Высшая аудиторская палата (ВАП) обнародовала результаты проверок бюджетов регионов Казахстана за первое полугодие 2025 года, которые констатируют огромные масштабы проблем – выявлены баснословные цифры финансовых нарушений в государственном управлении – 298,3 млрд тенге нецелевых расходов, 472 млрд – просчетов в планировании и 198,9 млрд – неэффективного использования.

И это не только сухие данные отчета.

Мы уже хорошо знаем, что эти нарушения носят устойчивый характер, став громким симптомом глубокого системного кризиса, свидетельством того, что принципы рациональности и ответственности при работе с бюджетными средствами все еще остаются на бумаге и словах.

Аудиторские проверки по стране только за полгода показывают, что эта печальная тенденция не только сохраняется, но и усугубляется, выливаясь в общенацио­нальную проблему, которая напрямую бьет по благосостоянию каждого гражданина страны.

Проблема массовой преступной халатности и циничной бесхозяйственности, хронического неэффективного планирования и расхода средств гораздо глубже. В одиночку такого не наворотишь.

За этим стоят коррупционные группы. Безмолвные и с виду беспристрастные, как воины знаменитой Терракотовой армии…

В итоге средства, которые могли быть направлены на развитие инфраструктуры, поддержку бизнеса или модернизацию здравоохранения, либо разворовываются, либо годами «блуждают» по счетам, не реа­лизуя свой инвестиционный потенциал. Это приводит к экономическому застою и бьет по кошелькам простых граждан.

Ревизионная комиссия во время аудита эффективности управления занятости и социальной защиты столицы выявила нарушения почти на 1,3 млрд тенге.

За каждой единицей с девятью нулями стоят конкретные человеческие жизни и нерешенные общественные задачи. Когда в Астане центр для людей с психоневрологическими заболеваниями не может начать работу годами, а в социальной сфере фиксируются миллиардные нарушения, это означает, что самые уязвимые слои населения лишаются жизненно необходимой поддержки.

Так, из-за затянувшихся процедур приобретения здания для центра «Жардем» 453 млн тенге остались неосвоенными и были возвращены в бюджет. В результате люди с инвалидностью, нуждающиеся в помощи, остались без поддержки.

Это пример того, как планирование оторвано от реальных возможностей и потребностей, а деньги годами «замораживаются», не принося пользы.

Порочная практика нецелевого использования средств: в Сарканском районе аудиторы обнаружили, что коммунальным предприятием «Сарқан су құбыры» было потрачено более 200 млн тенге на объекты, не состоящие на балансе. Подобные факты указывают на отсутствие элементарного финансового контроля и культуры управления активами на местах.

Тревожным сигналом низкой результативности и безнаказанности является крайне низкий процент восстановления ущерба.

Согласно отчету за первое полугодие 2025 года, вернуть в бюджет удалось лишь около 22 процентов от огромных сумм выявленных нарушений. Статистика эта дает повод для новых злоупотреблений.

Убытки квазигосударственных предприятий, как, например, «Алматыэлектротранс», исчисляемые в десятки миллиардов, ложатся дополнительным бременем на бюджет и, в конечном счете – на налогоплательщиков. Чтобы хоть как-то пополнить бюджет, власти города всеми правдами-неправдами стараются найти непопулярные решения, в том числе увеличив парковочное пространство города, сами понимаете, за счет взимания платы с транспорта граждан.

В целом мы наблюдаем колоссальный разрыв между строгостью к обычным гражданам, которые вынуждены отчитываться за каждую снятую с карты сумму, и безнаказанностью чиновников, ворочающих миллиардами бюджетных денег, что подрывает основы социальной справедливости и доверия к государству.

 

КТО В ЧЕРНОМ СПИСКЕ

 

Финансовые нарушения, незаконные операции с деньгами, неправильное оформление расходов, нецелевое использование средств, завышение стоимости работ и так далее. Больше всего «букет» подобных нарушений выявлен в следующих регионах:

Западно-Казахстанская область – 76 миллиардов тенге.

Кызылординская область – 56 миллиардов тенге.

Акмолинская область – 55,8 миллиарда тенге.

Показатели нарушений в крупнейших городах Казахстана:

Астана – 23,3 миллиарда тенге.

Алматы – 13,8 миллиарда тенге.

Шымкент – 20,5 миллиарда тенге.

 

ОТ КОНСТАТАЦИИ – К ДЕЙСТВИЮ

 

Выявленные ревизионными комиссиями нарушения на сотни миллиардов тенге – это не просто финансовые потери. Это индикатор глубокой болезни системы госуправления, при которой бюджет перестает быть инструментом развития и превращается в поле для злоупотреблений и ничем не прикрытой коррупции.

Пока миллиарды неэффективно планируются и используются, школы и больницы недополучают финансирование, социальные программы остаются нереализованными. Преодоление этого кризиса – вопрос не только экономической, но и политической воли, без которой невозможно построение современного, справедливого и эффективного государства.

Ведь так больше продолжаться не может. Призывая граждан затянуть пояса, обложив налогами и штрафами, подняв цены на жизненно необходимые товары, власть предержащие не торопятся исправлять ситуацию: метастазы коррупции проникли сегодня во все сферы, от школьных бухгалтерий до государственных структур.

Задержание отдельных чиновников – это видимость борьбы, точечные меры. Всех не пересажать. Рука, как говорится, руку моет.

Поэтому необходим комплексный пересмотр системы управления, с введением персональной ответственности, неотвратимости наказания за нарушения, вплоть до уголовной. Аудит должен заканчиваться не только предписаниями, но и реальными делами и приговорами.

Сегодня модным трендом стала тема цифровизации. Но грош ей цена, если она не приведет к прозрачности, когда все государственные закупки и исполнение бюджетов не станут максимально открытыми и доступными для общественного контроля через удобные цифровые платформы.

Мы видим, как провинившихся чиновников «тусуют», как карточную колоду, с места на место. На скамейке запасных одни и те же лица. Это говорит о деградации системы профессионального управления. Никто не торопится внедрять современный менеджмент управления бюджетированием, ориентированного на результат, привлекая на госслужбу высококвалифицированных менеджеров на конкурсной основе.

Пора включать действующие правовые механизмы борьбы с нарушениями, как это принято в цивилизованном обществе.

 

ГОЛОС НАРОДА

 

Ситуация с выявленными миллиардными нарушениями вызвала негодование граждан и законные вопросы. Об этом они делятся в соцсетях. Давайте послушаем, о чем говорят казахстанцы.

«Почему уголовные дела не возбуждаются в отношении тех, кто на триллионы распилил казну государства? У нас казна стала «ОБЩАКОМ»? Кто из виновных отправлен на скамью подсудимых или запятнанные чиновники продолжают «трудиться в поте лица, во благо» народа и государства? Сколько еще ВАП намеревается заниматься отпущением грехов? И почему наши многонеуважаемые два дублирующих министерства не ищут причину дыры в бюджете в карманах чиновников? Почему за все разворованное, распиленное, поделенное, несет ответственность простой люд и отвечает своими Каспий переводами, снятием денежной наличности со своих же банковских счетов? Почему сажают только тех, кто украл миллионы, а кто миллиарды и триллионы распилил, продолжают дальше «трудиться» на народ Казахстана? В нашем государственном устройстве какие-то двойные стандарты не прослеживаются, случайно? Сколько еще нам придется наблюдать этот «спектакль или цирк»?

«Пока есть Самрук, Байтерек и т.д. у нас так и будет продолжаться», «О масштабах неэффективности правительства, средства разворованы ... и все сидят дальше, получают зарплаты от наших налогов. Кто-то даже на повышение идет. А стоит простому гражданину задолжать копейку в бюджет, счета арестованы, пени капают, запрет на выезд и т.д.».

Правительству поручено «усилить меры по снижению инфляции и росту доходов казахстанцев». Интересно, как они собираются это сделать? Это ведь не поменять часовой пояс принятием постановления. Здесь, как минимум, несколько лет напряженной работы по росту экономики, а это дело директивами и поручениями не решить. Этому правительству такие выражения, как компетенция, профессионализм и ответственность, прямо скажем, не подходят. Мы действительно живем в удивительной стране», «Никакого созидания и развития, только выживание. Не страна, а какая-то территория безысходности».

«Главное качество назначаемых министров – это быть родственником уважаемых людей и умение заносить деньги другим не менее уважаемым людям. Об этом все знают, но застенчиво умалчивают. И почему-то требуют от этого правительства каких-то решений. Они умеют решать только одно – как распилить бюджет и получить откат на господряде».

«Когда вспоминаешь эпоху Назарбаева, ярко бросается в глаза одна особенность – это его падкость на красивые картинки. Презентации, яркие графики, пафосные доклады – все это умело преподносили ему ушлые люди из окружения. Под эту «обертку» продавались дорогостоящие и зачастую ненужные проекты. Так родилось
ЭКСПО-2017, куда были вбуханы миллиарды ради «имиджа страны». Так же начинался ЛРТ, который предлагали Назарбаеву как «современный транспорт будущего», а в реальности он так и не разгрузил Астану. Так же пестрили афиши Астанинских экономических форумов, куда за большие гонорары привозили нобелевских лауреатов.

Туристические выставки за рубежом, заводы-пустышки – планшетный, планеров, все это красиво запускалось, нажимались красные кнопки, а на выходе был пшик. Сейчас, похоже, история повторяется. Только вместо заводов и форумов нам предлагают «будущее искусственного интеллекта». Красочные диджитал-форумы, приезды звезд вроде Павла Дурова, красивые речи про инновации. Но в реальности за этим стоят те же схемы: скоро начнется активное выкачивание денег из бюджета, рост коррупции и нажива для тех, кто умеет правильно «подать презентацию».

«Особенно заметно, как новые богачи, разбогатевшие вовсе не собственным трудом, а на близости к власти, проводят сегодня роскошные мероприятия. Там они варятся в собственном соку, рассуждают про «теории успеха». Хотя их единственный настоящий успех, что они вовремя оказались рядом с Первым кругом», «Проблемы страны в непрофессионализме тех, кто решает. В развитых странах тоже полно непрофессиональных политиков (один Трамп чего стоит), но там многое решает реальный бизнес. А у нас решают те, кто держит руку на кране бюджета».

В Китае коррупция приравнивается к измене родине, с соответствующим наказанием, вплоть до смертной казни. Максимальная мера наказания в виде смертной казни устанавливается за два вида преступлений: получение взятки (ст. 385 и ст. 386 УК КНР) и хищение государственного имущества (ст. 382 и ст. 383 УК КНР). У нас же с высокой трибуны было сказано: «Если госслужащий ошибся при принятии решения, при этом не преследуя злого умысла похитить бюджетные средства или незаконно обогатиться за счет взятки, он не должен привлекаться к уголовной ответственности. В противном случае мы парализуем госаппарат. В орбиту уголовного преследования должны вовлекаться чиновники, которые намеренно пошли на совершение коррупционных преступлений». Как-то так…

 

Асия НУРИМБЕТОВА

Компонент комментариев CComment