Ерлан ЖАНАЙДАРОВ

главный специалист отдела администрирования юридических лиц Управления государственных доходов по Ауэзовскому району г. Алматы

На сегодняшний день расчеты безналичным путем за товары и услуги, в том числе покупки через маркетплейсы, стали очень популярными среди населения. В связи со стремительным ростом безналичных платежей, обусловленным изменениями потребительских запросов и с появлением новых платежных технологий, большинство представителей малого и среднего бизнеса активно стали реализовывать свои товары и услуги посредством популярных финтех компаний и с использованием сервисов онлайн платежей.

В частности, большинство предпринимателей используют сервисы и продукты Kaspi.kz, т.е. выставляют свои товары и услуги для продажи на торговой площадке Kaspi Магазин, проводят реализацию путем предоставления кредита или рассрочки посредством Kaspi Red, «Kaspi Рассрочка» и принимают оплату через сервисы приема платежей Kaspi Pay: «POS-терминалы», «Smart-POS», «Kaspi QR».

Также, предприниматели в сфере оказания услуг (общественное питание, салоны красоты и т.п.), и розничные реализаторы (продуктовые магазины, аптеки) используют «POS-терминалы» и «Smart-POSы» от Kaspi Pay для приема платежей от населения. Как показывает практика администрирования налогоплательщиков, предприниматели использующие сервисы и продукты Kaspi Pay, это в основном индивидуальные предприниматели и юридические лица, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, которые не зарегистрированы в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость.

Также, многие индивидуальные предприниматели не ведут бухгалтерский и налоговый учет. В период представления налоговой отчетности они обращаются за разовыми услугами к бухгалтерским компаниям или т.н. приходящим бухгалтерам. В связи с чем, у данных категорий налогоплательщиков возникают налоговые риски и соответствующие последствия в части нарушения норм налогового законодательства. Основные нарушения, выявляемые по результатам камерального контроля:

– нарушение норм, предусмотренных пп. 2, п. 2 ст. 683 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», то есть, превышение дохода за налоговый период для специального налогового режима на основе упрощенной декларации – 24 038-кратный размер МРП, установленного Законом «О республиканском бюджете» и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

– нарушение норм, предусмотренных п. 2 ст. 82 Налогового кодекса, то есть, размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость превышает в течение календарного года минимум оборота, предусмотренных п. 4 ст. 82 Налогового кодекса. Минимум оборота составляет 20 000-кратный размер МРП, установленного Законом «О республиканском бюджете» и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

– нарушение норм, предусмотренных п. 1, ст. 166 Налогового кодекса, то есть на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольнокассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных. За вышеизложенные нарушения норм налогового законодательства предусмотрены административные взыскания:

– за нарушение норм, предусмотренных пп. 2, п.2, ст. 683 Налогового кодекса, предусмотрена ответственность по ст. 270 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» . (Неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима), также по ст. 272 КоАП РК (Непредставление налоговой отчетности);

– за нарушение норм предусмотренных п. 2, ст. 82 Налогового кодекса предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 269 КоАП РК (Нарушение налогоплательщиком установленного законодательными актами Республики Казахстан срока подачи налогового заявления в орган государственных доходов о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость), также по ч. 3, ст. 275 КоАП РК (Совершение оборота за период непостановки на учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, которое влечет штраф в размере 15 процентов от суммы оборота за период непостановки на учет);

– за нарушение норм, предусмотренных ст. 166 Налогового кодекса предусмотрена ответственность по ст. 284 КоАП РК (Нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин). Вышеуказанные нарушения выявляются органами государственных доходов по результатам камерального контроля, в частности на основе изучения данных электронных счетов-фактур, выписываемых ТОО «Kaspi Pay». В связи с вышеизложенным, Управление государственных доходов по Ауэзовскому району г. Алматы, в целях соблюдения норм налогового законодательства налогоплательщиками и во избежание административных взысканий рекомендует: – соблюдать нормы налогового законодательства, в части самостоятельного отслеживания доходов, получаемых посредством использования маркетплейсов и сервисов приема платежей;

– по возможности, на постоянной основе пользоваться услугами компетентных бухгалтеров, и аутсорсинговых организаций в области бухгалтерского и налогового учета;

– рассмотреть другие подходящие специальные налоговые режимы, такие как Специальный налоговый режим – «розничный налог», Специальный налоговый режим – «С использованием фиксированного вычета», а также возможность применения «Трехкомпонентной интегрированной системы» (ТИС);

– не допускать занижение (сокрытие) доходов при представлении налоговой отчетности.

Компонент комментариев CComment