Одной из самых обсуждаемых тем общественности Алматы на минувшей неделе стала реконструкция Казахского драматического театра имени Мухтара Ауэзова.

 

В социальных сетях то и дело появлялись репосты фото с ободранной облицовкой фасада, грудами обломков. Кто-то назвал это лаконично – современный вандализм. Забили тревогу и старожилы города: вместо памятника архитектуры опять появится очередной безликий «шедевр» из стекла и бетона? Звучали вопросы: почему трогают вечный, качественный «кунаевский мрамор», который придавал архитектуре здания неповторимый облик?

Профильное ведомство, отвечая на вопросы алматинцев, пояснило, что ведется реконструкция объекта, в ходе которой планируется замена на аналогичный мрамор с сохранением узоров, фактуры и качества. И что внешний облик исторического здания будет полностью сохранен.

Да, мраморная облицовка снимается. Этому есть ряд причин – несоответствие фасада нормам сейсмобезопасности, необходимость решить вопрос теплоизоляции ввиду отсутствия под фасадной конструкцией утеплительных материалов. И в таком виде драмтеатр будет пребывать до конца ремонтных работ, которые планируется завершить к концу следующего года.

Конечно, можно согласиться с тем, что, с одной стороны, это важный шаг к модернизации, который должен придать театру современный вид и функции. Но, с другой стороны, недовольство со стороны общественности вызвано некоторыми опасениями. Например, что произойдет утрата его самобытности, ведь здание театра, построенного почти полвека назад, и ставшего неотъемлемой частью культурной памяти и архитектурного облика мегаполиса, потеряет свою историческую ценность. Ведь в Алматы осталось немного подобных сооружений, являющихся частью культурного наследия Казахстана, на протяжении десятилетий служивших визитной карточкой города.

И вполне закономерно, что жителей беспокоит, что в процессе реконструкции изменится внешнее оформление здания, его внутреннее очарование, атмосфера, которая складывалась на протяжении многих лет.

Мы помним похожий неудачный опыт реконструкции другой исторической реликвии – здания Дворца, которое превратилось в безликую современную конструкцию из стекла и бетона. Кто из жителей города был вовлечен в обсуждение проекта его реконструкции? Почему не было учтено мнение общественности, что породило недовольство нынешним его видом.

Как показывает практика градостроительства, современные тенденции нередко обезличивают аутентичность местных традиций и культуры, замыслов архитекторов, благодаря которым город имел особый шарм.

Каждый город славится своей культурной идентичностью, и привлекает туристов стариной, национальной самобыт­ностью. Поэтому подобные попытки навязать новые ориентиры вопреки традиционным ценностям вызывают глубокие эмоции, призывы сохранить то, что уже имеет значение для народа.

На этом фоне важно, чтобы власти прислушивались к мнению граждан и проводили подобные реконструкции с учетом их интересов и мнений, что позволит, как в данном случае, сохранить не только здание, но и дух театра как важного культурного института.

Алматы строили с любовью. Прежние архитекторы старались продумать все, вплоть до сохранения розы ветров, создавая богатое культурное наследие и разнообразный стиль, отражающий историческое влияние. Ведь этот город стал свидетелем множества исторических событий и изменений, и сегодня в его чертах, значимых объектах культуры еще можно увидеть наследие минувшего, атмосферу предыдущих столетий, элементы традиционного и современного стилей.

Мы гордимся гостиницей «Казахстан», первым небоскребом южной столицы, чей архитектурный стиль был вдохновлен классическим европейским зодчеством. Построенная в 1970-х годах, гостиница стала символом Алматы и важной частью городской культуры, выдающимся произведением архитектурного искусства, объектом культурного наследия.

Алматы является не только современным, динамично развивающимся городом, но и хранителем уникальной культуры. Исторически значимые здания и памятники отражали культурную идентичность казахского народа, являясь неотъемлемой частью прошлого, и их сохранение имеет особое значение для будущих поколений, позволяя сохранить связь с историей и традициями народа.

Поэтому при реставрации старинных зданий надо учиться у стран, которые бережно относятся к истории, архитектуре, сохраняя оригинальные элементы и стиль улиц, городов и поселений, историческую аутентичность, защищая историческую ценность, охраняя их как элемент культурного наследия. Подходы к реставрации должны быть бережными.

Кварталы с домами-муравейниками, заслоняющими наше богатство – величественные горы, отнюдь не украшают его, превратив в рядовой среднестатистический город. Гряда наших гор всегда была символом природного богатства, служила источником притяжения для туристов. Сегодня горный пейзаж заслонили разного рода ЖК, из-за которых город утратил былую индивидуальность и шарм.

Построенные в виде стандартных многоэтажных комплексов эти кварталы выглядят однообразными, напоминая улей. Надо сказать, что помимо этого перенаселенные районы нередко сталкиваются с серьезными проблемами из-за отсутствия надлежащей социальной инфраструктуры, не рассчитанной на такой неуправляемый рост его территории. Плотная застройка приводит к экологическим последствиям: ухудшается качество воздуха, уменьшается доступ к природным ресурсам.

Город, который когда-то радовал глаз величественной панорамой гор, становится местом, предназначенным для выживания, жертвой урбанизации.

Важно понимать, что города – это не просто места проживания. Это живой организм, где органично и комфортно должны сочетаться пространство и бытие людей. Поэтому так необходимы элементы уникального архитектурного искусства. Именно это делает жизнь гармоничной, а не серость и однообразие. Это ставили во главу угла, сочетая природный ландшафт с застройкой, его прежние планировщики и архитекторы. Они продуманно подходили к созданию уютных зон для зеленых насаждений, парковых территорий, проектируя здания, эстетически интегрированные в ландшафт, подарив городу индивидуальность и красоту.

Хочется, чтобы те, кто отвечает за нынешний облик Алматы, переосмыслили философию градостроительства и ценности наследия, не нанося вред, и поставив человека в центр, создав гармонию между жилыми пространствами и природой.

 

Акмарал АБДУЛОВА

Компонент комментариев CComment