На днях стало известно, что Мажилис парламента принял предложенный правительством законопроект о предоставлении городу  Туркестан особого статуса.

Нет сомнений, что депутаты поддержат инициативу по созданию правовой основы для эффективного управления развитием древнего города, сохранения его историко-культурных памятников. И главной его жемчужины – мавзолея Ходжи Ахмеда Ясауи, воздвигнутого по заданию эмира Темира в честь главного распространителя Ислама, самой почитаемой личности в тюркском мире. Сегодня это культовое сооружение имеет статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2021 году на саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств Туркестан был признан духовной столицей тюркского мира.

… Предложенный законопроект должен был появиться давно. Еще тогда, когда Туркестан был провинциальным городком, получившим известность благодаря мавзолеям Ходжи Ахмеда Ясауи, его учителя Арыстан-баба и др. Тогда еще можно было своевременно провести разумные археологические исследования, не наделав ошибок при реставрационных работах, сберечь артефакты и бесценные реликты духовной и материальной культуры средневековья, расширив площадь раскопок древних городищ.

Теперь главное, чтобы исполнители закона в своем административном рвении все же помнили, что Туркестан надо позиционировать, прежде всего, как объект древней культуры и истории, требующий бережного отношения. И только потом рассматривать его как туристский центр.

Он заслуживает этого трепетного отношения своим особым местом во всемирной истории.

 Итак, что же обещают нам с принятием нового закона?

Ввести ограничения на строительство зданий высотой более 7 метров вокруг мавзолея Ходжи Ахмеда Ясауи в зоне регулирования застройки. Наложить запрет на объекты, несовместимые с концепцией исторических памятников по масштабу, цвету и материалам, определив для каждого объекта историко-культурного наследия охранные зоны. Историко-архитектурные опорные планы и карты-схемы местности будут входить в генеральный план города.

Планируется запрет на строительные и хозяйственные работы, ведение которых может создать угрозу сохранности объектов исторического наследия. Охранную политику усилят созданием специального резервата с постоянным инспектированием, уходом и поддержкой. В целях реализации этих мер более широкими полномочиями будут наделены местные органы власти в вопросах землепользования, туристической деятельности и охраны археологических памятников.

Тайказан

Все те, кто вырос на этой древней земле, каждая пядь которой священна, казалось бы, знают о ней все. Традиции и обычаи, передаваемое из уст в уста знаменитое поверье: «Арыстан бабқа түне, Қожа Ахметтен тіле», которому следуют паломники.

Знают драматичную страницу истории возвращения Тайказана, символа Мавзолея, который в 1935 году на три месяца отправили  на Международную конференцию иранских мастеров в Эрмитаж, погрузив двухтонный казан на открытую платформу вагона. Жители города провожали тогда  его со слезами, словно в последний путь…

На родину это чудо вернулось лишь спустя 54 года.

Реликвию удалось возвратить после  ряда безуспешных попыток, настойчивыми переговорами. Ставя точку в этой дипломатичной миссии, директор Эрмитажа Б.Пиотровский сказал: «Вы получаете свое. Мы сохранили этот памятник во время блокады. И торжественно передаем вам, чтобы вы сохранили его как величайший памятник искусства. Пусть он вам принесет благополучие. Добра вам».

Через окно Эрмитажа Тайказан вытаскивали с помощью крана, погрузив в кузов «КамАЗа», прибывшего из Туркестана. Говорят, присутствовавший при передаче реликвии представитель властей Туркестана Эркин Джурабеков после погрузки вдруг сел на бордюр и заплакал: «Я счастлив, что ты возвращаешься домой! Я исполнил волю Всевышнего!». Эти слова тоже вошли в историю.

Возвращение Тайказана ждал весь город, нескончаемым потоком к мавзолею стекались жители аулов. Сдержать чувства было невозможно. Люди ликовали и плакали. Это было народное шествие, и каждый старался прикоснуться к святыне. Паломничество было бесконечным во времени…

История создания Тайказана тоже полна загадок. Известно только, что это двухтонное чудо было отлито в 1399 году из сплава семи драгоценных металлов мастером иранского происхождения. Создавал он свой шедевр в селе Карнак, в 25 км от Туркестана. Трудился усто усердно, ведь тайказан был заказан самим полководцем эмиром Темиром специально для мавзолея. В память о себе мастер оставил имя, выгравировав дату и слова из девятой суры Корана. Котел играл ритуальную роль, подслащенную воду из него раздавали к концу пятничной молитвы.

В 2019 году Тайказану, главному экспонату мавзолея Ходжи Ахмета Ясауи, исполнилось 620 лет.

         Другая полудетективная история связана с пропавшими из мавзолея Ходжи Ахмеда Ясауи светильниками времен Тимура. Анвар Мамраимов, мой земляк из Кентау, долгие годы вел собственное журналистское расследование, отыскав их в конце концов в двух богатейших музеях мира – опять-таки Эрмитаже и парижском Лувре. И не историков и политиков, а его, обыкновенного журналиста, беспокоили судьба этих священных реликвий и  вопрос возврата их из чужих музейных запасников.

 

Вечность в потоке истории

Мавзолей – это не только «намоленное» святое место.

Он полон загадок, исторических казусов и мистических историй, уникален незавершенностью здания с выступающими древними строительными лесами на фронтоне фасада, под самой крышей главного купола. Почему строители не завершили свое сооружение, не оштукатурили,  не покрыли, как принято, майоликой, что же им помешало?

До сих пор, несмотря на все попытки, ученые не смогли угадать и состав кирпича, из которого сложены его стены. Утверждают, что это то ли верблюжье молоко либо его смесь - сузбе, а также глина, песок, перемешанный с порошком из высушенных и перетертых корней произраставшего здесь растения и др. Древние зодчие и строители унесли с собой секреты пропорций ингредиентов и при производстве красок, майоликовой облицовочной плитки, древней глазури. Ни одни современные аналоги не идут в сравнение и не могут заменить средневековый оригинал.

Стены Мавзолея не принимают их.

Остается без ответа самая главная загадка – почему же такое огромное здание было построено без крепкого фундамента, на одном лишь глиняном основании? Получился некий «колосс на глиняных ногах». Что думали при этом древние зодчие, зная, что в условиях постоянной угрозы землетрясений сооружение должно быть максимально устойчивым.

В ходе реставрации Мавзолея одной из зарубежных специализированных компаний, не буду называть наименование,  зданию был нанесен непоправимый ущерб. Зарытые в глубине, вдоль стен мавзолея, камышовые подушки, служившие своеобразным амортизириующим приспособлением, и помимо этого впитывающие в себя грунтовые воды, были извлечены из земли. Их место залили бетоном, из-за которого влага пошла по стенам здания…  А сырость – самый главный враг глины. Стены мавзолея стали мокнуть, осыпаться. Ошибку горе-реставраторов пришлось исправлять, вырыв колодцы для отвода грунтовых вод.

Эти особые конструкции фундамента на глиняных подушках были ноу-хау древних зодчих. Окутанные камышовыми поясами стены более полуторы тысячи лет благополучно выдерживали колебания земли, впитывали влагу и не пускали ее вверх. Все эти тонкости древних зодчих придавали зданию прочность и устойчивость.

И главное – искусство строителей и архитекторов показало правильный подход – противостоять стихии подземных толчков могут только такие вот мягкие, эластичные подручные стройматериалы. И особая конструкция фундамента на глиняных и камышовых подушках выдержала тысячелетия. Об этом еще в 1949 году с восхищением писал известный ученый Н. М. Бачинский в своей рукописи «Антисейсмика в архитектурных памятниках Средней Азии».

В общем, любое неграмотное, ненаучное вторжение во все, что связано с Мавзолеем, чревато подобными серьезными последствиями, которые напрямую угрожают этой святыне.

Весьма критично, думаю, следует отнестись к организации на прилегающей к ее территории всяких световых шоу. Как у нас любят - с яркими прожекторами, огнями, фейерверками. И всякой суете - канал, якобы напоминающий Венецию, и всякие торговые центры вокруг него…

Надо помнить главное – Мавзолей – это, прежде всего, пантеон.

Согласно официальным данным, известны имена более 50 самых известных духовно-религиозных деятелей, захороненных в мавзолее и его окрестностях. В их числе 17 казахских ханов, 8 султанов, 23 бия, 63 батыра, 30 святых из династии Тимуридов, Шайбанм и Казахского ханства.  

Здесь нашли последний приют Казыбек би и Абылай хан.

Это сакральное место должно быть обителью спокойствия для их душ.

Для этого нужна тишина...

Главное – не навредить

В целом мы должны наверно приветствовать желание сохранить памятники, по крупицам собирать и беречь историческое наследие. Это всеобъемлющая работа - как создание мостов от прошлого к будущему. Ее успешность зависит от искреннего интереса и внимания к проблемам отечественной культуры. И Туркестан в ней занимает особое место.

Однако жизнь научила нас при реализации любого глобального проекта с разочарованием обнаруживать затем чьи-то плотоядные аппетиты и коррупционные мечтания. Не зря же говорят: хотели как лучше, получилось как всегда.

Будем надеяться, что забота о священном городе станет делом жизни истинных подвижников культуры, патриотов, осознающих свою ответственность перед народом и историей. Им предстоит восполнить белые пятна в истории национальной культуры, продолжить археологические исследования. Направить усилия не на внешний лоск города (это мы тоже проходили, помним истории с утонувшим в воде футбольным полем стадиона, отлетавшей от стен зданий фанерой и т.д.), а на внутреннее содержание. Их главная задача – не навредить.

Закон должен дать толчок повышению в первую очередь духовной культуры, знанию истории и жизнеописаний всех тех, кого удостоили чести быть погребенным именно на этой земле. Знанию того, к примеру, о чем писал суфий Ислама Ясауи в своих Хикметах, и почему этот великий мыслитель Востока в 63 года добровольно ушел в подземную келью?

Предстоит повысить качество экскурсионного обслуживания, подобрав и выучив экскурсоводов, воспитывать культуру посещения подобных сакральных мест, чтобы не допускать гвалта и снующей толпы, как это выглядит сегодня.

Тогда мы сможем полноценно гордиться тем, какая у нашего народа мощная национальная культура! И насколько ее духовность оберегается Высшими небесными силами, собравшими в одном месте столько личностей, достойных почитания за вклад в мировую цивилизацию и за то, что они подарили нам богатую историю и великое прошлое.

Карлыгаш Баймуратова

Компонент комментариев CComment