События последних лет явственно обнажили, что дети являются наиболее уязвимой частью населения. И в этом вопросе, в том числе и из-за несовершенства закононодательства, было много подводных камней. Поэтому на высокой точке кипения общества был принят закон, который, надеемся, станет поворотным моментом в деле защиты прав детей. Этот закон наше общество выстрадало, заплатив ценой жизни жертв бытового насилия, в том числе детей.
Мы попросили высказать свою точку зрения по этой самой чувствительной и сложной теме экс-омбудсмена по правам ребенка в Республике Казахстан, руководителя Общественного фонда «Добровольное общество «Милосердие» Аружан Саин, потому что кому, как не ей, известны самые узкие места проблемы, решению которых она посвящает свою деятельность. В беседе с журналистом аружан Саин поделилась своими взглядами на то, как окружающая среда влияет на формирование личности ребенка, а также оценила положение дел с защитой прав детей в Казахстане.
Как жестокость находит свой путь?
Проблема роста насилия в отношении детей продолжает вызывать тревогу в обществе. Недавно казахстанцы стали свидетелями инцидента, где ребенка жестоко избили свои же одногруппники в одном из детских садов Алматы. И такие шокирующие случаи буллинга, увы, не редкость. Таким образом, перед обществом, которое стремится к искоренению жестокости, встает первостепенный вопрос: так в чем же корень проблемы?
– Аружан, негативные события, связанные с детьми, происходят в нашей стране с устрашающей регулярностью. Почему, на ваш взгляд, в обществе наблюдается рост случаев жестокости в отношении детей, в том числе со стороны самих же детей?
– Если детей окружает агрессия и равнодушие взрослых, а их достижения игнорируются, то они выражают свой протест агрессивным поведением, как средством привлечь внимание близких и достичь признания в обществе. Такое поведение может стать защитной реакцией на негативное окружение, что приводит к вопросу о роли взрослых в создании такой атмосферы. Ответственность в формировании личности ребенка, воспитании нравственных ценностей у детей лежит на взрослых - как родителей, так и государства. Я убеждена: надо создавать благоприятные условия для развития детей как в семье, в частности, так и в обществе, в целом.
Наши чиновники, представляющие государственную систему в части образования и воспитания детей, должны помнить свою основную миссию по созданию условий, способствующих их обучению, развитию талантов и способностей, развитию целостной, гармоничной личности. Это позволит нашим детям не только в полной мере реализовать свой потенциал, но и защитит от вовлечения в деструктивные процессы, исключит возможность их участия в нежелательных активностях, у них попросту не будет свободного времени на это! Получение признания и уважения за свои достижения через участие в соревнованиях и конкурсах научит их ценить не только собственный труд, но и успехи сверстников, что имеет огромное значение. Именно таким маркерам, стандартам мы должны учить детей с самой колыбели.
– В позиции детского омбудсмена вы столкнулись со многими кейсами, которые обнажили проблемы нашего общества, а также законами, которые не соблюдаются. Как вы оцениваете уровень защиты детских прав в нашей стране?
– Действительно, в качестве эксперта я участвовала в разработке и внедрении многочисленных реформ, направленных на укрепление системы защиты прав детей. Мы с коллегами из экспертного сообщества выстраивали свою работу исходя из принципа обеспечения равенства всех детей, без исключения. Это все дети, независимо от социального статуса, места проживания, включая детей из социально уязвимых слоев населения (СУСН), детей с особыми потребностями, детей, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах.
Было проделано очень много работы, конечная цель которой была и остается – создать равные и полноценные условия для воспитания поколений, чтобы они были физически здоровы, образованны, культурно развиты, и которые будут нести в себе глубокое понимание общечеловеческих ценностей, уважение к правам других людей. Чтобы дети росли неспособными к насилию или нарушению прав любых других людей. За это отвечают равнозначно как семья, так и государство, Правительство и его министры. акимы и их команды на местах. Государственная система должна обеспечить выполнение своих обязательств перед каждым ребенком, чтобы в будущем страна имела качественный человеческий капитал, который и формирует высокий уровень жизни граждан, крепкую экономику и гарантированную безопасность.
Подушевое финансирование в образовании и воспитании, снижение инвалидизации и единая школьная форма и школьное питание – три кита к благополучию детей
– Среди ключевых реформ, которые были инициированы вашей командой, стоит выделить программу по снижению инвалидизации детства.
– Да, цель данной программы - обеспечение права на жизнь и здоровье, сохранение всех функциональных возможностей ребенка и защита от инвалидизации. Это достижение эффекта на долгосрочную перспективу, на всю жизнь гражданина. Сегодня, к сожалению, в Казахстане идет катастрофический рост детской инвалидности. Например, если в 1993 году на 100 тысяч граждан страны было 23 ребенка с ДЦП, то уже в 2016 году данный показатель составил 83 ребенка на 100 тысяч казахстанцев. Или еще пример: в 2010 году в стране было 49 500 детей с инвалидностью, в 2022 уже 101 500, рост – более чем в 2 раза за 12 лет!
Причина в том, что у нас не соблюдаются даже нормы законов, в том числе прописанные в НПА, которые связаны со своевременным выявлением детей из группы риска. Скрининги новорожденных и детей до 3-5 лет по разным направлениям не проводятся, а если проводятся, то ненадлежащим образом. Хотя если вовремя выявить проблему у новорожденного ребенка со зрением, то можно сделать операцию и ребенок не потеряет зрение. Если вовремя выявить проблемы со слухом, то можно предпринять ряд мер, и в том числе, сделать операции и ребенок будет слышать. Не выявляя этого изначально, не оказывая своевременную помощь, теряется драгоценное время, дети слепнут, остаются без слуха, происходят остальные нарушения развития ребенка и как результат – тяжелые формы инвалидности. То же самое с неврологическими рисками, с наследственными болезнями обмена веществ, когда вовремя выявленные риски и своевременно оказанная помощь, реабилитация позволяют избежать инвалидности, или тяжелых форм ДЦП, запущенных и необратимых последствий.
У нас огромные проблемы со скриингами, начиная с того как они прописаны в НПА, самим их исполнением, и даже если деток с теми или иными патологиями выявляют, то нет системы оказания помощи и реабилитации, чтобы предотвратить инвалидность.
В итоге дети становятся инвалидами с детства, их функциональные возможности (слух, зрение, движение и т.д.) ограничены на ВСЮ ЖИЗНЬ. Соответственно, ребенок становится ограниченным в возможности получить должное образование, работу, теряет трудоспособность и соответственно не может обеспечивать себя, жить самостоятельно.
Это – прямое нарушение прав человека. К сожалению, общество довольно равнодушно относится к отстаиванию этих базовых прав на жизнь и здоровье! До тех пор, пока люди сами не столкнутся с подобными проблемами, они про них не думают.
А ведь это влечет все остальные проблемы семьи. Ребенок с таким диагнозом и ограниченными возможностями – это тяжелое бремя, которое ложится на всю семью. И морально, и физически, и главное – материально страдает уже вся семья, не только ребенок. На родителей, а у нас почти 80% браков, где дети с инвалидностью, распадаются, в итоге недополучают какие-то блага и заботу другие дети, так как ресурсы идут на больного ребенка. Страдает и государство, которое несет немалые материальные и финансовые затраты на обеспечение детей, а затем и взрослых с инвалидностью. Это огромные суммы, направляемые на выплату пособий, обеспечение техническими средствами реабилитации, дорогостоящее лечение, лекарства и многое другое.
Мировые исследования показали, что деньги, вложенные в выявление и оказание ранней помощи – это по сути копейки в сравнении с тем, когда этого не делается, а потом государство несет огромные затраты на обеспечение человека с инвалидностью на протяжении всей его жизни. К сожалению, нам не удалось добиться от чиновников всех уровней должного внимания и действий по защите прав этих детей. Рисуются цифры и бравые отчеты, не соответствующие действительности, хотя статистика говорит сама за себя.
Если бы все работало должным образом, мы сохранили бы здоровье детей из группы риска, и если даже у кого-то будет инвалидность, но не такая тяжелая. Так, детей (а затем взрослых) с ограниченными возможностями стало бы в разы меньше, и согласитесь, соответственно уменьшились бы затраты на оказываемые им услуги и помощь в реабилитации.
– Какие меры необходимы, на ваш взгляд, для сохранения здоровья, физического и психического, детей, как будущего нации?
– Здесь следует затронуть вопрос школьного питания и школьной формы. Реализация программы горячего школьного питания для всех детей (не отдельных групп) с первого по 11 класс – это еще одна важная ступень на пути к укреплению здоровья и нормального развития детей. Большая часть детей, к сожалению, питается плохо. Отчасти в силу низкого уровня доходов семьи, отчасти из-за того, что родители не образованы в вопросах правильного питания. Хотя формирование детского организма и его интеллекта происходит именно в детстве. От того, как питается ребенок, зависит в буквальном смысле вся его последующая жизнь.
Для решения этой проблемы, ООН в целях устойчивого развития, касающегося человеческого капитала, школьное питание было четко прописано как мера, которая должна быть реализована. Если ребенок питается в школе, получая доступ к сбалансированной и насыщенной необходимыми элементами пище, это благотворно влияет в целом на здоровье и его интеллектуальный уровень.
Мы ратовали за внедрение единой школьной формы в целях устранения социального неравенства и предотвращения случаев травли среди детей. Помимо однозначной пользы обществу в целом, каждому отдельному ребенку и семье, это приносит огромную пользу государству! Финансирование из бюджета страны расходов на питание школьников и их форму – это прямые инвестиции, которые оказывают мультипликативный эффект на развитие общепита, сельского хозяйства, и на легкую промышленность. Опять-таки это создание новых рабочих мест по всей стране, а значит улучшение качества жизни граждан. И, как говорил Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, доллар, вложенный в школьное питание, приносит от 3 до 10 долларов дохода государству. Этому тоже есть множество доказательств и исследований различных стран.
К сожалению, нам удалось пока добиться только питания учеников 1-4 классов. Хотя питанием и формой необходимо охватить всех детей. Это важный социальный аспект деятельности государства.
Вместе с тем, как и в любой стране, мы сталкиваемся с проблемой нехватки квалифицированных специалистов, что создает трудности в реализации и эффективности проведения реформ. Но я уверена, что с помощью грамотного планирования, определения приоритетов и ответственного подхода со стороны всех заинтересованных сторон мы сможем преодолеть эти препятствия. Было бы желание.
– При вашем участии была введена система подушевого финансирования для занятий спортом и творчеством, что позволило обеспечить детей постоянной активностью на протяжении всего времени с 4 до 18 лет, и способствовало их всестороннему развитию.
– Эта реформа была реализована наряду с цифровизацией всех процессов, чтобы путь денег из бюджета за ребенком был прозрачен, во избежание использования разных схем. Но эта реформа и сама идея была встречена откровенным сопротивлением со стороны отдельных чиновников и функционеров от спорта и культуры, привыкших «осваивать» бюджеты бесконтрольно и неэффективно. Сегодня мы боремся за то, чтобы реформу, как минимум не свели бы на нет, и как максимум, чтобы она работала для всех детей от 4 до 18 лет.
Именно занятость детей, их участие в секциях и кружках – это и есть проявления истинной защиты прав детей от насилия. Ведь только знания, культура и спорт воспитывают полноценную, гармоничную личность не способную унижать, обижать другого человека. Это важный фактор воспитания гражданина, нацеленного на достижение своих целей, создание всех возможностей для этого. Граждан, способных дать отпор, если кто-то нарушит их права.
Сегодня важно, чтобы наше общество и государство осознавали: инвестирование в детей – это инвестиции в будущее процветающего Казахстана, о котором нам от заседания к заседанию говорят чиновники. Создание условий для развития детей, воспитания правильных ценностей и предоставление возможностей для раскрытия потенциала – вот задача номер один. Именно это обеспечит процветание и устойчивость нашего общества!
– Какие уроки общество должно извлечь из трагических случаев насилия и происшествий с участием детей, и какие изменения необходимо снести в законодательство РК?
– Участившиеся трагические события, связанные с насилием над детьми, показывают, что наше общество еще не выработало достаточно эффективного механизма предотвращения подобных инцидентов. Небезызвестный государственный деятель Отто фон Бисмарк когда-то сказал, что экономия на образовании приведет к необходимости строить больше тюрем. Это напоминает нам о значимости инвестиций в систему образования, воспитания и профилактику социальных проблем!
Сейчас как никогда актуальны незамедлительные меры по изменению в законодательстве, особенно в части усиления ответственности за преступления против детей. И это на днях было сделано.
Но карательные меры должны дополняться глубокими и системными изменениями в подходах к профилактике насилия. Это означает не только ужесточение наказания, но и активное воспитание и социализацию граждан с самого раннего возраста.
Мы должны признать, что многие проявления агрессии среди детей, как я уже отметила выше, происходят из-за недостатка внимания со стороны взрослых, отсутствия доступа к досугу и самореализации через спорт, искусство, творчество. Отсутствие таких возможностей зачастую толкает детей к поиску самоутверждения в агрессии и насилии.
Многие дети, особенно в подростковом возрасте, оказываются предоставленными самим себе, что увеличивает их уязвимость перед различными социальными рисками - от вредных привычек, наркотиков, вовлечения в преступность до негативного влияния интернет-среды. В этом контексте я убеждена в необходимости кардинального пересмотра государственной политики по отношению к детям. Мы должны стремиться к созданию такой системы, которая обеспечит детей возможностью для всестороннего развития, открытия и реализации их талантов. Это станет фундаментом для формирования поколения, обладающего высокими моральными качествами и уважением к правам и свободам друг друга, что в конечном итоге сделает наше общество более безопасным и стабильным.
Есть опыт разных стран, в том числе и Сингапура, который показывает, что если государство хочет достичь положительных результатов во всем, начиная с экономики, заканчивая уровнем национальной безопасности, если страна хочет минимизировать уровень преступности, то именно дети, как будущее страны – тот единственный ресурс, который позволит этих целей достичь. Нам необходимо инвестировать все наши ресурсы в собственный народ.
– Аружан, спасибо вам за вашу гражданскую позицию, и за личный вклад, который вы вносите в решение этих остросоциальных проблем!
Вела интервью Асия НУРИМБЕТОВА
Компонент комментариев CComment