В последние годы в Казахстане большое внимание уделяется вопросам развития инклюзивного образования. И это понятно: в стране, как и во всем мире, стремительно растет число детей и молодежи, нуждающихся в этом виде обучения. 

И если раньше к такой категории юных граждан относили людей только с ограниченными физическими возможностям, то сегодня – эта проблема намного шире. Причин множество – повсеместный рост детей с различными психологическими отклонениями, связанными не только с распространением РАС, но и ситуацией, вызванной с проблемами беженцев и их адаптацией на новом месте, с семейно-бытовыми трудностями, ухудшающейся экологией и т.д. Более того, сейчас к особенным детям относят и современных вундеркиндов: ведь их развитие не вписывается в общепринятые нормы, таких детей не всегда понимают и принимают не только в окружающей среде, но даже их родители.  

КаНПУ 05Дархан БИЛЯЛОВЯ сам – педагог по специальности, много лет занимался проблемами отечественного и зарубежного образования, второй год руковожу ведущим педагогическим вузом страны – КазНПУ имени Абая. И чем глубже проникаюсь в эту проблему, тем больше убеждаюсь: на сегодня инклюзивное образование, вернее его развитие и решение проблем в данной сфере, – одна из самых глобальных задач мирового отраслевого процесса. И промедление в ее решении, как говорил Петр Первый, смерти подобно. Как бы громко ни звучало: от этого зависит развитие всего человечества в будущем. А оно – не за горами!

Понимаю, у каждой страны свое видение решения этой проблемы и свои возможности. Но, когда вопрос идет о детях и молодежи, речь не о материальных затратах, а о моральной ответственности общества и всей страны. Поэтому нельзя ставить вопрос: нужно ли нам инклюзивное образование. Мы же не спрашиваем, нужно ли нам общество вообще. Любое государство несёт ответственность за всех своих детей и обязуется дать им равные возможности для развития.

Мы должны помнить: человек – биосоциальное существо. Вне социума невозможно его развитие. Конечно, инклюзия – вопрос не только физическихКаз НПУ 03 барьеров, но и социального, психологического характера. Это вопрос готовности общества к тому, чтобы все дети обучались вместе. И как бы понятие инклюзивного образования еще не было относительно ново для казахстанцев, мы, все педагогическое сообщество страны, должны очень серьезно отнестись к своей роли. И каждый из нас, на своем месте, учить общество быть толерантным к особенным детям. Так, преподаватели должны готовить к этому будущих учителей, а они – своих учеников.

Конечно, инклюзивное образование, и его распространение на местах, требует определенных финансовых вложений. Но, считаю, когда вопрос стоит о будущем страны, такие расчеты неуместны. Инклюзивное образование - это вопрос этического характера. На мой взгляд, инклюзивное образование никогда не будет рентабельным, приносить значительные доходы, если считать сиюминутные выгоды. Это – этическая ответственность государства, моральная ответственность общества за предоставление всем членам равных возможностей. Все обернется в будущем.

Когда я был маленьким, мне доводилось спрашивать родителей, почему у вон того мальчика рука маленькая или почему человек не может ходить. А мои дети такие вопросы не задают. У нас есть близкий родственник, ребёнок с особенностями физического развития, и сын ни разу не задал вопрос, почему это так, а не иначе. Вот в чем, на мой взгляд, заключается польза инклюзивной культуры. Дети, которые с малых лет видят разнообразие людей, не считают кого-то «не таким» или «особенным». Они знают, что нормы не существуют, что все люди разные. Мы, в первую очередь, педагоги, должны научить общество к толерантному отношению к тому, что не все такие, как ты. Только в этом вижу движение человечества вперед.

КазНПУ 04Хотим мы это или нет, в развитии детей очень многое зависит именно от окружения сверстников – от одноклассников и сокурсников. Поэтому, повторюсь, мы, педагоги, должны взять на себя воспитание толерантности среди нашего населения. Ведь именно мы работаем с подрастающим поколением страны.

И поскольку я все время апеллирую к отраслевому сообществу, хочу отметить, что недавно фонд «Дара» открыл на базе КазНПУ инклюзивную лабораторию. До этого был создан Ресурсный консультативный центр по инклюзивному образованию для вузов РК. Мы позиционируем себя как вовлеченный университет, который служит обществу и планируем сделать так, чтобы к нам могли приходить учителя, у которых есть вопросы о работе в инклюзивной образовательной среде. Двери университета открыты в для всех, наши преподаватели всегда рады консультировать педагогов, которые все ещё сталкиваются с различными проблемами в этой сфере.

Исторически так сложилось, что КазНПУ имени Абая с 1976 года готовит специальных педагогов. Это большая история, огромный научный и человеческий потенциал, который дает мощную базу для дальнейшего развития. В вузе осуществляется подготовка по четырём направлениям: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренапедагогика и логопедагогика. То есть фактически мы «покрываем» все виды особенностей развития. Но мы не останавливаемся на достигнутом. Будем стремиться, если и не опережать, то идти в ногу с потребностями инклюзивного образования. Но планов – громадье!

В завершение хотел бы еще раз подчеркнуть, что решение вышеуказанных причин зависит от усилий всего общества. Поэтому призываю всех заинтересованных лиц, не буду перечислять, делиться своими предложениями по решению проблем развития инклюзивного образования. Мы готовы к сотрудничеству ради развития нашего Казахстана.

Дархан БИЛЯЛОВ, ректор Казахского национального педагогического университета имени Абая

Компонент комментариев CComment