В декабре прошлого года Министр труда и социальной защиты населения РК Тамара Дуйсенова на правительственном часе в Мажилисе Парламента РК сообщила о внедрении «Цифровой карты семьи» (ЦКС), которая была запущена в пилотном режиме с 1 сентября 2022 года в рамках проекта «Социального кодекса». По информации, озвученной министром, в информационной системе «Цифровая карта семьи» уже собраны данные о 19,4 миллионах граждан Республики Казахстан, шести миллионах семей.

И сразу по поводу «Цифровой карты семьи» возникло очень много вопросов и у общественности, и у юристов, и у рядовых граждан. А главный вопрос: «Для чего нужна данная карта, которая в откровенно «сыром» виде непонятна и спешно реализуется? «ЮГ» обратилась за комментарием данного нововведения к юристу, адвокату Восточно-Казахстанской коллегии адвокатов Елене Ларионовой:

– На основании имеющихся данных проводится анализ, который позволяет оценивать и отслеживать уровень благосостояния семьи по экономическим, социальным и жилищным условиям, здоровью и образованию, и, в случае наступления социального риска, ЦКС предоставляет возможность получить пособие или социальную выплату проактивно (т.е. без предварительного заявления со стороны получателя). При этом, уровень благосостояния семей определяется по пяти критериям: экономические условия жизни, охват услугами здравоохранения и наличие лиц с инвалидностью, жилищные условия, социальные условия, охват услугами образования и уровень образования членов семьи. Для реализации проекта по внедрению «Цифровой карты семьи» определены следующие этапы: с 1 сентября 2022 года предоставлена возможность получения услуг в новом формате по девяти видам пособий и социальных выплат; с 1 января 2023 года перечень будет расширен услугами в сфере социальной защиты; с 1 января 2024 года будут включены государственные гарантии в сферах здравоохранения и образования; с 2025 года будут охвачены все виды государственных гарантий. Однако при детальном изучении информации выяснилось, что на данный момент отсутствует (или не находится в общем доступе для ознакомления) вступивший в законную силу правовой акт, регламентирующий как само понятие ЦКС, так и детальную процедуру ее внедрения и применения, критерии отнесения семей к одной из пяти категории, меры реагирования и государственной поддержки в отношении этих семей.

Имеется лишь отсылка к проекту «Социального кодекса», который все еще находится на стадии… законопроекта. В проекте «Социального кодекса» дано следующее определение «Цифровой карты семьи»: «Цифровая карта семьи – объект информатизации, персонифицирующий данные семей (лиц) по государственным гарантиям и определяющий уровень их социального благополучия». Кроме того, отмечено, что сведения «Цифровой карты семьи» являются основанием для определения потенциально нуждающихся лиц (семей) в мерах государственной поддержки, в том числе оказания проактивных государственных услуг государственными органами и (или) организациями в соответствии с настоящим Кодексом и (или) действующим законодательством Республики Казахстан. А сопровождение и системно-техническое обслуживание «Цифровой карты семьи» осуществляются «Центром развития трудовых ресурсов».

Однако, сам механизм формирования ЦКС проектом Кодекса не регламентирован. В связи с чем, остается неясным, на каком основании и по каким критериям уже в рамках пилотного проекта по внедрению ЦКС абсолютно все население Республики Казахстан было отнесено к тому или иному уровню состояния благополучия семьи (кризисный, экстренный, неблагополучный, удовлетворительный, благополучный). При отсутствии четких критериев, предусмотренных каким-либо правовым актом, велика вероятность формального подхода (недостаток полезной площади квартиры по отношению к количеству членов семьи, относительная удаленность от каких-либо объектов инфраструктуры, недостаточный, по субъективному мнению классификатора, уровень образования членов семьи и т.п.).

В связи с чем, возникают опасения, что собранные сведения могут быть использованы не только для государственных мер поддержки (назначение пособий, адресной социальной помощи и др.), но и для активного вмешательства в дела каждой семьи якобы в качестве «адресных мер для упреждения социальных рисков». Отдельного внимания заслуживает и вопрос информационной безопасности. Как было заявлено, ЦКС интегрирована с аналитической системой «Smart Data Ukimet», через которую доступны базы данных государственных органов, где содержится различная информация, такая как уровень дохода, наличие движимого и недвижимого имущества, состав семьи, наличие кредитов и т.д. Однако, информационно-аналитическую систему «Smart Data Ukimet» планируется ввести в промышленную эксплуатацию лишь в середине 2023 года.

В связи с чем, возникает закономерный вопрос: как обеспечена безопасность персональных данных всего населения Республики Казахстан в ходе использования и ЦКС, и ИС «Smart Data Ukimet» как пилотных проектов, кто получил полный доступ к данным о каждой семье, и какую ответственность будет нести в случае несанкционированного использования этих данных либо их утечки в руки мошенников? Для разъяснения ситуации я обратилась с адвокатскими запросами в Министерство труда и социальной защиты РК и Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. Ответ ожидается 19 января 2023 года. От редакции: Мы тоже подождем ответа из министерств, и в следующих номерах газеты обязательно вернемся к этой крайне важной и социально-значимой для всех граждан нашей страны теме.

Ольга СИЗОВА, собкор по ВКО from Юридическая газета 

Компонент комментариев CComment