Проблема воды в Казахстане с каждым годом усугубляется и приобретает угрожающие масштабы. И неслучайно тема водных ресурсов стала одной из центральных в Послании народу Казахстана, в котором Президент отметил важность принятия безотлагательных мер по эффективному управлению водными ресурсами.
Принять решительные меры в области внедрения водосберегающих технологий, решить вопрос накопления талой воды, рассмотреть новую тарифную политику и повышать культуру ответственного водопотребления – такие задачи поставил Президент Казахстана, чтобы преодолеть водный кризис. Как подчеркнул в своем Послании Глава государства, с учетом тенденции роста населения и экономики к 2040 году дефицит воды в Казахстане может достичь 12-15 миллиардов кубических метров. Поэтому Правительству предстоит построить 20 новых и реконструировать как минимум 15 действующих водохранилищ, модернизировать и оцифровать не менее 3500 километров каналов. Главная цель – к 2027 году обеспечить дополнительно около двух кубических километров воды. Особую обеспокоенность сегодня вызывают потери воды в сельском хозяйстве, которые в отдельных регионах достигают 40 процентов. Яркий пример тому – Жамбылская область, где минувшим летом был объявлен режим чрезвычайной ситуации природного характера. Из-за отсутствия поливной воды у многих аграриев сгорел урожай. Засуха может довести некоторые хозяйства до банкротства. Ситуация осложнилась сокращениями подачи воды из соседнего Кыргызстана.
Учитывая зависимость Казахстана от ресурсов трансграничных водных источников, Президент призвал находить понимание и взаимовыгодный консенсус с соседними странами и проводить выверенную водную политику трансграничного водопользования. Немало вопросов накопилось и в сфере снабжения питьевой водой. В контексте городов, только 64 из 89 городов Казахстана полностью обеспечены водой. В остальных 25 городах есть проблемы с водоснабжением. Ни в одном из трех мегаполисов нет стопроцентного обеспечения центральным водоснабжением. В Шымкенте этот показатель составляет 98,5 процента, в Алматы – 99 процентов, в Астане – 98,9 процента. Вместе с тем, по оценкам экспертов, в стране давно назрел вопрос формирования культуры потребления. Отмечается, что государство не ведет точный учет потребления воды для орошения. Кроме того, доступность воды, по сравнению с другими странами, позволяет потребителям не задумываться об экономном потреблении. По оценкам экспертов, сегодня крупные города находятся под угрозой дефицита воды ввиду перенаселения и нагрузки на инфраструктуру. Решающей мерой в этом вопросе, по мнению экспертов, должно стать полноценное финансирование сектора коммунального водоснабжения и водоотведения. Как сообщил президент Ассоциации предприятий по водоснабжению и водоотведению Валерий Сюндюков, сегодня доходы водоканалов формируются только за счет оплаты услуг по утвержденным тарифам. Но этих средств явно недостаточно при том, что сети стареют в среднем на три – пять процентов в год. Эксперт уверен, что для решения проблемы необходимо решать вопрос с повышением тарифов. Проблему подачи воды в крупных городах, по его словам, усугубляют новостройки, при возведении которых не учитываются возможности водопроводов и систем водоотведения. Наряду с перезагрузкой тарифной политики остро стоит вопрос кадровой политики. Как подчеркнул Валерий Сюндюков, ввиду непривлекательности заработной платы, сектор испытывает существенный кадровый голод. По его словам, для привлечения высококвалифицированных специалистов необходимо обеспечить конкурентную заработную плату. Решением наболевших вопросов отрасли займется образованное по поручению Президента Министерство водных ресурсов и ирригации, перед которым уже сегодня поставлены задачи по полномасштабной модернизации водохозяйственной инфраструктуры, цифровизации водоучета и распределения воды. Ведомство также будет работать над принятием нового Водного кодекса для решения проблем нерационального потребления водных ресурсов и высокого износа гидротехнических сооружений. По поручению Президента министерство продолжит работу по воссозданию Национальной гидрогеологической службы, а также трансформации подведомственных организаций.
Подготовила Линара САКТАГАНОВА from "Юридическая газета"
Компонент комментариев CComment