В соответствии с Законом РК «Об особом статусе города Туркестана» общественности официально представлен новый дизайн-код, в котором обозначены основные направления и требования к правилам, архитектурным и градостроительным стандартам размещения наружной рекламы, уличной навигации, элементов городской мебели, оформления фасадов, ограждений и освещения. Цель – добиться гармоничного сосуществования традиционных и современных элементов.
ИННОВАЦИИ И ИСТОРИЯ
Дизайн-код, состоящий из восьми глав и 118 подпунктов, направлен на формирование целостного архитектурно-художественного стиля города, внедрение единого визуального подхода к сохранению баланса между исторической и современной застройкой, с учетом принципов экологии, создания доступной среды для уязвимых групп населения.
Свод требований и правил создает механизм для ведения продуманной застройки, с приоритетом исторической самобытности и уникального архитектурного стиля Туркестана, местных традиций, гармонии форм, цветов и материалов. Создатели дизайн-кода надеются, что интеграция современных технологий и устойчивых решений в строительстве сделает Туркестан более привлекательным для туристов и поможет улучшить качество жизни местных жителей. Значимым аспектом нового дизайн-кода является создание общественных и культурных пространств.
Город должен стать не только туристической достопримечательностью, но и комфортным местом для жизни. Пространства для прогулок, культурные центры и художественные галереи могут привлечь как местных жителей, так и гостей. Новые площадки для проведения мероприятий, фестивалей и выставок способствуют укреплению общественной жизни и культурного обмена. Дизайн-код предусматривает внедрение зеленых зон, скверов и парков, что не только обогатит городскую среду, но и улучшит экологическую ситуацию. Важным инструментом городского планирования станут современные подходы к планировке и строительству, что поможет сделать город более экологичным.
Успех реализации нового дизайн-кода будет зависеть от его способности вдохновлять и обогащать жизнь горожан, создавая уникальное пространство для культурного и социального взаимодействия. Это определит Туркестану достойное место на мировой туристической карте, сохраняя при этом его самобытность и историческое наследие.
ФИЛЬМ О ТАЙҚАЗАНЕ
Смелый и амбициозный план обсудили известный казахстанский режиссер Сергей Дворцевой и аким Туркестанской области Нуралхан Кушеров.
Речь идет об одном из масштабных кинопроектов – фильме о Тайқазане. Сергей Дворцевой поделился деталями работы над кинокартиной, выразив руководству области признательность за оказываемую поддержку в ходе съемочного процесса, проходящего в Туркестане и селе Карнак, где и отливалась святыня.
Это особый фильм, имеющий глубокий историко-культурный контекст, поэтому к обсуждению сценария привлекались эксперты, историки, исследователи и культурологи. Такое трепетное отношение к сохранению исторической правды вызвано тем, что Тайқазан – не просто шедевр мирового литейного искусства, но и уникальный символ культурной идентичности нации.
Долгое, трудное возвращение реликвии из Эрмитажа стало важным событием, подчеркивающим его значимость для казахского народа. И это отдельная драматичная история, которая завершилась благополучно благодаря многолетним настойчивым усилиям казахстанских культурных деятелей и напряженным переговорам дипломатов, активно работавшим, чтобы артефакт, вывезенный в советский период, вернулся, наконец, домой.
Отправляли экспонат в 1935 году на Международную конференцию иранских мастеров в Эрмитаж, погрузив двухтонный казан на открытую платформу вагона. Местные жители провожали его со слезами, словно в последний путь…
Но вместо оговоренных трех лет реликвия вернулась на родину лишь спустя 54 года.
И даже это было чудом, ведь за эти более полувека порой казалось, что попытки и настойчивые переговоры дипломатичной миссии безуспешны и ни к чему не приведут. Но оберегаемая Всевышним святыня все же вернулась.
18 сентября 1989 года Тайқазан привезли обратно из ленинградского Эрмитажа. Учитывая его габариты, Тайқазан пришлось вытаскивать через окно Эрмитажа и с помощью крана погрузить в кузов «КамАЗа», прибывшего из Туркестана.
Это было не просто его физическим «переселением», а началом новой главы казахской культуры, незабываемой страницей истории Мавзолея.
Представитель исполнительной власти Туркестана Эркин Джурабеков, присутствовавший при передаче реликвии после погрузки, говорят, вдруг сел на бордюр и заплакал: «Я счастлив, что ты возвращаешься домой! Я исполнил волю Всевышнего!». Эти слова тоже вошли в историю.
Директор Эрмитажа Б. Пиотровский, ставя точку в этой драматичной истории, сказал: «Вы получаете свое. Мы сохранили этот памятник во время блокады. И торжественно передаем вам, чтобы вы сохранили его как величайший памятник искусства. Пусть он вам принесет благополучие. Добра вам».
В фильм, думается, непременно войдут эти кадры возвращения Тайқазана, встреча его всем городом, местными и жителями из аулов, которые нескончаемым потоком стекались к мавзолею. Люди тогда ликовали и плакали, и было невозможно сдержать чувства. Народное шествие, в котором каждый старался прикоснуться к святыне. Паломничество было бесконечным во времени…
Съемки в ауле Карнак показывают, что в киноленте будет воссоздана история создания Тайқазана. Ведь сегодня известно только, что это двухтонное чудо отлито мастером иранского происхождения в 1399 году из сплава семи драгоценных металлов. Создавал он свой шедевр в ауле, который расположен в 25 км от Туркестана. Трудился опытный усто усердно, ведь Тайқазан был заказом великого полководца эмира Тимура специально для мавзолея.
Сегодня об иранском мастере напоминают выгравированные им дата и слова из девятой суры Корана. Поверхность Тайқазана украшена изящными рельефами, изображающими различные символы, что делает его выдающимся примером искусства металлургии того времени. В отличие от обычных котлов, Тайқазан служил во время ритуальных услуг. Изначально он выполнял задачу котла с подслащенной водой, которую к концу пятничной молитвы раздавали верующим.
В исторических источниках упоминается также, что в нем готовили пищу во время крупных религиозных праздников и мероприятий. Став символом изобилия и благодатности, Тайқазан и поныне является олицетворением уважения к традициям предков.
В 2025 году главному экспонату мавзолея Ходжи Ахмеда Ясауи исполнилось 626 лет.
Мы надеемся, что в фильме найдется место показу и другой полудетективной истории, связанной с пропавшими из мавзолея Ходжи Ахмеда Ясауи светильниками времен Тимура. Собственное журналистское расследование долгие годы вел известный журналист Анвар Мамраимов, мой земляк из Кентау. В конце концов он нашел их в коллекции двух богатейших музеев мира – парижского Лувра и опять-таки Эрмитажа. Судьба этих священных реликвий и вопрос возврата их из чужих музейных запасников беспокоила почему-то не историков, политиков, музееведов, а его, обыкновенного журналиста...
Можно только радоваться, что над фильмом работает именно Сергей Дворцевой – Лауреат Каннского кинофестиваля, наш прославленный земляк, родом из Шымкента, кинорежиссер, подаривший зрителям такие уникальные в своем роде фильмы, как «Айка» и «Тюльпан».
В руках такого большого мастера история нашей святыни – Тайқазана и в целом события вокруг мавзолея Ходжи Ахмеда Ясауи получат глубокий символ духовности и традиций казахского народа, продолжая вдохновлять людей и напоминая о важности исторической памяти.
Мы будем с нетерпением ждать кинофильм, который позволит восстановить историческую справедливость, подчеркнув важность сохранения культурного наследия, как мост между прошлым и настоящим, между культурой и идентичностью казахского народа, напоминая о том, что каждое произведение искусства хранит в себе уникальные истории, которые должны быть услышаны.
Талгат ЖАНАДИЛ
Компонент комментариев CComment