Судебная власть является одной из важнейших основ неизменного принципа «трех китов», на которых надежно покоится и функционирует современная государственность.
Соответственно, в системе разделения властей она проявляет себя как самостоятельная ветвь. И эта самостоятельность является основным залогом эффективного функционирования правового государства. На судей возлагается нелегкое бремя юридически правильно оценивать и принимать окончательное решение в деле защиты прав человека и отправления правосудия.
При этом, независимость судей является непременным залогом законности и неотъемлемой гарантией прав и свобод для всех лиц. Международные стандарты устанавливают, что государственные и прочие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебной власти. В своей речи на VIII съезде судей РК Президент Касым-Жомарт Токаев в качестве первой задачи назвал обеспечение прав человека и верховенства закона, а вторым важным приоритетом отметил независимость судебной системы.
Как подчеркнул Глава государства, это непременное условие справедливого правосудия и повышения доверия граждан к судебной власти. Суд, только будучи подлинно самостоятельным и независимым органом, может по-настоящему обеспечить демократическое независимое правосудие, стать средством обеспечения верховенства закона, реальной защиты прав и свобод человека. Правовая природа судебной власти в правовом государстве заключается в том, что она подчиняется таким важнейшим принципам, как самостоятельность и подлинная независимость. Принцип независимости суда закреплен в международных правовых документах.
Не секрет, что в процессе своей профессиональной деятельности судьи испытывают большие нагрузки.
Так, зарубежные исследования показывают зависимость роста нагрузки и производительности труда судей. Польские исследователи установили, что, если судьи функционируют на грани своих возможностей, они чаще допускают ошибки. А в Оксфорде подсчитали, что перегруженные судьи склонны гораздо в большей мере принимать решения на основе интуиции. Российский судья в среднем рассматривает до 180 дел и материалов в месяц, а 62 процента судей перерабатывают более чем вдвое, следует из доклада Высшей школы экономики о нагрузке судей. Эксперты утверждают, что поэтому штатная численность судей по всей России должна быть увеличена в 2,1 раза. Впрочем, нагрузка в судах РК также значительная.
Практически каждый день суды Казахстана выносят, по усредненным показателям, примерно, 16 500 решений. С увеличением трудовой нагрузки возрастает и психо-эмоциональная нагрузка судей, которая приводит к стрессам и сердечно-сосудистым заболеваниям. Так как суд находится в центре правоохранительной системы, естественно, что в судебную систему отбираются наиболее подготовленные и опытные юристы. Предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, государство обязано обеспечить ему подобающие гарантии для надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия.
Конституционный статус судьи включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что также служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, дает основания для предъявления к судьям высоких требований в их повседневной и многотрудной деятельности. Республика Казахстан, являясь полноправным членом Организации Объединенных Наций, признает все резолюции и рекомендации в области обеспечения подлинной независимости судебных органов и гарантий прав судей, в том числе пребывающих в отставке.
Согласно п. 11 Основных принципов независимости судебных органов (принятых седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа – 6 сентября 1985 года, одобренных резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года), срок полномочий судей, их независимость, безопасность, соответствующее вознаграждение, условия службы, пенсии и возраст выхода на пенсию должны надлежащим образом гарантироваться законом. Европейская Хартия о статусе судей 1998 года рекомендовала, что судьям, достигшим установленного возраста для выхода в отставку и выполнявшим судебные обязанности на протяжении определенного периода времени, выплачивается пенсия, размер которой должен как можно ближе приближаться к уровню последнего заработка в должности судьи. Из содержания указанных признанных во всем мире актов следует, что какое-либо ухудшение положения судей в отставке, а именно уменьшение размера пожизненного содержания, по сравнению с другими правоохранительными органами, является нарушением принципов ООН, что прямо противоречит Конституции РК.
Вступив в ООН, Казахстан обязался соблюдать все основополагающие документы ООН, закрепляющие общие правила функционирования государственных институтов. Тем более, это вытекает из прямого указания об этом в Конституции РК.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 4 Конституции РК, международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами. Если казахстанской конституционной нормой признается приоритет принципов международных договоров, то реализация их номативных требований должна применятся в отечественной правоприменительной деятельности безотлагательно автоматически.
Так, в соответствии со ст. 26 (Pacta sunt servanda) Венской конвенции «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться». И очень важно в данном случае отметить то, что ст. 27 Конвенции предписывает: «Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора». Вопреки положениям основополагающего закона Казахстана и международных норм, на сегодняшний день в стране не соблюдаются гарантии независимости судей в отставке в части материального и социального обеспечения. Так, п. 2-1 ст. 35 Конституционного закона вразрез установленного ежемесячного пожизненного содержания судьи, пребывающего в отставке в процентном содержании от должностного оклада по последней занимаемой должности, предусмотрено ограничение в виде 109 МРП по выплате ежемесячного пожизненного содержания.
Таким образом, вышеуказанной нормой Конституционного закона предусмотрен максимальный размер ежемесячного пожизненного содержания судьи, пребывающего в отставке, и он не должен превышать 65 процентов от должностного оклада по последней занимаемой должности судьи и 109 кратный месячный показатель, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Практика стран Содружества Независимых Государств показывает, что законодательно в этих странах по социальному обеспечению судьей, пребывающих в отставке, установлено пожизненное содержание в процентах от должностного оклада по последней занимаемой должности судьи в пределах 65-85 процентов без каких-либо привязок к минимальным или другим расчетным показателям. Сравнительный анализ показывает, что пенсионное обеспечение пенсионеров правоохранительных органов РК, существенно превышает материальное обеспечение судей, пребывающих в отставке. Например, предусмотрены значительные надбавки к пенсиям в виде выплат по выслуге лет, за специальные звания и прочее.
При этом пенсионеры правоохранительных органов, в отличие от судей пребывающих в отставке, не обладают высоким конституционным статусом. Кроме того, пенсионные выплаты сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов ежегодно повышаются и, к сожалению, не распространяются на судей в отставке.
Тем самым, принижается особый статус судьи, предусмотренный Конституцией РК. Судья в отставке оказался социально незащищенным в отличии от других пенсионеров по возрасту. В частности, судьи лишены права бесплатного проезда в городском автобусе, бесплатного отдыха в санаториях, обслуживания в медицинских учреждениях, льгот при приобретении лекарств и других льгот, установленных для пенсионеров, не обладающих высоким статусом судьи в отставке. На сегодняшний день пожизненное содержание судьи в отставке не составляет даже минимальных 50 процентов, гарантированных государством, не говоря уже о максимальных 65 процентах обеспечения.
Таким образом, нарушаются гарантии независимости судей, декларированные Конституцией РК и ограничиваются конституционные права и свободы судьи в отставке как человека и гражданина. Нет сомнения, что этот вопрос волнует также многих действующих судей. С выходом в отставку или на пенсию он затронет каждого судью.
Омирсерик КОЖАБАЕВ, председатель ОО «Судьи Верховного Суда Республики Казахстан в отставке»
Компонент комментариев CComment