Вопрос, как говорят, очень интересный. Но начну с того, что недели две-три назад В Усть-Каменогорске произошла трагедия. В вечернее время на перекрестке водитель сбил насмерть учащегося местного колледжа, который в 16.00 шел домой после занятий. Об этом сообщила в фейсбуке мать парня.

Убитая горем, она во всем винила водителя, который в темноте не заметил парня, ступившего на пешеходный переход. Возмущает то, что этот ролик с обращением матери из Фейсбука сразу исчез. Я лишь успел его прокомментировать, отметив, что в этом регионе стали чаще сбивать пешеходов. И я нисколько не преувеличиваю. Ведь как признали в МВД, с начала года в стране зарегистрировано более 15 тысяч аварий, при этом в ДТП погибли более двух тысяч человек, получили ранения более 25 тысяч.

Это притом, что год еще не закончился. В той же Восточно-Казахстанской области за девять месяцев этого года на 120 процентов возросло число ДТП, что вдвое больше, чем в 2023 году. Однако эта печальная статистика нисколько не волнует тех, кто стоит за новый временной порядок.

Правда, в МВД считают, что в 95 процентах случаев виноваты водители. Только месяц назад в Жамбылской области в страшном ДТП погибли сразу шесть человек, из них двое полицейских. Согласно данным Генпрокуратуры, среди частых ДТП – наезд на пешеходов и столкновения транспортных средств.

К чему я привожу эти факты? Дело в том, что «часовщики» в своих выступлениях убеждают нас в том, что смена часового пояса во всех отношениях экономически выгодна и благотворно влияет на здоровье. Я не знаю, кому из власть имущих она выгодна, но только не для простых людей – пешеходов и водителей. Лучше об этом спросите мать из Усть-Каменогорска, потерявшую сына средь «бела» дня. И что теперь ей ответят инициаторы нововведения?

Ведь по их воле сотни тысяч людей оказались в зоне повышенного риска. И самое ужасное, что в их числе учащиеся второй и третьей смены, которые вынуждены впотьмах добираться домой из школы. Как известно, темное время суток – это промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

По крайней мере так гласит п.п. 50 п. 2 раздела 2 Правил дорожного движения. А что такое вечерние сумерки? Они начинаются в момент захода солнца и продолжаются до наступления полной темноты. То есть это время, когда солнце еще не ушло за горизонт.

Если взять трагический случай в Усть-Каменогорске, то ДТП произошло где-то в 16.00 часов. Солнце уже ушло за горизонт, а сумерки наступили в 15.00. То есть с этого момента возрастают риски совершения ДТП. Вернемся к вопросу, как влияют вечерние сумерки, а также темное время суток на водителей транспортных средств?

По статистике, в темное время суток происходит в среднем 50 процентов от общего числа дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом, хотя интенсивность движения в десять раз меньше, чем днем. Неужели непонятно этим «часовщикам», что ночная езда всегда опаснее, чем днем, из-за того, что и водитель, и пешеход не могут видеть дорожную обстановку вдаль и предвидеть изменение ситуаций. Наиболее характерными происшествиями являются столкновения автомобилей и наезды на пешеходов, то есть такие, которые зависят от видимости дороги и наличия на ней препятствий.

Столкновение и опрокидывание автомобилей и мотоциклов в темное время суток, кроме плохой видимости, происходят еще из-за отсутствия или неисправностей внешних световых приборов, фар, габаритных фонарей. Отсутствие велосипедных и пешеходных дорожек также ведет к увеличению количества и тяжести ДТП, особенно в темное время суток. Несколько слов о влиянии темноты на зрение.

В темное время суток в условиях недостаточной видимости почти невозможно цветоощущение предметов. Они отличаются не по цвету, а по яркости, причем яркость объектов дорожной обстановки (транспортные средства, пешеходы) и контрастность их относительно дороги сильно снижаются. Расстояние, на котором обнаруживаются транспортные средства ночью, сокращается почти вдвое по сравнению со светлым временем, однако водителю кажется, что они находятся на большом расстоянии.

В вечерние сумерки многие водители становятся жертвами так называемого оптического обмана. Контуры предметов расплываются, автомобили не белого и не яркожелтого цветов сливаются с фоном и покрытием дороги. В свете фар искажаются предметы и неровности дороги. Резкие и частые изменения освещенности и яркости предметов требуют непрерывной адаптации зрения, в результате глаза водителя быстро утомляются. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости водитель большую часть времени находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, поэтому он намного быстрее утомляется, чем в светлое время суток.

Скорость движения в темное время суток почти во всех случаях должна быть меньше скорости в дневное время. Ее необходимо устанавливать такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости. Если это правило не соблюдается, то наезд на возникшее в зоне видимости препятствие или столкновение с ним предотвратить невозможно.

В связи с тем, что Министерство науки и высшего образования подало заявку на сумму 160 млн тенге для исследования влияния смены часового пояса на казахстанцев, предлагаем руководству МВД принять непосредственное участие в этом проекте. Условно можно назвать тему научного исследования «Аспекты положительного влияния смены часового пояса на снижения уровня ДТП.

На примере Восточно-Казахстанской области». Кстати, параллельно с Минздравом можно провести научное исследование о методах улучшения общего самочувствия водителей в условиях смены часового пояса. Так что, как говорится, где больше света, там меньше тьмы.

Олег ДОМАЕВ

Компонент комментариев CComment