Как известно, 10 июля этого года Глава государства подписал Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» и сопутствующие ему законы. Таким образом, в Казахстане на уровне отдельного законодательного акта будут регулироваться общественные отношения в этой сфере.

В ходе рассмотрения законопроекта некоторыми экспертами предлагалось регулировать данные отношения путем внесения соответствующих поправок в действующее законодательство – в законы РК «О средствах массовой информации», «О рекламе», «Об информатизации» и другие без принятия отдельного закона. Вместе с тем, законодатель пошел по пути принятия отдельного закона, регулирующего данную сферу. Закон регулирует общественные отношения, связанные с онлайн-платформами, функционирующими на территории страны, а также общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распространения и хранения онлайн-рекламы. Законом вводятся понятия «онлайнплатформа», «онлайн-реклама», «пользователь онлайн-платформы», «ложная информация», «собственник онлайн-платформы», «контент на онлайн-платформе», «распространитель онлайн-рекламы» и ряд других понятий. Законом, как это принято, определены предмет регулирования, его цели, задачи и принципы, а также регулируются возможности использования на онлайн-платформах интерфейса и автоматического перевода на казахский язык, вопросы государственного регулирования этой сферы, компетенции Правительства и уполномоченного органа, правовой режим функционирования онлайн-платформ на территории страны, вопросы защиты персональных данных, подачи жалоб пользователями, модерации контента на онлайн-платформах, права и обязанности пользователей онлайн-платформ и инфлюенсеров (блогеров).

Отдельный блок Закона регулирует вопросы онлайн-рекламы. Следует отметить, что понятия «онлайнплатформа» и «пользователь онлайнплатформы» уже были закреплены в Законе РК «Об информатизации» (с ноября 2022 г.). В принятом Законе понятие «онлайнплатформа» несколько изменено. С точки зрения гражданина – обычного пользователя онлайн-платформ интерес, на наш взгляд, представляют такие новеллы, как «инфлюенсер (блогер)», «ложная информация» и «противоправный контент», права и обязанности пользователей, ответственность за размещение ложной информации на онлайн-платформе. Под инфлюенсером (блогером) в Законе понимается пользователь онлайнплатформы, публикующий на ней информацию на адресованную неопределенному кругу лиц, в целях предпринимательской деятельности.

Закон выделяет следующие обязательные признаки инфлюенсера (блогера) – во-первых, это лицо обязано зарегистрироваться и (или) предоставить свои персональные данные, или пройти идентификацию на онлайн-платформе, во-вторых, лицо публикует на онлайн-платформе информацию, в третьих, это лицо должно заниматься предпринимательской деятельностью, то есть, зарабатывать деньги, используя онлайн-платформу.

Второй важный вопрос – определение в Законе ложной информации, состава противоправного контента и правовые последствия за их размещение или распространение на онлайн-платформах. Под ложной информацией законодатель определил информацию, не соответствующую действительности либо содержащую существенные искажения фактов, создающую ложное представление о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, зафиксированных в любой форме. На наш взгляд, использование в определении понятия «ложная информация» слов «ложное представление» не совсем верно, так как определяемое понятие не должно раскрываться через аналогичные понятию слова. Было бы точнее использовать слова – «недостоверное представление».

Согласно ст. ст. 16, 17 Закона, пользователь онлайн-платформы и инфлюенсер (блогер) обязаны не размещать, не распространять ложную информацию и противоправный контент, а также обязаны удалять их в случае их размещения, распространения. Для реализации норм Закона законодатель внес в Кодекс РК об административных правонарушениях дополнение в виде ст. 456-2 «Размещение, распространение ложной информации». Ч. 3 этой статьи устанавливается административная ответственность за размещение, распространение ложной информации пользователями онлайн-платформ – физическими и юридическими лицами, частью пятой – инфлюенсерами (блогерами).

Согласно ч. 3 этой статьи, размещение, распространение ложной информации пользователями онлайн-платформ, создающей условия нарушения общественного порядка, прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет штраф от 20 до 100 МРП, по ч. 5 этой статьи (те же действия, но совершенные блогерами) – штраф от 30 до 100 МРП. Обращаем внимание, что административная ответственность за эти действия наступает, если они не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Вместе с тем, отмечаем, что уголовная ответственность предусмотрена за распространение заведомо ложной информации (ст. 274 УК РК).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом: лицо осознает, что распространяемая им информация является ложной. Если лицо распространяет информацию, не соответствующую действительности, достоверно не зная о ее правдивости или ложности, состава данного преступления в его действиях не будет. Таким образом, диспозиция ч. 3 ст. 456-2 КоАП РК не совпадает с диспозицией ст. 274 УК РК в части заведомости ложной информации. В данном случае административная ответственность будет налагаться на пользователей онлайн-платформ – распространителей ложной информации, вне зависимости от наличия умысла в действиях распространителя. Ранее административная ответственность предусматривалась за «размещение заведомо ложной информации» (ч. 2 ст. 456-1 КоАП РК, которая теперь исключена).

Согласно ст. 11 КоАП РК, виновным в административном правонарушении признается физическое лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Однако, на наш взгляд, было бы правильнее налагать административную ответственность за распространение лишь заведомо ложной информации. Поскольку Законом вводятся понятие «ложная информация» и административная ответственность за нее, полагали бы правомерным такие словосочетания, используемые в Законе РК «О средствах массовой информации», как «распространение не соответствующих действительности сведений» (п. 1 ст. 25), «не распространять информацию, не соответствующую действительности» (ст. 21) заменить (при внесении будущих изменений в Закон «О средствах массовой информации») следующими словосочетаниями «распространение ложной информации», «не распространять ложную информацию». Состав противоправного контента определен ст. 14 Закона.

К такому контенту Закон относит следующее: призыв, пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности РК, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, суицида, порнографии, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, идеи сепаратизма, мошенничества, способствующие нарушению межнационального и межконфессионального согласия, а также высказывания, подвергающие сомнению государственность и территориальную целостность РК, информация, раскрывающая государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и иная информация, запрещенная законами РК.

Согласно Конституции РК (п.3 ст. 20), не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности страны, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия. Как видим, Закон воспроизводит нормы Конституции в части определения противоправного контента. Кроме того, «идеи, способствующие нарушению межнационального и межконфессионального согласия» соотносятся с нормой Конституции о неконституционности любых действий, способных нарушить межнациональное и межконфессиональное согласие (п. 2 ст. 39).

Также отметим, что состав противоправного контента частично совпадает с контентом, который запрещен или является основанием для приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации по Закону РК «О средствах массовой информации» (ст. ст. 2 и 25). Теперь каждый пользователь онлайнплатформы должен помнить о правовых последствиях, которые могут вытекать за совершение нарушений, связанных с противоправным контентом.

В заключение отметим, что реализация норм принятого Закона на практике выявит его эффективность или недочеты, которые будут учтены при дальнейшем совершенствовании законодательства об онлайн-платформах и онлайн-рекламе.

Аскар УРТЕМБАЕВ, руководитель Центра судебной системы и правоохранительных органов Института парламентаризма при УДП РК

Компонент комментариев CComment