Судебная коллегия по административным делам Акмолинского областного суда рассмотрела административное дело по иску Управления строительства к Департаменту внутреннего государственного аудита об оспаривании предписания.
Судом установлено, что в Управлении строительства проведен внутренний государственный аудит по вопросу соблюдения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках – исполнение договорных обязательств по договору о государственных закупках, заключенного между Управлением строительства и ТОО «А».
Результатами данной проверки явились аудиторское заключение и предписание об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственных лиц, их допустивших.
Департамент посчитал, что исполнитель ТОО не выполнил обязательства по договору на сумму 46 014 024 тенге, а заказчик Управление строительства неправомерно осуществил оплату работы. Вывод Департамента был основан на сведениях, установленных в ходе контрольного обмера (визуального осмотра), в ходе которого не было обнаружено проведение буровых работ на объекте по 77 скважинам.
Коллегия, исследовав доказательства, договора о государственных закупках, проекты проведения поисково-разведочных работ, техническую спецификацию, считает выводы Департамента несостоятельными.
Предметом договора явилось выполнение исполнителем поисково-разведочных работ для обеспечения запасами подземных вод сел Целиноградского района Акмолинской области. Общая стоимость работ по договору составила 128 478 560 тенге.
Между Управлением строительства и ТОО сложились правоотношения, вытекающие из договора подряда, т.е. заключен договор о выполнении поисково-разведочных работ, в соответствии с технической спецификацией и утвержденным проектом. Работы подлежали выполнению ТОО путем проведения буровых, опытно-фильтрационных работ, также включали в себя режимные наблюдения за уровнем и химическим составом подземных вод.
В суде Департамент не оспаривал наличие исполнительной документации, подтверждающей выполнение работ, однако настаивал на том, что часть буровых работ ТОО фактически не выполнил.
Согласно отчетам, актам выполненных работ, из технической спецификации к договору следует, что ТОО в рамках договора провело работы по извлечению из скважин проб воды для режимных наблюдений за уровнем подземных вод, а также пробы воды переданы для проведения лабораторных исследований качества подземных вод.
Таким образом, все виды работ, проведенных ТОО отражены в отчетах, подтверждены лабораторными исследованиями проб воды и экспертным заключением.
Департамент в ходе проведенного аудита не принял во внимание условия договора о государственных закупках в силу которых на ТОО не была возложена обязанность обеспечения сохранности и функционирования установленных скважин за пределами гарантийного срока.
Работы заказчиком были приняты актами выполненных работ датированных 2018 годом, тогда как контрольный обмер Департаментом был проведен в 2021 году, т.е. за пределами срока, в течение которого исполнитель обязан был обеспечить гарантию качества проведенных работ.
Не обнаружение скважин не может служить основанием для вывода об их отсутствии и ненадлежащем выполнении работ.
Доказательства, опровергающие доводы истца, ответчик не представил.
Департамент допустил нарушение процедуры проведения внутреннего государственного аудита, поскольку отсутствовали предусмотренные законодательством основания для его проведения, а также в ходе аудита не исследованы все документы.
Установлено, что специалист Целиноградского района филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», участвовавший при контрольном (визуальном) осмотре наличия скважин по каталогу географических координат и подписавший акт контрольного обмера (осмотра), не имел специальных познаний в области гидрогеологии и по данному виду работ, а также, прибор, использованный при обмере, не был предназначен для определения точек по выполненным буровым работам и имеет большие погрешности по координатам.
Решением СМАС Акмолинской области иск удовлетворен, признано незаконным и отменено предписание Департамента об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственных лиц, их допустивших.
Постановлением коллегии по административным делам Акмолинского областного суда решение СМАС оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика без удовлетворения.
Постановление коллегии вступило в законную силу, в кассационном порядке не обжаловано.
(№1199-22-00-4а/87).
Найля НУРАЛЫЕВА,
председатель судебной коллегии
по административным делам
Акмолинского областного суда,
координатор работы со СМИ
Компонент комментариев CComment