Последние годы характеризуются возросшим интересом со стороны теоретиков и практиков к реформированию казахстанского нотариата. Уверенность в неизбежности изменений возрастает с появлением каждого нового акта, посвященного данному процессу.
Объективная необходимость реформирования объясняется в основном стремительным развитием цифровых платформ, а также качественно новым пониманием нотариата как одного из важнейших институтов юстиции.
В данный момент условием сохранения института нотариата, сложившимся в правовой системе Республики Казахстан, является активный поиск своего места в системе гражданской юрисдикции, содействие в проведении судебной реформы, обеспечении выполнения правоохранительных и фискальных функций государства, естественно, с учетом специфики нотариального производства.
Нотариальная деятельность сегодня – это активное внедрение цифровых технологий, переход нотариальных действий на электронный формат.
С марта т.г. в рамках программы «Digital Justice» была продолжена реализация ряда мер по цифровизации основной нотариальной деятельности. Они направлены на повышение качества и доступности услуг, а также экономию финансовых и временных затрат граждан.
Один из таких проектов, пилотный проект – «Цифровизация исполнительной надписи».
Он направлен на защиту прав граждан, а также на обеспечение соблюдения нотариусами установленных требований при совершении исполнительных надписей.
В соответствии с п. 1 ст. 92-1 Закона Республики Казахстан «О нотариате» (далее – Закон) для взыскания денег или истребования иного движимого имущества от должника нотариус совершает исполнительную надпись в электронном виде посредством единой нотариальной информационной системы при предъявлении подлинного документа, устанавливающего задолженность, на котором делается соответствующая отметка.
Для совершения электронной исполнительной надписи взыскатель предоставляет нотариусу документы, указанные в пп. 2 п. 223 Правил совершения нотариальных действий нотариусами, утвержденных приказом Министра юстиции от 31 января 2012 года № 31, а именно для взыскания задолженности по обязательству, основанному на письменной сделке, срок исполнения которой наступил и неисполнение обязательства признается должником, в том числе в ответе на претензию, направленную взыскателю в порядке досудебного урегулирования спора, представляются:
– подлинные договоры (купли-продажи, поставки, подряда, перевозки, возмездного оказания услуг, хранения и другие);
– документы, подтверждающие возникновение обязательства должника по уплате задолженности по договорам (товаросопроводительные документы (товарно-транспортная накладная, товарная накладная, грузовая накладная, коносамент или иной документ), документ о передаче имущества (товара), подписанный обеими сторонами (акт приема-передачи, акт о передаче имущества (товара), акт о приемке имущества (товара) по количеству и качеству и другие), документ, удостоверяющий приемку выполненных работ (оказанных услуг), подписанный обеими сторонами (акт приемки выполненных работ (оказанных услуг) и другие), заказ-наряд, счет-фактура и другие);
– документы, подтверждающие письменное признание должником суммы задолженности (акт сверки расчетов, подписанный взыскателем и должником и скрепленный печатями (при их наличии), в которых указывается номер договора, ответ на претензию, в котором должник признает обязательство по уплате денежных средств, акцептованное платежное требование или иной документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства и подписанный уполномоченным лицом), также заявление на совершение исполнительной надписи и расчет задолженности.
Документы предоставляются нотариусу в оригинале на бумажном носителе либо в электронном виде, подписанные электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП).
Исполнительная надпись по указанному требованию совершается нотариусом по месту регистрации должника.
Адрес регистрации должника проверяется нотариусом через единую нотариальную информационную систему (далее – ЕНИС) с использованием Государственной базы данных «Физические лица».
При совершении цифровой исполнительной надписи автоматически соблюдается принцип территориальности. Вся система настроена так, чтобы учитывать территориальную привязку нотариальных действий.
В случае, если адрес регистрации должника не соответствует территории деятельности нотариуса, при формировании исполнительной надписи в модуле «Совершение исполнительной надписи» ЕНИС, система формирует уведомление о невозможности совершения исполнительной надписи.
При наличии всех необходимых документов и соответствии места регистрации должника территории деятельности нотариуса, нотариус формирует исполнительную надпись в электронном виде через модуль «Совершение исполнительной надписи» ЕНИС.
Для совершения электронной исполнительной надписи нотариус загружает в модуле «Совершение исполнительной надписи» ЕНИС сканированные копии следующих документов: заявления взыскателя, долговой документ (договор), документы, подтверждающие письменное признание должником суммы задолженности.
Размер загружаемых файлов не должен превышать более пяти МБ.
В противном случае в системе отобразится соответствующее предупреждение.
После подписания нотариусом уведомление о совершенной исполнительной надписи направляется должнику посредством информационной системы «мобильное правительство» (egov mobile) и/или на абонентский номер в виде короткого текстового сообщения (1414).
Должник, получив уведомление о совершенной исполнительной надписи, может ознакомиться с ее содержанием в «Личном кабинете» посредством информационной системы «мобильное правительство» (egov mobile), перейдя по указанной в уведомлении ссылке.
В случае несогласия с исполнительной надписью, должник вправе подать возражение, для чего необходимо выбрать исполнительную надпись в «личном кабинете» посредством информационной системы «мобильное правительство» (egov mobile), нажать на кнопку «Возражение» и указать причину несогласия с заявленным требованием, а также подтвердить согласие на сбор и обработку персональных данных.
Система отобразит предварительный просмотр возражения.
В случае верности заполнения полей, возражение подписывается должником посредством ЭЦП. При необходимости, к возражению должник вправе приобщить документы, послужившие основанием возражения. В случае превышения размера загружаемых файлов при подаче возражения, необходимо указать в тексте возражения, что приложения направлены на электронный адрес нотариуса.
После подписания должником возражения посредством ЭЦП, оно поступает нотариусу в журнал входящей корреспонденции ЕНИС.
При поступлении на бумажном носителе и/или в электронной форме (на электронную почту) и/или посредством веб-портала «электронного правительства» возражения должника на исполнительную надпись, постановление об отмене исполнительной надписи либо ответ нотариуса об отказе в отмене исполнительной надписи направляется должнику в формате поступившего возражения ЕНИС, в пределах сроков, установленных Законом.
Подводя итоги вышеизложенного необходимо подчеркнуть, что указанный пилотный проект упростил гражданам и организациям доступ к нотариальным услугам в цифровом формате, повышая их удобство и безопасность. Внедрение цифровых технологий в процессы нотариата стало большим шагом в сторону улучшения качества юридических услуг и повышения их доступности.
В этом направлении квалифицированная юридическая помощь, оказываемая нотариусами, становится фактически таковой, предполагающей комплекс правовых нотариальных услуг, а не только удостоверение фактов и сделок.
Пилотный проект будет действовать до 31 декабря 2025 года, при успешной реализации в дальнейшем, возможно его распространение на всю территорию страны и не только по письменным сделкам, а также по всем подпунктам п. 2 ст. 92-1 Закона.
Салтанат МАМАНОВА,
главный специалист отдела по праворазъяснительной
работе и оказанию юридических услуг
Департамента юстиции Костанайской области
Компонент комментариев CComment