За годы независимости Казахстан достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов лиц, находящихся в орбите уголовного судопроизводства, в том числе и лиц, подвергшихся уголовному преследованию.

Государство уделяет большое внимание вопросам равенства сторон в уголовном процессе и инициирует объективную, реальную, правовую политику. Равенство сторон в уголовном процессе, доказывание виновности либо непричастности лица всеми законными методами и средствами оказывает огромное положительное влияние на все общество и является показателем прогресса человечества в целом. Закон Республики Казахстан «О присяжных заседателях» был принят 16 января 2006 года и вступил в законную силу с первого января 2007 года. Участие в обсуждении и вынесении вердикта профессионального судьи, по мнению многих правозащитников, подразумевало возможность оказания влияния на присяжных заседателей со стороны судей, что в свою очередь могло отразиться на вынесенном вердикте.

В ходе реализации данного закона имели место споры касательно состава суда присяжных. В итоге был принят Закон РК от 10 декабря 2009 года «О внесении изменений и дополнений в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы», согласно которому состав суда с участием присяжных заседателей определен в количестве десяти присяжных заседателей и одного судьи. Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с участием присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве, определяет правовой статус, гарантии независимости, правовые, экономические и организационные основы обеспечения деятельности присяжных заседателей. Присяжный заседатель наделен полномочиями по участию в осуществлении правосудия по уголовному делу в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом. Присяжные заседатели обладают равным статусом.

В целях обеспечения участия граждан республики в процессе отбора присяжных заседателей местными исполнительными органами ежегодно производится отбор кандидатов в присяжные заседатели, составляются первичные, единые и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели. Присяжным заседателем может быть гражданин РК, призванный к участию в рассмотрении судом уголовного дела в порядке, установленном законом, и принявший присягу. Кандидат в присяжные заседатели – гражданин, включенный в списки для последующего участия в процедуре отбора в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Список присяжных заседателей местным исполнительным органом по представлению председателя областного суда составляется ежегодно и подразделяется на единый и запасной. На основании предварительного первичного списка кандидатов в присяжные заседатели местный исполнительный орган составляет первичный список кандидатов. В соответствии со ст. 10 Закона «О присяжных заседателях», в списки кандидатов не включаются лица, не достигшие к моменту составления списков возраста двадцати пяти лет; имеющие непогашенную либо неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Также в данные списки не включаются судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных органов; лица, состоящие на учете в организациях здравоохранения по поводу психических, поведенческих расстройств (заболеваний), в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ. Какие-либо ограничения на включение граждан в списки кандидатов в присяжные заседатели по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам не допускаются. Единый и запасной списки публикуются в местной печати для сведения населения.

Граждане, должностные лица обязаны предоставить в местные исполнительные органы по их запросу информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей не более одного раза в течение календарного года на все время рассмотрения уголовного дела. Присяжным заседателям выплачивается вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи, рассматривающего дело, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде.

После вынесения постановления о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, обеспечивается их явка в суд. Производится их случайная выборка из единого и случайного списка (годового). Составляется список с указанием данных присяжных. По завершению выборки, кандидатам не позднее семи суток до начала судебного заседания вручается извещение с указанием даты, времени и места прибытия в суд. Граждане, получившие извещения обязаны явиться. Суд постановляет об открытии судебного заседания и выполняет все требования до этапа начала судебного следствия, что регламентировано ст. 639 УПК. Отбор присяжных заседателей из числа кандидатов осуществляется в закрытом судебном заседании, путем освобождения председательствующим кандидатов в присяжные заседатели от участия в рассмотрении дела; разрешения вопросов о самоотводе и об отводе, а также немотивированного отвода кандидатов. Секретарь судебного заседания выписывает билеты на каждого присяжного заседателя с указанием его фамилии.

После, председательствующий перед кандидатами в присяжные заседатели произносит краткое выступление, в котором представляется им и представляет стороны; сообщает, какое дело рассматривается; разъясняет задачи и порядок их участия в рассмотрении дела в соответствии с законом.

Если в суд явилось менее 25 кандидатов или их осталось менее 17 после отбора, председательствующий дает распоряжения секретарю заседания об их пополнении из списка кандидатов. В этом случае объявляется перерыв для вызова запасных кандидатов. Из списков кандидатов в присяжные заседатели председательствующим единолично исключаются подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство по уголовному делу; лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков исполнять обязанности. Председательствующим без обсуждения с участниками процесса могут быть освобождены присяжные заседатели по их устному или письменному заявлению: лица старше шестидесяти пяти лет; женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, учителя, пилоты авиалиний и др.) и иные лица, которые по объективным причинам не могут быть присяжным заседателем (предвзятое мнение, знание дела не из процессуальных источников и т.д.). Председательствующий заслушивает мнение присяжных заседателей о самоотводе.

Согласно ст. 642 УПК, каждому кандидату в присяжные заседатели прокурором, потерпевшим, гражданским истцом и ответчиком, их представителями, подсудимым и его защитником должен быть заявлен отвод в случаях, если: 1) кандидат по данному делу является потерпевшим, гражданским истцом, ответчиком, вызывался либо может быть вызван в качестве свидетеля; 2) кандидат участвовал по данному делу в качестве эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, дознавателя, следователя, прокурора, защитника, законного представителя; 3) кандидат является родственником или свойственником одной из сторон, или следователя, прокурора, защитника; 4) имеются иные обстоятельства, дающие основания считать, что кандидат лично, прямо или косвенно заинтересован в данном деле. Заслушав мнение сторон, председательствующий удовлетворяет либо отказывает в удовлетворении отвода. Если после этих действий осталось более 17 кандидатов, председательствующий опускает в урну билеты с указанием их фамилий, перемешивает их и извлекает столько билетов, сколько необходимо, чтобы в урне осталось 17. Оставшиеся 17 билетов председательствующий передает государственному обвинителю, подсудимому и его защитнику для немотивированного отвода, в результате которого должно остаться 12 кандидатов. Если в деле участвует один подсудимый, немотивированный отвод двух кандидатов производится государственным обвинителем, а затем трех кандидатов – подсудимым и (или) его защитником в указанной очередности. Если в деле участвуют несколько подсудимых, государственный обвинитель имеет право отвести не более двух кандидатов.

При этом отвод подсудимых проводится по их взаимному согласию, а в случае отсутствия такого согласия – путем разделения между ними числа отводимых кандидатов в присяжные заседатели поровну, если это возможно. В случае невозможности этого, отвод кандидатов несколькими подсудимыми должен производиться путем жеребьевки с помещением в урну билетов с фамилией всех подсудимых. Жеребьевка проводится в количестве, равном числу неотведенных кандидатов. Подсудимый имеет право отвести столько кандидатов, сколько раз билет с его фамилией был извлечен из урны председательствующим. Отказ кого-либо из подсудимых от права на отвод кандидатов не влечет ограничения прав других подсудимых отвести столько кандидатов сколько, чтобы их осталось не менее 12. Кандидатам в присяжные заседатели может быть заявлен отвод без указания мотивов путем написания на билетах с фамилией слова «отвод» скрепленный подписью.

Подсудимый вправе поручить своему защитнику осуществление отвода. Если подсудимый отказался от участия в отводе, то защитник без его участия не вправе проводить эти действия. Если подсудимый отказался от отбора, то из урны билеты достают председательствующий или секретарь заседания. Билеты немотивированного отвода приобщаются к материалам дела. После проведения отбора коллегия присяжных заседателей, рассматривающая дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе десяти присяжных заседателей основного состава и двух запасных. Доставая билеты из урны, в этой же последовательности образуется состав, по очередности оглашаются их фамилии и вносятся в протокол судебного заседания. Билеты по очередности приобщаются к материалам дела. Председательствующий предлагает основному составу занять отведенные для них места на скамье присяжных заседателей в соответствии с порядком, определенной жеребьевкой. Два запасных присяжных заседателя занимают на скамье специально отведенные для них места. В этом составе начинается рассмотрение дела в главном судебном разбирательстве.

Присяжным заседателям предлагается встать с места для принесения присяги. Приносится присяга, предусмотренная ст. 646 УПК. Председательствующим разъясняются права и обязанности присяжных заседателей, после чего начинается рассмотрение дела по существу. На сегодняшний день уголовное и уголовно-процессуальное законодательство республики исходит из необходимости максимальной защиты прав и законных интересов подсудимых на основе международных требований и казахстанского законодательства. Поэтапно осуществляется модернизация норм уголовного права, направленная на совершенствование системы развития правового государства.

Лачын АЛИЕВ,
судья Специализированного
межрайонного суда по уголовным
делам Жамбылской области

Postfactum.kz from Zanmedia.kz 

Компонент комментариев CComment