В Закон «О защите прав потребителей» предлагаются нововведения, согласно которым потребители при обращении в суд за защитой своих прав будут освобождены от выплаты государственной пошлины. Наряду с этим, вводится норма, ухудшающая положение субъектов бизнеса.

Региональные палаты Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» организуют на своей площадке обсуждение субъектами бизнеса поправок, предлагаемых в Закон «О защите прав потребителей» и в Кодекс об административных правонарушениях. Обсуждение состоялось и в Палате предпринимателей ЗКО, для участия в котором были приглашены представители бизнес-сообщества региона, также региональной палаты юрист-консультантов.

Руководитель областного департамента по защите прав потребителей Эльмира Киматова сообщила, что обновление законодательства инициировано вышестоящим Комитетом, функционирующем при Министерстве торговли и интеграции, а также – Министерством юстиции.

Цель нововведений – усиление механизмов защиты прав потребителей через создание института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Введение этой должности предполагает установление гражданско-правового штрафа, налагаемого судом в пользу общественного института.

«Взыскание гражданско-правового штрафа в пользу общественного института позволит осуществлять судебную защиту прав потребителей без взимания оплаты с потребителей», – отметила руководитель областного департамента по защите прав потребителей.

Взыскание будет применяться в случаях, если предприниматель отказался во внесудебном порядке пойти на требование покупателя (получателя услуги, если речь идет о проведении работы либо оказания какой-либо услуги).

Эльмира Киматова подчеркнула, что для обращения в суд обязательным основанием должна являться невозможность разрешения спора в рамках досудебного урегулирования, и если стороны не смогут договориться у медиатора, то потребитель будет вправе просить уже суд об удовлетворении своего требования.

Таким образом, с усилением механизмом защиты прав потребителей одновременно повышается роль института медиации в гражданско-правовых отношениях. Такая перспектива пришлась по душе юрист-консультантам, однако субъекты бизнеса, принимавшие участие в обсуждении актуального для них вопроса, высказались против предлагаемого нововведения.

«Обращение в суд – право каждого гражданина, и не нужно никаких нововведений. Я за то, чтобы предприниматели имели равные права с потребителями», – высказал мнение Марат Сагитов, отметив что если норму примут, ее можно расценивать как давление на бизнес.

Представители бизнес-сообщества ЗКО подчеркнули, что инициируя введение штрафных санкций в отношении предпринимателей госорганы способствуют ущемлению прав субъектов бизнеса.

«Не стоит забывать о том, что есть категория людей, которых можно назвать недобросовестными покупателями, и введение нормы о денежном взыскании поспособствует тому, что предприниматели, попросту, будут «загнаны в угол», – возмутился Марат Сагитов.

Палата предпринимателей ЗКО, как организация, защищающая права и законные интересы субъектов предпринимательства, усматривает множество оснований для того, чтобы поправки, ухудшающие положение бизнеса, не вносились.

«К примеру, купив обувь по низкой стоимости, а спустя пару дней она пришла в негодное состояние, недобросовестные покупатели требуют от продавца принять обувь назад либо произвести замену товара. Таких фактов множество, и здесь вопрос осознанности самих покупателей при осуществлении покупки: отдавая предпочтение низкой цене, приобретают товар низкого качества», –отметила заместитель директора регпалаты НПП «Атамекен» Магрипа Нигишева.

Претензии, озвученные субъектами бизнеса, также мнение сотрудников правового блока Палаты предпринимателей ЗКО относительно несовершенства предлагаемых изменений в законодательство, будут направлены в центральный аппарат.

Саида ТУЛЕГЕНОВА, Западно-Казахстанская область

Компонент комментариев CComment