Административное взыскание – это мера государственного принуждения, выражающаяся в лишении или ограничении прав, благ (денежный штраф, конфискация имущества и.т.д.)

Административное взыскание должно быть справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя. В соответствии со ст. 40 КоАП РК («понятие и цели административного взыскания»), административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение. Административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное взыскание не имеет своей целью причинение физических страданий лицу, его совершившему или унижение его человеческого достоинства, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Административное взыскание не является средством возмещения имущественного ущерба.

Причиненный административным правонарушением вред возмещается в порядке, предусмотренном ст. 59 настоящего Кодекса. Комментируемая статья содержит ряд новых моментов, характеризующих природу административных взысканий. Во-первых, из уголовного права позаимствована концепция принуждения (лишение или ограничение прав и свобод лица, совершившего правонарушение). Во-вторых, административное взыскание более жестко увязывается с требованиями закона, на основании которого судья, орган (должностное лицо) правомочны применять меры государственного принуждения. В-третьих, восприятие идей уголовного права не означает, что цели административного взыскания должны копировать цели наказания. В-четвертых, конструктивно воспринимая роль суда в правомочии налагать более широкий спектр взыскании, чем в КоАП 1984 года, законодатель полагает, что основная задача суда заключается не в наказании. Тем более, что в отличие от уголовного преступления административные правонарушения не квалифицируются как общественно опасные деяния.

Впервые в настоящем Кодексе определено, что административное взыскание применяется в целях восстановления социальной справедливости и воспитания лица, совершившего правонарушение. Данные цели заслуживают внимания по нескольким причинам. Еще Гегель отмечал: «Все дело сводится здесь к пониманию явления, к тому, рассматривается ли представление принуждения как нечто внутреннее».

Во-первых, административное взыскание и иные меры направлены на защиту закона, законных интересов. Восстанавливая нарушенные права, свободы, уполномоченный орган (должностное лицо) обеспечивают защиту закона.

Во-вторых, процедуры наложения взыскания основываются на принципах, исключающих принятие неправомерных решений.

В-третьих, административные взыскания, рассматриваемые как категории сознания, могут содействовать правильной, адекватной оценке применяемой мере воздействия по отношению к совершенному правонарушению.

В законодательстве очень часто озвучивается воспитательная роль мер правового принуждения. Но ведущие криминологи весьма осторожны и полагают, что подобные задачи свойственны морали, этике. Подобная категоричность неправомерна в оценке задач законодательства об административных правонарушениях, поскольку здесь сохраняются реальные возможности применения не взыскания, а административно-правового воздействия. Например, проверка знаний правил дорожного движения и принудительные меры медицинского характера могут применяться: а) наряду с наложением административных взысканий; б) вместо административных взысканий; в) самостоятельно. Меры административного взыскания должны быть не только соразмерны содеянному, но и сама оценка деяния не должна переноситься на личность правонарушителя. Квалификация состава административного правонарушения не может подменяться характеристикой правонарушителя. Такой подход к этому вопросу в рассмотрении дела об административном правонарушении исключает возможность причинения страданий лицу, унижения его человеческого достоинства, а также нанесения вреда деловой репутации юридического лица.

Айнур ДЖУНДИБАЕВА,
судья Специализированного
межрайонного суда по
административным правонарушениям
г. Актобе

Компонент комментариев CComment