К 130-летию композитора, хормейстера И.В.Коцык

          Коцык Иван Васильевич (Коцик) родился в Польше в 1891 году, учился в Варшавской консерватории. Внес огромный вклад в создание многоголосного хора впервые в Казахской республике, партитур для первых казахских опер, киносценариев.

Коцик 02Иван Васильевич КоцыкВ 2021 году ему исполнится 130 лет. К сожалению, о нем мало пишут, он словно остался в тени своих коллег: Затаевича, Брусиловского, хотя сотрудничал с ними и щедро делился музыкальным багажом. Именно Коцыку И.В. принадлежит заслуга в собирании и обработке казахских народных песен и музыкальном переложении произведений казахских самородков-исполнителей на севере республики, в далекие 1920 годы.

Исследователи биографии выдающегося хормейстера и организатора музыкальной хоровой певческой культуры Казахстана до сих пор не публиковали факты его преследований со стороны Советской власти. Причиной тому был дефицит документальных материалов. Нам удалось не только восстановить эту страницу биографии великого музыканта-этнографа, в частности, о первом аресте 1930 года и пребывании в ГУЛаге, но и обнаружить редчайшие фотоснимки его пребывания в Петропавловске.

Так, на одном из фото Иван Коцык запечатлен с коллегами по Казахскому педтехникуму в 1925 году. Именно в июне 1925 года состоялся первый выпуск, на фото в верхнем ряду выпускники, сидят преподаватели. Что интересно, третий слева в первом ряду – директор Казпедтехникума, также репрессированный Жумагали Тлеулин. Его изображений у потомков почти не сохранилось, снимки были изъяты при аресте. Пятый слева в первом ряду – Иван Коцык, преподаватель пения и теории музыки. Снимок хорошего качества, передает атмосферу воодушевления. Еще ничто не омрачало надежды на будущее и грандиозные планы коллектива…

         Петропавловский период деятельности Коцик И.В. подробно освещается в статьях и книгах петропавловских краеведов К.Муканова и Т.Макаровой. Именно в Петропавловске работал маэстро с 1923 года и прославил Казахский педтехникум (открыт в 1922 году), создав многоголосый хор студентов. Да такой хор, что его пригласили выступить в 1928 году в Москве. Центральные и местные газеты бурно приветствовали успех коллектива и его руководителя…

         Мы обратились к архивам Казахстана, Кыргызстана и Российской Федерации, с целью больше узнать о талантливом человеке с душой новатора, искренне полюбившего степную песенную культуру. Хочется поделиться находками, поскольку они раскрывают неизвестные грани его многотрудной биографии.

         …Официальная биография Ивана Васильевича обрывается примерно на 1937 годе, его работе в столице Кыргызской республики.  В письме редактору газеты «Правда» Михаилу Кольцову в 1936 году, и в автографических «сведениях о музыкальной деятельности» (1935 год) Коцык указывал, что родился в Польше, учился и работал, пока в 1918 году не был выслан в Советскую Россию, вместе с другими русскими, по приказу немецкого командования. С 1919 года в Донбассе занимался педагогической деятельностью, преподавал географию, русский язык и пение. «В 1923 году из Донбасса (Дружковские заводы) с семьей переехал в Петропавловск, где младший брат состоял на службе в Красной Армии». (Композитор умолчал о том, что Николай Васильевич Коцык, 1893 г.р., инженер, за год до этого, в 1922 году, был арестован в Петропавловске. Младший брат обвинялся в контрреволюционной деятельности, однако вскоре был выпущен на свободу. В том письме Кольцову Иван Васильевич причислил себя к числу «выживших в лагерях ОГПУ (НКВД), честно прошедших эту суровую школу».

         В Петропавловске Коцык старший оказался востребованным, как организатор оркестра и хора, преподаватель теории музыки. Ему «предложено было работать в казахском и русском педтехникумах, совпартшколе и средних школах». На первых порах, как сообщал композитор, «я заинтересовался казахскими песнями, стал собирать и записывать их, организовал первый в истории Казахстана казахский хор из 60 человек». И.В.Коцык впервые ввел четырехголосие и составил сборник из 50 песен казахского народа, с историей каждой песни. Его творческая деятельность была известна А.В.Затаевичу.

         Круг общения одаренного музыканта складывался в городе из педагогов и студентов местных школ, совпартшколы и педтехникумов, сотрудников библиотек, участников большого русского хора при губернском финотделе. С началом сезона арестов среди казахской интеллигенции Алаш, за Коцыком пришли в ноябре 1930 года. Первый арест состоялся в Петропавловске, но об этом биографы не упоминают вовсе.

         Возможно, то было связано с именем Ныгмета Нурмакова, поскольку концерт в Москве был организован по его инициативе. Поводом к аресту могло послужить знакомство Ивана Коцык с Магжаном Жумабаевым и Жумагали Тлеулиным, директором Петропавловского Казпедтехникума в 1922–1927 годах. К аресту И.В.Коцык требовались серьезные основания; ведь он был фигурой известной, обласкан Казахским правительством, переписывался с другим музыковедом А.В.Затаевичем.

         Изучив личный фонд И.Коцык, удалось установить ранее неизвестные подробности его жизни и творчества. Оказалось, что после отбывания наказания на Беломорканале, откуда он был выпущен на 10 месяцев раньше срока, как «ударник-культурник» (из автобиографии), вел в лагерях музыкальную работу дирижера хора и оркестра народных инструментов.

         Оставаться в Петропавловске ему не хотелось, и в 1933 году Коцык перебрался с семьей в Алма-Ату, столицу Казахской республики. Нет сомнений, что ему помогли Затаевич и другие деятели культуры, хорошо знавшие и ценившие его. Этап формирования труппы казахского театра, постановки первых опер, написание партитур – интересный и трудный процесс, который захватил полностью время сорокалетнего композитора.

Коцик 01Редкое фото: Иван Васильевич Коцык в Капедтехникуме среди коллег и первого выпуска студентов, июнь 1925 года. Петропавловск.

           Казалось, что вызовы судьбы – в прошлом, а впереди – безоблачная карьера, любимая работа. Он весьма плодотворно трудился: заведующим литчастью радиокомитета, выступал с вновь созданным казахским хором на эстраде и в театрах Алма-Аты, научным работников по искусству при наркомате просвещения. В сентябре 1933 вместе с Жуматом Шаниным приступил к созданию музыкального театра. В ноябре 1933 его приняли композитором Музтеатра, заведующим учебной частью студии и дирижером симфонического оркестра.  За 35 дней написал музыку к первой музыкальной пьесе «Айман-Шолпан» (ноябрь 1933), премирован наркомпросом. В апреле 1934 года за 45 дней им написана музыка к пьесе «Шуга», за что был награжден Почетной грамотой КазЦИКа.

          По словам М. О. Ауэзова, «…музыка всех этих постановок взята всецело из богатейших запасов народных вокальных и инструментальных мелодий. Над обработкой, сюжетной увязкой и перекомпоновкой их для создания увертюр, соответственно осмысленных арий и для создания музыки балетных номеров работают талантливые русские композиторы Брусиловский, Коцик использовали в музыкальном оформлении пьес наиболее содержательные и красочные песни, кюйи (сложные мелодии) различных областей Казахстана».

         С сентября 1934 года, параллельно с обязанностями хормейстера, работает в муздрамтехникуме: завуч, преподаватель. С декабря 1934 -1935 гг. – заместитель директора по художественной части Казахской Государственной филармонии, руководитель казахской и русской капеллы. В апреле 1935 года премирован 500 рублями и награжден грамотой Карагандинского облисполкома за проведение олимпиады по искусству. С июля 1935 года заведовал курсами по подготовке в Москву хора оперного отделения. То была «лебединая песня» хормейстера, который вложил душу в подготовку знаменитой декады казахского искусства в Москве.

         …В 1935 году вся республика готовилась к празднованию 15-летия советского Казахстана. Музыкальное произведение к этой дате готовил и Иван Васильевич Коцык. Однако оно неизвестно специалистам, т. к. на автора начались гонения. Оригинальный экземпляр партитуры мы обнаружили в Москве в фонде Затаевича, где хранятся две музыкальные рукописи И.Коцык: "XV лет Казахстана" для фортепиано и - обработка казахской народной песни «Зауреш» для голоса и фортепиано.

         Будучи в отчаянии от того, что его не включили в делегацию от КазАССР на дни декады казахской культуры в Москве, Иван Васильевич написал письмо М.Кольцову, редактору газеты «Правда». В нем он указывает свои данные: русский, заместитель директора по художественной части Казахской филармонии, композитор. Адрес, по которому он проживал с семьей в Алма-Ате – улица Карла Маркса, 61, квартира 9.

         Воодушевленно готовившего труппу филармонии и театра к декаде в Москве, Коцыка в последний момент отстранили от поездки. Композитор был в отчаянии, ведь его в Москве на вокзале должны были встречать ученики и знакомые. Однако сопровождавший коллектив артистов нарком Т. Жургенев сообщил им, что Коцык «сильно болен». Юбилейный год для композитора оказался драматичным: его не представили к наградам, фамилии его исчезли с афиш. Ему напомнили об отсидке в лагерях… Год спустя, в 1936 году семья Коцык в составе пяти человек переехала в Киргизию, где композитор приступил к работе по обработке кыргызских песен, организовал при местном театре хоровую капеллу. Он принял участие в качестве хормейстера в подготовке музыкальной пьесы «Алтын кыз», 1937–1938 гг.

         Позже 1938 года его имя в истории кыргызского театрального музыкального искусства не упоминается, поиск продолжается. Дата и место захоронения И.В.Коцыка не установлено, 1946 год указывается приблизительно как год кончины. Его супруга, Суркова Елена Григорьевна в 1960 годы передала архив мужа Казахскому государству. В нем - партитуры музыкальных обработок казахских народных песен и произведений Укили Ыбырая (Сандыбаева) и других самородков, записанных с помощью Исы Байзакова, Куляш Байсеитовой и Жусупбека Елебекова, Зараба Темербекова, Мариям Егоровой, Камбара Медетова.

         Даже небольшие находки автографов композитора радуют, как отражение изумительного внутреннего мира светлого и ранимого человека, каким был Иван Васильевич. Его жизнь оборвалась слишком рано, тогда как он мог создать еще немало коллекций народного песенного творчества. Деятельность и заслуги И.В.Коцык важно увековечить в Алматы и Петропавловске, как выдающегося труженика на ниве педагогики и музыкального казахского искусства.

Гюльнар МУКАНОВА,

кандидат исторических наук,

профессор КазНУ им. аль-Фараби

 

Компонент комментариев CComment