В этом году исполнилось 30 лет Конституции Казахстана. Напомним, что также 30 лет назад был принят первый акт в таможенной сфере, Таможенный кодекс. В то время шло становление структуры таможенной службы, приходили специалисты из государственных органов, что подчеркивало потребности в комплексном функционировании и таможенном регулировании в новом формате.

Создание и становление специализированных подразделений таможенной системы также было велением времени, в числе которых остановимся на важности таможенной экспертизы.

В августе 1994 года был создан отдел экспертиз и исследований центрального аппарата Таможенного комитета. Первоочередной его задачей было в кратчайшие сроки организовать экспертизу товаров в таможенных целях. Начинать пришлось с подбора квалифицированных специалистов, которых после развала союза было весьма проблематично найти. К середине 1995 года удалось собрать из специалистов интеллектуальное ядро отдела, затем и Центральной таможенной лаборатории (ЦТЛ), а по таможенным управлениям и таможням укомплектовать отделы и службы экспертиз и исследований на местах. В целом по РК экспертов получилось сотня штатных единиц.

На первых порах экспертизы касались в основном классификации товаров, но постепенно по мере оснащения лаборатории круг проводимых экспертиз значительно расширился. Уже к концу 1995 года полноценно функционировала ЦТЛ, а на территориях были отделы и службы экспертиз и исследований.

Предстояла серьезная работа по оснащению ЦТЛ и экспертных подразделений оборудованием в соответствии с международными требованиями и обучение персонала экспертных подразделений. В этих целях направлялись в одну из старейших лабораторий мира – Финляндию на стажировку ряд экспертов. При оснащении лаборатории акцент делался на экспресс-анализаторы, рентгеновское, спектрометрическое и хроматографическое оборудование и многое другое. Например, был создан образец чемодана таможенного эксперта по аналогии с чемоданом криминалиста. Таким аналогом были оснащены многие таможенные посты.

В целях тесного сотрудничества с таможенными органами были разработаны технологические схемы взаимодействия, перечень товаров обязательных к экспертизе и другие. В совокупности все это дало положительные результаты, лаборатория вскоре прошла отечественную, а затем и международную аккредитацию.

На базе ЦТЛ были организованы постоянно действующие курсы для молодых экспертов, а также инспекторов таможенных органов. Обучаемые под руководством опытных наставников получали необходимые навыки проведения экспертизы непосредственно на приборах, знания о видах экспертиз, решаемых при этом задачах, а также – какие необходимо ставить вопросы эксперту при направлении на экспертизу.

В 1998 году стал вопрос о переносе ЦТЛ в столицу, хотя более 60 процентов товарооборота страны приходилось на китайское направление, то есть в г. Алматы. Новое руководство ЦТЛ в 1999 году дало согласие на переезд и столкнулось с проблемой отсутствия специалистов в столице и малого товарооборота и, соответственно, потребности в экспертизе товаров. Пришлось в целях обеспечения загруженности лаборатории доставлять пробы ж/д и авиатранспортом.

Попробуем соизмерить место и роль таможенной экспертизы в соотношении с другими экспертными учреждениями и видами экспертиз.

Закон от 20.01.2010 г. «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» гласит, что законодательство РК о судебно-экспертной деятельности основывается на Конституции, состоит из Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов, Кодекса РК об административных правонарушениях, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов страны.

Судебная экспертиза – исследование материалов уголовного, гражданского дела или дела об административном правонарушении, проводимое на основе специальных научных знаний в целях установления обстоятельств, имеющих значение для его разрешения. Ее предметом являются обстоятельства, имеющие значение для разрешения уголовного, гражданского дела либо дела об административном правонарушении, устанавливаемые путем производства судебной экспертизы.

В принципе понятна сфера применения судебной экспертизы. В нашем случае вопрос о каком-то соответствии судебной и таможенной экспертиз не ставится, хотя из содержания соответствующих законодательных актов этот вопрос уже не всегда понятен. Обсуждаются новые версии видов судебной экспертизы, отдельные из которых по предмету схожи с исследованиями в таможенной сфере. К примеру, экспертиза материалов, веществ, изделий, документов, товароведческая. Тем самым, разграничение экспертиз по конкретным видам зависит от запросов судебной практики, это в случае их разграничения в судебной экспертизе в целом.

Думается, что актуальной проблемой является поиск места и роли именно таможенной экспертизы в экспертизе вообще. Существует также Типовое положение о независимой потребительской экспертизе в РК, проводимой на добровольной договорной основе, утвержденное постановлением правительства от 24 мая 1996 года. В нем отражена достаточно важная норма о том, что «заключения о соответствии товаров (работ, услуг), выданных испытательными лабораториями (центрами), аккредитованных в установленном порядке и работающими в системе независимой потребительской экспертизы являются официальными документами для судов, органов по защите потребителей, наряду с экспертными заключениями органов РК» (п.15).

В перечень аккредитованных лабораторий, зарегистрированных в государственном реестре по сертификации с 03.06.1994 года, включалась также фирма СЖС (известная нам по деятельности в качестве предотгрузочной инспекции) по импортируемым товарам в РК. В принципе, это как раз период создания экспертной службы таможенной системы Казахстана и можно было начинать с аналогичной деятельности.

С одной стороны, таможенная экспертиза имеет целью проведение экспертизы для определения качественного состава товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также для их правильной классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Кроме того, продолжают оставаться актуальными исследования экспертизы товаров и транспортных средств посредством создания специализированных таможенных учреждений – органов таможенной экспертизы. Через таможенную границу ежегодно перемещаются значительные объемы грузов и миллионы физических лиц. Обеспечить функциональные задачи таможни в части контроля, правильного исчисления и взимания таможенных платежей и налогов, а также правоохранительной деятельности, могут в том числе и специализированные таможенные учреждения.

В то же время зададимся вопросом, достаточно ли этого для разрешения поставленных законодательством задач и является ли при этом таможенная экспертиза свое­образным комплексным понятием или имеет право на самостоятельный комплексный вид экспертиз?

Таможенную экспертизу, как правило, определяют, как организацию для проведение исследований, осуществляемых таможенными или иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования. Как известно, таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные знания.

На наш взгляд, не очерчены цели, предмет и объект исследований таможенных экспертиз. Представляется, что экспертные учреждения работают только в рамках отведенных видов экспертиз, а некоторые остаются вне поля внимания (можно припомнить ту же оценку стоимости автотранспортных средств).

Объектами исследований могут выступать товары, сведения о товарах, содержащиеся в таможенных и иных документах, идентификационные знаки, причем экспертами могут быть только, по сути, сотрудники таможенных лабораторий. Следующее ограничение касается оснований назначения таможенной экспертизы, когда только таможенный орган выдает направление или постановление о ее назначении.

Будет ли иметь правовое значение таможенной экспертизы и для других госорганов, общественных организаций, а также судов – очевидно, этот фактор имеет право на существование и пример разрешения этого вопроса приведен выше по потребительской экспертизе.

В общих чертах нами сделана попытка очертить круг имеющихся, на взгляд автора, проблем. Еще раз подчеркнем, что актуальной проблемой является поиск места и роль, а также закрепление в законодательном плане именно таможенной экспертизы в общегосударственной экспертизе.

Также проблемой стало снижение статуса и статута таможенных органов, включая специализированные учреждения – таможенная лаборатория и экспертиза, учебный центр, кинологическая служба. Напрашивается научная и аналитическая структура.

В Казахстане увеличилось число ведомственных праздников, утверждаемых Правительством (стало более – 90). На этом фоне, исключили День таможенника – 12 декабря, когда в 1991 году была создана таможенная служба государства, и этот день надо вернуть в их число. Таможня в любой стране представляет лицо государства, и таможенная граница наряду с государственной границей нуждается в соответствующей охране.

Актуальность сохранения и совершенствования взаимодействия в таможенной сфере ЕАЭС остается на повестке дня. Например, в связи с введением «западных» санкций против России и определения товаров, запрещенных к ввозу на ее таможенную территорию (как ответная реакция России), участились случаи и расширилась структура реэкспорта товаров, что заставило россиян подключить возможности таможенной экспертизы и даже временно вводить полный таможенный контроль, восстанавливая таможенные границы.

Кроме того, выполнение таможенными лабораториями государств ЕАЭС своих задач нуждается в унификации и синхронности в их деятельности и расширении возможностей использования результатов не только для таможенных целей.

 

Сайлаубек АЛИБЕКОВ,

профессор, д.ю.н.

Бахыт КАЙРАМБАЕВ,

заместитель председателя

совета ветеранов, полковник

Компонент комментариев CComment