В декабре 2024 года Президентом РК К.-Ж. Токаевым был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных наград, образования и защиты прав ребенка». Данным законом предусматривается введение новой формы семейного устройства – приемной профессиональной семьи.

В январе на портале «Открытые НПА» был размещен проект приказа министра просвещения РК «Об утверждении «Положения о приемных профессиональных семьях» и самого положения. В связи с этим известный юрист, адвокат коллегии адвокатов Восточно-Казахстанской области Елена Ларионова ответила на вопросы корреспондента «Юридической газеты».

 

– Елена Владимировна, какие пункты документа у вас как юриста и адвоката вызывают опасения и сомнения?

– В связи с тем, что процедура отбора кандидатов на роль профессиональных приемных воспитателей, основания помещения детей в приемную профессиональную семью и иные нюансы ее функционирования требуют дальнейшего юридического регулирования, 21 января 2025 года на портале «Открытые НПА» был размещен проект приказа министра просвещения РК «Об утверждении «Положения о приемных профессиональных семьях» и самого положения.

На портале предусмотрена функция онлайн-обсуждения и комментирования как отдельных пунктов положения, так и выражения мнения о данном нормативно-правовом акте (НПА) в целом. Все заинтересованные лица имеют возможность ознакомиться с текстом проекта НПА и оставить комментарии. Однако отдельные пункты положения вызывают у меня ряд вопросов и опасений. Так, согласно п.п. 1 п. 2 положения приемная профессиональная семья – форма временного устройства в семью, принявшая на воспитание без предварительного выбора не более четырех детей, нуждающихся в специальных социальных услугах по основаниям, предусмотренным п.п. 1), 2), 3) и 9) п. 1 ст. 133 Социального кодекса РК, за исключением братьев и сестер.

Ст. 133 Социального кодекса РК предусмотрены основания, по которым лицо (семья) признается нуждающимся в специальных соцуслугах. И если подпункты 1) и 2) ст.133 Социального кодекса РК вопросов не вызывают – это сиротство и отсутствие родительского попечения (т.е. дети, родители которых умерли либо лишены/ограничены в правах), то в п.п. 3) и 9) указаны такие категории, как безнадзорность несовершеннолетних, в том числе девиантное поведение, и жестокое обращение, приведшее к социальной дезадаптации и социальной депривации.

Если обратиться к терминологии, то понятие «безнадзорность» дано в Законе РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»; это – социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующее совершению ими правонарушений.

Таким образом, любой ребенок, совершивший правонарушение, пусть и незначительное (порча школьного имущества, нахождение в увеселительном заведении в ночное время, причинение травмы однокласснику во время конфликта, хищение сладостей в магазине и тому подобное), может быть, исходя из данной нормы закона, передан в приемную профессиональную семью.

Очевидно, что такая мера явно избыточна и входит в противоречие с правом ребенка жить и воспитываться в семье; в данном случае с семьей можно проводить необходимую профилактическую работу без отобрания ребенка, тем более, что основанием для отобрания согласно ст. 82 Кодекса РК «О браке и семье» может служить лишь непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка, а не его противоправное поведение.

Что касается терминов «социальная дезадаптация» и «социальная депривация», то они приводятся в ст. 1 «Социального кодекса РК»: социальная дезадаптация – нарушение взаимодействия личности с социальной средой; социальная депривация – ограничение и (или) лишение возможности самостоятельного удовлетворения лицом (семьей) основных жизненных потребностей.

Как видим, эти понятия крайне обобщенные и требуют детализации.

Совместным приказом министра здравоохранения РК от 1 июля 2023 года № 123, министра просвещения РК от 30 июня 2023 года №190, министра труда и социальной защиты населения РК от 30 июня 2023 года №271 и министра внутренних дел РК от 30 июня 2023 года №528 утверждены критерии оценки наличия жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации.

Согласно п. п. 1 п. 2 данных критериев жестокое обращение, приведшее к социальной дезадаптации и социальной депривации – действия, совершенные в форме бытового насилия, торговли людьми, в том числе несовершеннолетними, иных видов их эксплуатации, а также похищения людей независимо от наличия факта возбуждения уголовного производства по поводу совершенных действий.

Опасения вызывает фраза «независимо от наличия факта возбуждения уголовного дела», которая позволяет без приговора суда (без установления виновности лица в совершении уголовно наказуемого деяния), по субъективному мнению сотрудника уполномоченного органа считать, что потерпевший (в данном случае – ребенок) уже является лицом, нуждающимся в специальных социальных услугах – помещении в приемную профессиональную семью. Таким образом, в данной норме содержатся и коррупционные риски.

В самом положении также имеется ряд спорных моментов. Так, согласно п. 26 основаниями для помещения детей в приемные профессиональные семьи является договор о передаче ребенка в приемную профессиональную семью и ее дальнейшем сопровождении. При этом, как указано выше, в данные семьи будут помещаться и дети, родители которых еще не ограничены в правах и не лишены прав, не признаны виновными в совершении правонарушений в отношении ребенка, то есть не установлено никаких противоречий с интересами ребенка.

Однако стороной договора они при этом не являются, что входит в противоречие с нормами ст.71 Кодекса РК «О браке и семье»: родители являются законными представителями своего ребенка и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.

Согласно п. 29 положения в ночное время, выходные или праздничные дни дети помещаются в приемную профессиональную семью на основании акта о приеме несовершеннолетнего согласно приложению 6 к настоящему положению, о чем приемные профессиональные воспитатели незамедлительно сообщают органу и организации. В первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем орган заключает договор и предоставляет организации документы, указанные в п. п. 25, 26 настоящего положения.

Таким образом, положение предусматривает незамедлительную передачу ребенка в приемную профессиональную семью. При этом договор может быть заключен спустя три – пять дней (исходя из того, что, к примеру, выходные и праздничные дни могут длиться с 1 по 4 января). В соответствии со ст. 7 «Гражданского кодекса РК» гражданские права и обязанности возникают, изменяются и прекращаются: из договоров и иных сделок, из административных актов. В данном же случае, ребенок передается в приемную профессиональную семью и без заключения договора, и без принятия уполномоченным органом административного акта в виде приказа, постановления и тому подобное. То есть, по сути, вообще без юридических оснований, ввиду чего неясно, кто несет ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетнего в этот период, какие права и обязанности по отношению к нему принимают профессиональные воспитатели, которые, де-юре, еще таковыми не являются.

При этом согласно п. 27 положения «уполномоченный орган принимает все необходимые меры по сбору документов, подтверждающих статус ребенка (детей), переданного в приемную профессиональную семью, для его дальнейшего жизнеустройства». Представляется необходимым изменить процедуру: сначала осуществить сбор документов, подтвердить статус ребенка, соответствующий критериям ст. 133 «Социального кодекса РК»; установить круг родственников ребенка, принять меры для его возвращения в семью либо передачи родственникам, а лишь затем передавать ребенка в приемную профессиональную семью.

– Как такие семьи будут доказывать свой профессионализм?

– Одно из принципиальных отличий данной нормы семейного устройства от уже существующих – «профессионализм» приемных родителей. Однако, из текста положения становится ясно, что под профессиональной подготовкой понимается получение сертификата о прохождении психологической подготовки граждан РК, постоянно проживающих на территории РК, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью по форме, утвержденной приказом министра образования и науки РК от 27 апреля 2020 года №165 (общая продолжительность программы должна составлять не менее 42 и не более 60 академических часов и проводится в форме тренинга) и дополнительная психологическая подготовка в соответствии с приказом №165 от 27 апреля 2020 года в течение одного месяца в организации или организациях по оказанию содействию устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.

Таким образом, общая продолжительность подготовки – всего два месяца. При этом каких-либо требований к образованию либо наличию родительского опыта у кандидатов в приемные профессиональные воспитатели не предъявляется. При таких условиях существует огромный риск того, что «профессиональными» приемные родители будут являться лишь номинально.

Каждый приемный ребенок требует огромной самоотдачи, терпения и понимания, безусловного принятия, независимо от проблемного поведения; знаний о перенесенных им психологических травмах, заболеваниях, и умений с ними работать. И ребенок, и приемные родители проходят сложнейший период адаптации друг к другу и к новым условиям жизни. И если, в случае с другими формами семейного устройства, у кандидатов в приемные родители есть возможность на протяжении длительного времени встречаться с ребенком в учреждении, где он находится, выстраивать взаимоотношения, взвешивать риски, то профессиональная семья должна быть в режиме 24/7 готова принять четверых вообще незнакомых им детей.

При таких условиях краткосрочных курсов явно недостаточно, представляется целесо­образным либо наличие педагогического или психологического высшего образования, либо существенный «стаж» в сфере приемного родительства.

– Какие риски несут, на ваш взгляд, в целом приемные профессиональные семьи?

– Если говорить о рисках, то есть опасения, что помимо неравнодушных граждан, которые имеют искреннее намерение и возможность помогать детям, оставшимся без попечения родителей, данная деятельность может привлечь лиц, которые будут руководствоваться своими корыстными интересами. Дело в том, что п. 60 положения предусматривается выплата денежных средств в размере 70 МРП в месяц с учетом исчисления социальных отчислений, за воспитание детей в приемной профессиональной семье каждому приемному профессиональному воспитателю. Для сравнения: за воспитание детей в обычной, не профессиональной, приемной семье каждому приемному родителю производится выплата денежных средств в размере 35 МРП в месяц, опекунам – десять МРП в месяц.

Кроме того, сама процедура, при которой ребенок сначала помещается в приемную профессиональную семью, а только затем начинается сбор документов, подтверждающих его статус, родственные отношения и иные обстоятельства, создает риски принятия решений на основании субъективного мнения (в том числе и по коррупционным мотивам) какого-либо сотрудника госоргана.

– Возможно ли возвращение детей в родную семью?

– Стоит отметить, что проектом положения предусматривается, что приемные профессиональные воспитатели оказывают содействие органу, осуществляющему функции по опеке или попечительству, в возврате детей родителям. Договор о передаче детей в приемную профессиональную семью может быть досрочно расторгнут в случаях возвращения ребенка родителям, иным законным представителям по согласованию с органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству. Однако очевидно, что кровным родителям придется доказывать, что основания, по которым ребенок был признан нуждающимся в специальных социальных услугах, отпали. При недостижении согласия между родителями и органом опеки и попечительства данный спор будет разрешаться судом.

– Могут ли детей отдавать в семьи за границу?

– В ходе обсуждения законопроекта у многих граждан возникали опасения, что передача детей в приемную профессиональную семью создаст предпосылки для их свободного вывоза за рубеж. В проекте положения этот вопрос урегулировали, предусмотрев, что передача детей в приемную профессиональную семью осуществляется в семьи граждан РК, постоянно проживающих на территории РК.

Однако, учитывая, что приемные профессиональные воспитатели обладают конституционным правом на свободу передвижения, то препятствий для переезда из одного города РК в другой у них не будет. Это опять-таки входит в противоречие с интересами ребенка, который имеет право на общение как с родителями, не лишенными родительских прав, так и с близкими родственниками. Этот вопрос требует тщательного урегулирования, поскольку неясно, как будут реализованы права ребенка, если приемная семья, которая имеет возможность его принять, проживает в другом регионе.

– Продуман ли механизм контроля за профессиональными приемными семьями?

– Согласно п. 43 положения заключение договора о передаче ребенка в приемную профессиональную семью и ее дальнейшем сопровождении является основанием для начала работы организации по сопровождению приемной профессиональной семьи.

Данная организация издает приказ о назначении куратора приемной профессиональной семьи, который затем в течение 24 часов проводит первичное собеседование с семьей с целью получения информации о ребенке, переданного приемным профессиональным воспитателям и в течение двух суток выезжает в семью с целью посещения и получения общей информации о семье и сложившихся взаимоотношениях между приемными профессиональными воспитателями и ребенком. Предусмотрено также составление индивидуального плана сопровождения и посещение профессиональной семьи не реже одного раза в месяц и длительностью не менее 1,5 часов. Однако остается открытым вопрос – будет ли досконально соблюдаться данная процедура либо все останется только «на бумаге».

– Если документ будет принят, что можно посоветовать родителям в защите своих прав и прав детей?

– В настоящее время комментирование на портале «Открытые НПА» закончено, положение перенесено в статус архивных документов, что позволяет надеяться на дальнейшую доработку с учетом многочисленных замечаний и предложений.

Родителям и всем заинтересованным лицам рекомендую активно выражать свое мнение по этому вопросу на всех возможных интернет-
ресурсах, так как данный НПА может затронуть интересы любой семьи. А поскольку из-за размытых формулировок попасть в категорию «нуждающийся в специальных социальных услугах» может и ребенок добросовестных родителей, необходимо быть готовым отстаивать свои права: изучить законодательство в сфере семейных отношений, прав и обязанностей родителей и уполномоченных органов; не пренебрегать своими родительскими обязанностями, собирать документы, подтверждающие их надлежащее исполнение, чтобы минимизировать возможные риски.

 

Подготовила

Ольга СИЗОВА,

собкор по ВКО

Компонент комментариев CComment