Тема академических исследований в университетах Казахстана является очень актуальной на сегодняшний день. Об этом наше интервью  с  к. э. н., профессором  ОП «Экономика» Университета Нархоз Жанной КЕНЖАЛИНОЙ.

– Жанна Шапаевна, нужны ли академические исследования в университете? В чем Вы видите необходимость изучения курса «Академические исследования» в университете?

Начнем с того, что сегодня в высшем образовании Казахстана проходят реформы, которые должны повлиять на высокий уровень качества образования. Уходит эпоха таких заведений, предоставляющих услуги высшего образования, которые не занимаются исследованиями, не нацелены на достижение высоких научных результатов. Эти вузы зачастую были созданы для получения прибыли от предоставления услуг по получению высшего образования. В их стратегические задачи не входило научное инновационное развитие. Сейчас они уже не выдерживают высокой конкуренции в своей отрасли и вынуждены уходить с рынка.  Этому способствуют и реформы в высшем образовании, ежегодные международные и отечественные рейтинги университетов. Действует законы рынка, спрос порождает предложение. Сегодня университетам недостаточно просто предоставлять услуги обучения, выдавать дипломы. Они должны позиционировать себя центрами превосходства научной мысли, создавать инновационные продукты, создавать инновационную экосистему. Тем более, что многие международные аккредитационные агентства во главу угла ставят соответствующие показатели. Конечно же, академические исследования необходимы ля студентов бакалавриата, чтобы сформировать всесторонне развитого специалиста с высшим образованием, который будет котироваться на рынке труда. Тем более, что многие студенты все чаще задумываются о продолжении своего образования, не хотят останавливаться на степени бакалавра экономики. Их интересуют дальнейшие ступени пост высшего образования: магистратура и докторантура.

На данный момент траектория обучения наших студентов  построена по кредитной системе, по опыту зарубежных вузов. Студенты сами выбирают индивидуальную траекторию обучения, предметы в зависимости от целей, специальности, конкретных запросов. При такой постановке вопроса растет и самоподготовка, время, необходимое на самостоятельно изучение предмета (СРО), а также самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП). Распределение часов по курсу построено таким образом, что контактные часы занимают примерно 33%, остальное студент изучает самостоятельно. Это не означает, что студент остается один на один с предметом. Его, конечно, консультирует преподаватель, помогает, направляет, задает траекторию на обучение. Также студент выполняет практические и домашние задания, выполняет исследовательские проекты. В такой ситуации и возрастает роль академических исследований.

У нас студентам всех специальностей предлагается специально изучить предмет «Академические исследования», который поможет им не утонуть в волнах информации, научиться работать с большим потоком данных, стать успешным в академической среде.  Если обратиться к мировому опыту успешных университетов Лиги плюща, то именно там большая роль отводится именно академическим исследованиям студентов.

– В чем заключается цель данной дисциплины?

Изучение курса направлено на развитие и совершенствование компетенций в проведении научных исследований, а также в письменной научной коммуникации, необходимой для эффективного общения в академической среде. Студенты приобретут навыки структурирования научного текста, научатся работать с аутентичными источниками, искать статьи с высоким индексом цитируемости в электронных ресурсах, и в итоге приобретут навыки самостоятельного создания научных статей, аннотаций, абстракта в научных статьях, рецензий и эссе, а также смогут публично представлять и обсуждать научные работы.

Целью изучения дисциплины является приобретение навыков и умений, необходимых для эффективного ведения исследовательских работ (essay, report, научной статьи, рецензий, докладов и т.д.) с учетом жанровых, грамматических, стилистических, и пунктуационных особенностей письменной речи.  Изучение курса направлено на развитие и совершенствование компетенций в области проведения научных исследований, научной коммуникации, необходимой для эффективного общения в академической среде.

– Какие навыки получат студенты после прохождения курса? Для чего им изучать этот предмет?

Мы надеемся, что после завершения курса студент будет способен самостоятельно создавать научные статьи, рефераты и другие виды научных работ, самостоятельно создавать аннотации, абстракт в научных статьях и монографиях, самостоятельно писать рецензии и эссе. Студент научится проводить научные исследования, использовать качественные и количественные методы, публично представлять и обсуждать научные работы. Сможет выдвигать различные гипотезы и строить доказательства. Все эти результаты по курсу помогут студентам бакалавриата при выборе тем дипломных проектов и их подготовке. Они получат важнейшие инструменты в виде количественных и качественных методов, которые смогут применить при написании дипломных проектов. Ведь в экономике наряду с анализом существующей ситуации очень важен прогноз явлений и показателей. Например, как будет развиваться ситуация на рынке труда в зависимости от пессимистического, оптимистического или нейтрального прогноза.

В завершении, хотелось бы поделиться радостной новостью. По итогам рейтинга вузов за 2021 год по результатам исследования по заказу МОН РК и нацпалаты предпринимателей «Атамекен», в котором приняли участие 105 вузов, наш университет  занял высокую позицию.

Мереке УЮКБАЕВА

фото из Интернета                                                    

               

Компонент комментариев CComment