны нормы, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, однако на практике эти конституционные нормы не были реализованы. Глава государства отметил, что «присутствовала имитация, а не местное самоуправление» [2].

Президент РК К.-Ж. Токаев особо отметил, что «сегодня органы местного самоуправления имеют гибридную природу, являясь одновременно институтом местного государственного управления и местного самоуправления. Поэтому необходимо четко обозначить полномочия как маслихатов, так и акиматов на законодательной основе. Необходимо четко определить их функции и полномочия и обеспечить всем необходимым - материально-технической базой и достаточными финансовыми средствами. Успешная политическая модернизация и развитие гражданского общества невозможны без дальнейшего углубления процесса децентрализации власти, отметил Глава государства. Мы продолжим передавать реальные полномочия из центра в регионы. Прежде всего, необходимо эффективно разграничить функции государства и институтов местного самоуправления. Надо понимать, заметил Президент РК, что сильная система местного самоуправления - это базовая основа для прямого участия граждан в улучшении качества жизни в своем родном населенном пункте. Образно говоря - поднимем село, поднимем страну! Необходимо вдохнуть в села и поселки новую жизнь, развить сельскую экономику, сельское хозяйство, и тогда село накормит и город, и страну. Президент подчеркнул, что «без сомнений, казахстанцы уже давно готовы брать ответственность за свои города, районы и села. Не следует недооценивать людей и бояться передавать им полномочия, которые они в состоянии взять на себя. В рамках политической модернизации маслихаты должны стать ключевым звеном местного самоуправления» [2].

Единодушное одобрение вызвала и инициатива Президента РК в части «кардинального пересмотра системы финансирования регионов. В настоящее время сельские округа полностью зависят от вышестоящих акимов и получают поддержку по остаточному принципу. С учетом введения выборности акимов Президент РК считает целесообразным внедрить механизм прямого финансирования органов местного самоуправления в соответствии с передовой международной практикой, что вызывает особое удовлетворение. Требуется также существенно расширить базу их собственности. Обладая существенными ресурсами, они смогут реально влиять на ситуацию и нести ответственность. В противном случае, отметил Президент РК, это просто имитация, а не самоуправление. Всю необходимую подготовительную работу по этому вопросу нужно завершить до середины текущего года. Еще одним важным шагом станет облегчение порядка закупок для органов местного самоуправления, ликвидация бюрократии и формализма. Президент поручил Правительству совместно с Администрацией Президента детально проработать механизмы реализации указанных поручений и учесть их при разработке закона «О местном самоуправлении» [2].

Также одобрение вызвало решение давно назревшего вопроса - «ратификации Казахстаном Европейской хартии местного самоуправления, которая является базовым международным документом в этой сфере», подчеркнул Президент Казахстана К.-Ж. Токаев. Все эти меры будут способствовать появлению действительно авторитетных и ответственных органов местного самоуправления, местных лидеров, способных мобилизовать свои сообщества для эффективного решения волнующих людей проблем. Реальное укрепление системы местного самоуправления откроет новые возможности для развития регионов, снижения иждивенческих настроений, глубинного укоренения демократических преобразований в стране».

В целом мы уверены, амбициозные цели и задачи, которые озвучил Глава Казахстана К.-Ж. Токаев, фактически станут основой построения Нового Казахстана.

Однако, на наш взгляд, к сожалению, Главой государства недостаточно внимания было уделено исполнительной ветви государственной власти, которая является самой сложной в системе власти в части формирования системы органов государственного управления, ответственности и ее эффективной деятельности. Именно Правительство осуществляет реализацию законов и решений Президента РК, государственные программы и планы социально-экономического развития страны. Во все времена большие проблемы возникали во многих странах именно с формированием эффективной системы исполнительной ветви государственной власти.

Ключевую формулу нашего государственного строительства, обозначенную Президентом К.-Ж. Токаевым, - «Сильный Президент - влиятельный Парламент - подотчетное Правительство» необходимо сформулировать следующим образом - «Сильный Президент - влиятельный Парламент - эффективное Правительство». Поскольку Правительство в любом случае подотчетно Президенту и Парламенту (но не населению страны). Прежде всего важно обеспечить эффективную деятельность Правительства РК за счет модернизированной, инновационной системы органов государственного управления. 

Мы полагаем, что с законодательной ветвью и судебной ветвью государственной власти в стране гораздо проще, необходимо лишь обеспечить эти институты власти избранием квалифицированных, достойных, компетентных, честных депутатов и судей. Основными функциями Парламента является разработка и принятие качественных законов и обеспечение эффективного контроля за их реализацией. Суды же отправляют правосудие на основе исковых заявлений (при их наличии), рассматривают их и выносят по ним соответствующие законные решения. Значительно сложнее обстоит дело во всем мире с системой исполнительной ветви государственной власти. Мы однозначно полагаем, что до настоящего времени в стране все еще не создана инновационная, модернизированная, эффективная система исполнительной ветви государственной власти, органов государственного управления и местного самоуправления.

Опыт многих стран мира показывает, что наиболее оптимальное количество министерств или аналогичных структур является 12 или 15, как правило, обязательными являются: министерства финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, а остальные создаются в зависимости от специфики страны, национальных обычаев, традиций и тенденций в развитии мировой экономики. Наиболее высокого уровня государственного управления достигли: Исландия, Финляндия, Новая Зеландия, Швейцария, Норвегия и Люксембург, где его эффективность составила 90 процентов (в Казахстане - едва ли 50 процентов).

Уникальный опыт имеет Швейцария, у которой на протяжении почти 200 лет в структуре исполнительной власти насчитывается всего семь министерств: иностранных дел; внутренних дел; полиции и юстиции; экономики; финансов; транспорта, связи и энергетики; военное министерство. Всего семь министерств - компактная, оптимальная и рациональная структура государственного управления - важнейший фактор, который позволяет Швейцарии занимать одно из ведущих мест в мире по качеству и эффективности государственного управления и по индексу качества развития институтов [4].

В данном контексте мы считаем, что количество населения и размеры территории не имеют особого значения. Главное, на наш взгляд, необходимо сформировать рациональную, компактную, оптимальную и эффективную систему исполнительной ветви государственной власти, органов государственного управления и местного самоуправления 

В. Путин также после прихода к власти в России в кратчайшие сроки упорядочил полномочия всех ветвей государственной власти, провел административно-территориальную реформу и создал сильную государственную систему управления [5].

И сегодня, на наш взгляд, перед Президентом и Парламентом РК стоит глобальная задача по проведению кардинальной, системной административной реформы исполнительной ветви государственной власти, включающей реорганизацию структуры, состава Правительства РК и органов государственного управления на всех четырех уровнях управления (республиканском, областном, районном и первичном уровнях).

Мы твердо уверены, что сегодня необходимо осуществить переход пока еще с существующей в стране советской четырехуровневой системы управления страной (первый - республика, второй - область, третий - район, четвертый - первичный уровень управления (село, поселок и город) на трехуровневое управление (первый - республика, второй - район, третий - первичный уровень управления - село, поселок и город (а в последующем, через несколько лет, когда будут созданы необходимые условия - перейти на двухуровневое управление (первый - республика, второй - первичный уровень управления (села, поселки и горда). В век информатизации, компьютеризации, нанотехнологий и т.д. нет необходимости содержать огромную армию государственных чиновников и значительное количество дублирующих друг друга на республиканском (центральном) уровне управления административных ведомств (более 60 единиц). Можно и необходимо Центр (республиканские органы управления) напрямую связать с районами, селами и городами, используя информационные и цифровые технологии. Все поручения Центра, нормативные правовые акты, планы, программы, отчеты, статистические данные и т.д. можно передавать в районные акиматы для доставки их в села и города республики с помощью ИКТ.

Рассматривая в целом понятие «управление» (менеджмент), следует отметить, что в управление входят как органы государственного управления, так и органы местного самоуправления. Например, в РК в органы государственного управления системы исполнительной ветви государственной власти входят: республиканские, областные, районные и городские органы государственного управления. Органами местного самоуправления являются представительные органы (маслихаты) и исполнительные органы - акиматы, однако в Казахстане они имеют гибридный характер (двойное подчинение), как отметил Президент РК. В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления органы МСУ не должны входить в систему органов государственного управления, то есть в органы местного государственного управления.

После ратификации Парламентом Казахстана данной Европейской хартии местного самоуправления необходимо создать в Казахстане эффективную систему органов местного самоуправления в селах, поселках и городах, четко разграничив функции и полномочия между местными органами государственного управления и органами местного самоуправления, с обязательным финансовым и материально- техническим обеспечением, необходимым местным бюджетом.

Как ранее мы отметили, в Казахстане сегодня на республиканском уровне функционируют более 60 центральных органов государственного управления (республиканских, дублирующих в большей степени друг друга министерств, комитетов, государственных агентств, государственных служб, квазигосударственных организаций, административных ведомств и т.д.).

В Казахстане насчитывается три города - мегаполиса, 14 областей (будет 17), 177 районов, 84 города областного, районного значения, 7031 сел и поселков, на их территории образованы 2383 сельских округа (именно они и являются гибридными органами управления).

Все население РК - 19 млн человек проживают либо в селе и поселке, либо в городе (ни один человек не живет на республиканском уровне, областном или районом уровне - это надстройки). Базой, фундаментом государства являются именно села, поселки и города. Поэтому необходимо все усилия и реновации направить на развитие этих конгломераций, и 70 процентов финансовых средств государственного бюджета необходимо направлять именно на развитие сел, поселков и городов. О чем и сказал Глава РК К.-Ж. Токаев в своем Послании. И тогда, образно выражаясь, когда села и поселки будут развиты в социально-экономическом плане, село будет кормить и свое население, и население города, и население страны в целом.

И сегодня уже имеются замечательные примеры инноваций в этом направлении. Так, например, в Жарлыозекском сельском округе Коксуского района Алматинской области в 2020 году был создан Центр устойчивого развития «OSHAO» в целях разработки и внедрения современных технологий устойчивого развития в сельской местности и сельском хозяйстве и их тиражирования в каждом ауле Алматинской области. За счет спонсорских и грантовых поступлений было построено шикарное административное здание для Центра устойчивого развития «OSHAO», куда могут приходить и решать местные вопросы и проблемы сельчане, проводить различные социально-экономические мероприятия и др. Фактически здание Центра устойчивого развития «OSHAO» стало сельским органом местного самоуправления села. В данном Центре размещены офисы, аудитории для проведения занятий, мастерские с выставочным залом, музей, гостиница, магазин и чайхана, а также другая необходимая инфраструктура для ее деятельности [6].

Мы абсолютно убеждены, что в каждом селе и поселке Казахстана, а их у нас насчитывается 7031 единица, должны быть организованы и созданы такие центры устойчивого развития (сельские, поселковые органы управления, сельские муниципалитеты, конторы и другие органы управления местных сообществ). Чтобы система управления существовала не только в 2383 сельских округах, где в один сельский округ входят в подчинение от двух до 12 сел, а органы управления были в каждом селе и поселке. Именно в этом случае все население сел, поселков и городов (19 млн человек) будет вовлечено в систему органов местного самоуправления в целях развития местной экономики, сельского хозяйства, животноводства и др., в целом для устойчивого развития местных сообществ.

В свою очередь, Научно-экспертным советом Национального конгресса местных сообществ Казахстана «Oшак» в марте 2022 года был разработан проект Национальной стратегии децентрализации государственного управления и развития местного самоуправления в Казахстане на период с 2023 по 2030 год. В нее вошли такие разделы, как: политические, административные реформы и государственная поддержка органов местного самоуправления; оптимизация системы органов государственного управления и местного самоуправления на всех уровнях (центральном, областном, районном и первичном), создание рациональных, компактных и оптимальных органов управления; формирование эффективной правовой базы развития местного самоуправления; проведение экономической и финансовой децентрализации; становление и развитие муниципальной службы, кадровой работы органов местного самоуправления; социальная мобилизация и развитие человеческого потенциала; формирование комфортных условий развития сельской молодежи; консолидация гражданского общества; построение Нового Казахстана; механизм реализации данной Национальной стратегии. Национальный конгресс местных сообществ Казахстана «Oшак» (на рус. - «Очаг») приложит все свои усилия для создания аналогичных центров устойчивого развития, сельских, поселковых органов управления, сельских муниципалитетов, контор и других органов управления местных сообществ в каждом селе и поселке страны, при активной поддержке органов государственного управления республики. При этом важно подчеркнуть, что сегодня следует создать необходимые условия для сельской молодежи, с тем чтобы они не мигрировали в города (и за рубеж), а, наоборот, вернуть их из городов в села и поселки. Для этого необходимо создать равные условия жизни в селах, по всем направлениям социально-экономического развития (благоустроенные квартиры, спортивные и тренажерные залы, стадионы, технические колледжи, ВТУЗы, спортивные, культурные центры и т.д.)

На наш взгляд, было бы целесообразным образовать в РК максимум 17 министерств, которые бы несли ответственность за развитие социально-экономического развития в стране (и никаких больше дублирующих друг друга центральных, республиканских комитетов, агентств, квазигосударственных организаций, служб, административных ведомств и т.д.). Это могут быть такие министерства, как: министерство продовольствия, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; министерство экономики, финансов, доходов, планирования и инвестиций; министерство здравоохранения и медицинского обеспечения; министерство образования, науки, культуры, спорта и туризма; министерство архитектуры, строительства, и урбанизации; министерство информатизации, транспорта, коммуникаций и путей сообщения; министерство государственной безопасности; министерство обороны и ЧС; министерство внутренних дел и общественной безопасности; министерство труда и социальной защиты; министерство энергетики и газовой промышленности; министерство недропользования и горнорудной промышленности; министерство водного и рыбного хозяйства; министерство аэрокосмического развития; министерство экологии и охраны природы; министерство иностранных дел; министерство юстиции.

Соответственно в областных и районах акиматах будут функционировать всего 17 отделов, департаментов, управлений вышеуказанных 17 министерств, и которые войдут в штатное расписание этих акиматов. Это позволит оптимизировать систему органов государственного управления исполнительной ветви государственной власти, а также систему органов местного самоуправления, ликвидировать дублирующие органы, структуры. Поскольку в селах, поселках и городах будут функционировать только органы местного самоуправления. Тем более что уже принимаются ряд мер в этом направлении министерствами.

Так, в 2021 году Министерство национальной экономики разработало Концепцию к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного самоуправления». В Концепции отмечается, что «планируется дальнейшая децентрализация власти и создание действенной системы местного самоуправления. С учетом потенциала института местного самоуправления на селе значительным шагом будет передача с районного уровня на уровень села функций по: решению вопросов благоустройства и внешнего оформления общественных мест; организация выставочно-ярмарочной деятельности; организация раздельного сбора коммунальных отходов; оказанию электронных услуг с применением информационных систем в пределах своей компетенции и др. Также в Концепции отмечается, что разграничение полномочий между уровнями государственного управления и местного самоуправления приведет к закреплению за каждым уровнем присущих ему полномочий и позволит повысить ответственность каждого уровня управления, исключить дублирование функций и полномочий между уровнями, эффективно использовать ресурсы для решения задач местного значения и расширить самостоятельность органов местного самоуправления [7].

Глава государства отметил, что «для реализации обозначенных инициатив потребуется внести изменения в более чем 30 статей Конституции РК (этим и надо воспользоваться при принятии и реализации наших рекомендаций). Кроме того, до конца года нужно будет принять свыше 20 законов» [2]. Среди них мы видим проекты законов, как ранее было отмечено, такие законы, как: «О местном самоуправлении», «О муниципальной собственности органов местного самоуправления», «О финансово-экономической деятельности органов местного самоуправления», «О муниципальной службе и кадровой работе органов местного самоуправления», «О социальной мобилизации местных сообществ» и др.

Мы также должны учитывать все внутренние и внешние вызовы, заявил Президент РК К.-Ж. Токаев, «начало кардинальной трансформации страны совпало с разразившимся в мире кризисом. Сегодня на планете разразился разрушительный геополитический шторм. Очевидно, что современная международная ситуация окажет и уже оказывает влияние и на Казахстан. Однако какими бы тяжелыми ни были времена, мы будем твердо следовать своим курсом» [2].

Таким образом, учитывая вышеизложенное, мы всецело поддерживаем инициативы Главы Казахстана К.-Ж. Токаева и в свою очередь приложим все свои усилия в деле формирования эффективной системы органов государственной власти, особенно системы исполнительной ветви государственной власти, а также в построении Нового Казахстана. Мы уверены, что 5 июня 2022 года казахстанцы поддержат на всенародном голосовании проект Конституции, выносимый на референдум, с внесенными в него изменениями и дополнениями. Тем не менее мы считаем, что в дальнейшем необходимо осуществить системный и детальный анализ всех норм Основного закона Казахстана и внести в него необходимые, существенные изменения и дополнения, и в первую очередь по правам и свободам человека, системе органов государственной власти.

Так, например, на наш взгляд, необходимо систематизировать все права и свободы человека и гражданина по следующим категориям (блокам): личные права и свободы; политические права и свободы; экономические права и свободы; культурные права и свободы; социальные права и свободы и т.д. В связи с образованием «Ұлттық құрылтая» (Национальный курултай) считаем возможным функционирование однопалатного парламента в РК - Законодательного собрания РК. Внести соответствующие изменения в Основной закон РК с широким, всенародным обсуждением инноваций, в том числе в части обеспечения самостоятельности исполнительной ветви власти и судебной ветви государственной власти (реально основываясь на принципе разграничения государственной власти на три ветви). Установить норму, в соответствии с которой правительство будет состоять из 17 министерств, и больше никаких республиканских (центральных) органов государственного управления. Ввести систему трехуровневого управления в стране. Особенно необходимо на основе (предстоящей ратификации) Европейской хартии местного самоуправления в Конституции РК установить четкие и ясные нормы, способные обеспечить эффективное местное государственное управление и местное самоуправление. Обеспечить создание в каждом селе, поселке и городе эффективные органы местного самоуправления.

«Уверен, - подчеркнул Президент РК, - что важные решения будут приниматься открыто, с участием граждан, потому что государство будет прислушиваться к голосу каждого, опираясь на поддержку народа, в единстве и согласии мы добьемся поставленных целей. Новый Казахстан - это завет нынешнего поколения будущим».

Литература

  1. Конституция Республики Казахстан, принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года (в редакции Закона Республики Казахстан от 7 октября 1998 года, Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года, закона Республики Казахстан от 2 февраля 2011 года, Закона Республики Казахстан от 10 марта 2017 года), Алматы, ТОО «&&&», 2017. - 54 с.
  2. Послание Главы государства Касым-Жомарт Токаева народу Казахстана «НОВЫЙ КАЗАХСТАН: ПУТЬ ОБНОВЛЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ». 16 марта 2022 года. www.prezident.rz.
  3. «Бозумбаев рассказал, как разделят Алматинскую область». Новости Казахстана. Источник: kz 01.04.2022.
  4. Швейцарская политическая система - SWI swissinfo.ch. https://www.swissinfo.ch › rus › швейцарская-политич... 7 дек. 2015 г.
  5. Медведев Р. «Владимир Путин: продолжение следует». - М.: Время, 2009. - 288 с.
  6. Центр устойчивого развития «OSHAO». Сайт «Ochag». «Какие полномочия получат сельские акимы». Источник: Zakon.kz. 04.10.2021

Компонент комментариев CComment