Введение чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации в силу природных, техногенных или социальных факторов, как правило, предполагает особые условия жизни и функционирования государства. В такие периоды значительно повышается уровень ответственности за любые действия, представляющие угрозы общественной безопасности.
В истории нашей страны ЧП на всей ее территории указами Главы государствавводились дважды в 2020 году с 16 марта по 11 мая, в связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемией нового коронавируса COVID-19,в 2022 году с 5 по 19 января, в связи с многочисленными беспорядками.
В других случаяхрешения о введении ЧС различного характера принимались руководителями местных исполнительных органов на местах, к примеру, как это произошло в 2024 года, когда ряд регионов страны пострадал в результате весеннего паводка. Некоторые такие решения руководителей административно-территориальных единиц до настоящего времени не прекратили свое действие, в связи с ликвидацией последствий. Не стали исключениями в Северо-Казахстанской области город Петропавловск и ряд районов области.
В условиях ЧС возникает множество факторов, способствующих росту преступности. Дезорганизация общественных структур, паника, ослабление контроля со стороны властей и правоохранительных органов – все это создает благоприятные условия для совершения преступлений. Тому пример многочисленные факты вброса в 2020 году ложной информации о количестве заболевших или распространении паники в условиях пандемии, которые имели более серьезные последствия, в чем в мирное время. Такие действия значительно увеличивают общественную опасность правонарушений.
Совершение преступлений в условиях ЧП демонстрирует особую циничность преступника, который осознает, что государство сосредоточено на ликвидации последствий кризисной ситуации, а не на поддержании обычного порядка. В таких случаях преступники надеяться на меньшую вероятность разоблачения.
Вместе с тем, введение ЧП или ЧС имеет не только социально-экономическую значимость, но и напрямую влияет на квалификацию преступлений, совершенных в этих условиях, ужесточая наказание.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 54 Уголовного кодекса Республики Казахстан, совершение уголовного правонарушения в условиях ЧП, ЧС, а также в ходе массовых беспорядков, является отягчающим уголовную ответственность и наказание обстоятельством.
В текущем годупо каждому уголовному делу о преступлениях, совершенных в период паводка, стороной обвинения указывается на наличие отягчающего обстоятельства – совершение правонарушения в условиях ЧП или ЧС, либо деяние квалифицируется по той части статьи, содержащей такой квалифицирующий признак, который, как правило, предусматривает более строгое наказание.
Согласно нормам Общей части Уголовного кодексаналичие отягчающих обстоятельств влияет на общие начала назначения наказания, к примеру, исключает возможность применения части 2 статьи 55 УК, которой ограничены максимальные размеры наказаний в тех случаях, когда таковых обстоятельств нет, но имеются смягчающие обстоятельства.
Следовательно, вопрос о признания или не признания факта совершения уголовного правонарушения в период ЧП или ЧС отягчающим обстоятельством,имеет существенное значение при назначении справедливого наказания.
В УКот 16 июля 1997 года (статья 54 часть 1 пункт «л») было предусмотрено в качестве отягчающего обстоятельства совершение преступления с использованием условий ЧП.
Подразумевалось, что виновное лицо при совершении преступления пользуется условиямиЧП для достижения своего незаконного умысла. То есть, надлежало доказать, какую именно пользу извлек виновный из условий ЧП при совершении преступления.
В действующем УК формулировка этого пункта изменена на совершение правонарушения в условиях ЧП или ЧС.
То есть, если исходить из указанной нормы уголовного закона,данное обстоятельство применимо в каждом случае, когда подсудимым уголовное правонарушение совершено в период действия условий ЧП.
Вместе с тем, введение ЧС решениями руководителей местных исполнительных органов на местах не может являться основанием для вменения виновному лицу указанного обстоятельства, как отягчающего.
Как правило, принимая подобные решения,руководители местных исполнительных органов руководствуются Законом Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 188-V «О гражданской защите».
Однакооснования, сроки, порядок введения и действия ЧП на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях, правовой режим ЧС социального характера, устанавливаются ЗакономРеспублики Казахстан 8 февраля 2003 года № 387 «О чрезвычайном положении» (далее – Закон).
Данным Законом определено, что чрезвычайное положение – временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.
На всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях ЧП вводится Президентом Республики Казахстан соответствующим указом после официальных консультаций с Премьер-Министром и Председателями палат Парламента Республики Казахстан с незамедлительным информированием Парламента Республики Казахстан.
В статье 4 Закона предусмотрены условия, основания введения чрезвычайного положения. Так, чрезвычайное положение вводится в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики Казахстан, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой, нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства и для их локализации и ликвидации необходимо вводить основные, дополнительные меры и временные ограничения.
Положениями статей 15, 16 этого же Закона предусмотрены виды основных, дополнительных мер и временных ограничений.
Таким образом, те самые условия ЧП или ЧС, как гласит уголовный закон, предусмотрены вышеназванными Законом и являются обязательными при введении ЧП Указом Президента.
Однако действующее законодательство оставляет некоторые неясности в вопросах правоприменения в условиях ЧС.
Например, нормативным постановлением Верховного суда Республики Казахстан от 11 мая 2007 года №1 «О квалификации некоторых уголовных правонарушений против жизни и здоровья человека» предусмотрено, что по пункту 15) части второй статьи 99 УК по признаку убийство, совершенное в условиях чрезвычайной ситуации, подлежат квалификации деяния, совершенные в период с 08 часов 16 марта 2020 года по 00 часов 11 мая 2020 года, то есть в период действия на территории Республики Казахстан режима чрезвычайного положения, введенного Указами Президента Республики Казахстан от 15 марта 2020 года № 285, от 14 апреля 2020 года № 306 и от 29 апреля 2020 года № 310.
Напротив этому, Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 11 мая 2007 N4 «О некоторых вопросах квалификации преступлений, связанных с изнасилованием и иными насильственными действиями сексуального характера» гласит, что в соответствии с пунктом 66) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 188-V «О гражданской защите» под условиями чрезвычайной ситуации следует понимать обстановку на определенной территории, сложившуюся врезультате аварии, пожара, вредного воздействия опасных производственных факторов, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей. Под массовыми беспорядками следует понимать действия, предусмотренные частью первой статьи 272 УК.
Кроме того, допустимы ситуации, когда ЧП своевременно не отменено, продолжает действовать и после того, как обстановка нормализовалась и чрезвычайные условия отпали или ЧС может существовать и без введения ЧП; массовые беспорядки могут происходить и без введения ЧП.
При таких обстоятельствах, безусловно,действующее уголовное законодательство нуждается вболеерасширенномтолковании понятий – «чрезвычайное положение», «чрезвычайная ситуация», «массовые беспорядки», и предусмотреть критерии тех самых условиях, по которым определяется их начало и завершение.
Айдарбек БЕККУЖИНОВ, судья Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Северо-Казахстанской области
Компонент комментариев CComment