Станет ли Закон «Об общественном контроле» «дамокловым мечом» для нерадивых управленцев?
4 апреля вступил в силу Закон РК «Об общественном контроле», который создал прецедент по активизации участия граждан в управлении делами государства, наведении порядка в госструктурах, квазигосударственном секторе и других важных для повседневной жизни общества структурах и областях.
Закон интересный и своеобразный. Он открывает шлюзы, по своей идее и сути демонстрируя попытку государства снять существующие коррупционные риски, вовремя реагировать на эти угрозы и другие негативные факторы, подключив к их выкорчевыванию сам народ.
И если все будет делаться самими гражданами грамотно и цивилизованно, на правовом поле, по заданному в законе алгоритму, то есть реальный шанс повесить «дамоклов меч» над головами нерадивых управленцев, заставить их увидеть недостатки, выявлять и указывать на лазейки, используемые для извлечения «левых» доходов.
Найти недостатки – это одно, и каждый, будь то группа или отдельное лицо должны предложить свои рекомендации, пути выхода и решения проблемы. Так что всем неравнодушным гражданам, в том числе и так называемым диванным критикам дается шанс принять реальное участие в искоренении недостатков.
О том, чего следует ожидать в процессе реализации нового закона учреждениям здравоохранения, которые наряду с полицейскими и системой образования входят в топ лидеров наиболее коррумпированных структур, шла речь на семинаре, организованном Общественным советом г. Алматы.
Подобные кустовые встречи по разъяснению закона и в целом по обсуждению деятельности, целей и задач комплаенс служб и наблюдательных советов медицинских учреждений в формате диалоговых площадок проводятся в эти дни с каждым районом в отдельности. Встречи проходят с участием председателя Общественного совета г. Алматы, депутата городского маслихата А.Кобеевой, члена Общественного совета г. Алматы, председателя комиссии по здравоохранению Ж.Касымжановой и тренера А.Братенкова.
На этом мероприятии, проведенном для групп Алмалинского и Ауэзовскогоо района, отмечалось, что нормы Закона «Об общественном контроле» предусматривают изменить ситуацию, когда государство и его чиновничий аппарат упрекались в отчужденности от насущных проблем и потребностей населения. Было обращено внимание, что особенность Закона «Об общественном контроле» в том, что он должен стать триггером по контролю за деятельностью госструктур.
И для этого в нем заложен определенный правовой ресурс. Руководствуясь нормами закона, индивидуально либо в составе общественной организации или инициативной группы теперь есть возможность охватить органы госуправления тотальным народным контролем, добиваясь их большей прозрачности и открытости. Затребовав документы и сформулировав свои вопросы, замечания и предложения, граждане вправе требовать от объекта общественного контроля мотивированного ответа и принятия решений.
Ужесточается ответственность чиновников за нарушения законодательства и прав граждан – от выявленных в процессе общественного контроля фактов и недостатков госорганы уже не смогут отмахнуться. Они обязаны взаимодействовать, давать конкретные ответы на все поставленные вопросы. При этом указанный порядок общественного контроля в соответствующих сферах исключает спонтанные и стихийные посещения – предусмотрен порядок инициирования проверки.
Так, можно надеяться, что в поле зрения общественного контроля могут попасть системные проблемы, связанные с коррупцией. И как результат - принятие превентивных мер по локализации этих рисков, устранению конфликта интересов, включению механизма антикоррупционных стандартов и коррупциогенных факторов, когда, к примеру, должностное лицо выходит за рамки должностных полномочий.
Комплаенс служба: быть на переднем фронте борьбы с коррупцией
Большая роль в устранении подобных явлений в сфере медицины отводится комплаенс службам, которые по своему статусу должны быть в авангарде антикоррупционной борьбы. Они, кстати, не подчинены руководителям органов здравоохранения, являются независимыми и нейтральными фигурами, кандидатуры которых утверждаются наблюдательными советами.
Мы все хорошо знаем, что коррупционные риски встречаются в любой обычной поликлинике или больнице. Это негласные заветные «конверты благодарности» врачам за приоритетное и более качественное обслуживание, за предстоящую операцию и т.д. Это недостоверная отчетность и финансовые махинации руководства, манипуляции отчетностью о финансовых операциях для сокрытия доходов или избежания налогов, заключение недобросовестных сделок с поставщиками госзакупок с целью получения личной выгоды…
Эти и другие риски создают проблемы для эффективного функционирования поликлиники, оказания пациентам качественной медицинской помощи. В такой обстановке необходимы внедрение прозрачности, установление жестких норм контроля со стороны вышестоящих госорганов и общественных структур. Никаких подарков, не говоря уже о конвертах в карман!
Бытовое взяточничество в этой среде пустило корни. Я сама столкнулась со случаем, когда главврач одной из городских больниц на юге Казахстана, которому рассказали про конкретный факт такого подношения его подчиненному врачу, назвал это «ризашылык», то есть возможной «благодарностью за услугу». Хотя больная, за меры по спасению которой и был вложен конверт в халат лечащего врача, через день скончалась, не приходя в сознание…
Да, есть две категории: взяткополучатели и взяткодатели. Вторые - это каждый из нас, кто подобострастно сует конверты и подарки учителям, врачам, чиновникам разных госорганов за «положительное решение вопроса». А потом все дружно обвиняем наше государство в коррупции.
Но вернемся к теме комплаенс-служб. Их создали не от легкой жизни. Возложив обязанности по обеспечению соблюдения в организации внутренних и внешних правил, нормативов и стандартов, по отслеживанию изменений в законодательстве и регулировании, по обучению сотрудников.
На них также финкции по проведению внутреннего аудита по соблюдению организационных стандартов и процедур, выявлению потенциальных нарушений и рисков, расследованию инцидентов и жалоб, связанных с нарушениями правил или процедур, принятию мер для их устранения.
Считается, что добросовестная работа комплаенс-службы по эффективному управлению рисками и соблюдению законодательства позволит избежать репутационных потерь, защитить активы учреждения и главное – обеспечить доверие со стороны клиентов, партнеров и регуляторов.
Идея хорошая, но как она исполняется – другой вопрос. У нас ведь, к сожалению, все пути-дороги выстланы благими намерениями.
Как и то, насколько эффективным будет Закон «Об общественном контроле», который, как и все новые законы, может еще сырой и требует доработки, разъяснений, инструкций и надлежащего механизма реализации. Но радует уже и то, что государство в лице законодателя понимает – с коррупцией и всем творящимся безобразием надо что-то делать.
Ведь спасение утопающих – дело рук самих утопающих…
Асия Нуримбетова
Компонент комментариев CComment