На недавнем заседании Международного совета при Верховном Суде Республики Казахстан был отмечен ежегодный рост дел, связанных с интернет мошенничеством. В этом году, в сравнении с 2022 годом, рост таких гражданских дел составил свыше 270 процентов, что показывает – мошенничество в виртуальном пространстве становится острой социальной проблемой.

Наряду с этим вопросы всеобъемлющей цифровизации и внедрения инноваций сегодня являются одними из приоритетных направлений стратегии развития РК, определенных Главой государства. В ближайшие годы Казахстан превратится в ITстрану. Для достижения этой цели создаются условия по формированию соответствующего пространства знаний, усовершенствованного механизма их распространения и применения в интересах личности, общества и государства. В своем выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел 22 января 2024 года Глава государства поручил поставить заслон киберпреступности и интернет-мошенничеству: «Воры и бандиты должны сидеть в тюрьме. Это единственная цель вашей работы против криминала. Бескомпромиссная борьба с криминалитетом – ваша прямая ответственность и служебный долг». О том, как эти вопросы решаются в практической плоскости, мы беседуем с заместителем начальника Алматинской академии МВД РК им. М. Есбулатова, полковником полиции Е. БИМОЛДАНОВЫМ.

Борьба с виртуальной преступностьюЕржан БИМОЛДАНОВ, заместитель начальника Алматинской академии МВД РК им. М. Есбулатова, полковник полиции – Ержан Малаевич, Алматинская академия является единственной среди ведомственных организаций образования, где на протяжении многих лет осуществляется подготовка полицейских кадров по направлению «Информационно-коммуникационные технологии». Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.

– Да, во исполнение поручения Главы государства руководство Министерства внутренних дел уделяет особое внимание внедрению инновационных продуктов мира цифровых технологий в деятельность подразделений органов внутренних дел. Это решает задачу эффективного внедрения данных процессов в оперативно-служебную деятельность полиции посредством обеспечения «бесшовного соединения» между процессом подготовки и профессиональной деятельностью. Актуальность вопроса обусловлена проблемой преодоления технологического отставания и необходимостью кадрового обеспечения цифровой трансформации. Ключевая роль при этом отводится организациям образования, призванным сформировать новый комплекс знаний, компетенций и ценностей. Формирование цифровой компетентности современного полицейского проектируется в рамках развития цифровых навыков для выполнения текущих практических задач, умения работать с информацией в цифровом виде и получения специальных навыков использования информационных технологий в реализации своего непосредственного функционала. Особенно актуален данный вопрос для Алматинской академии МВД РК им. Макана Есбулатова, на базе которой на протяжении многих лет ведется обучение полицейских по направлению «Информационно-коммуникационные технологии». На сегодняшний день учебное заведение стало главным ресурсом функционирования специализированных IT-подразделений.

– Всем нам известно, что на современном этапе развития цифровой казахстанской экономики становится все более распространенной киберпреступность как новая угроза безопасности общества. Что делается в академии в этом направлении?

– В целях внедрения информационнотехнологических решений в борьбе с киберпреступностью, обеспечения потребности органов внутренних дел в высококвалифицированных сотрудниках в области IT-технологий, противодействия киберпреступности и интернет-мошенничествам с 2023 года Академией реализуются образовательные программы бакалавриата «IT-криминалистическое обеспечение деятельности органов внутренних дел (Цифровая криминалистика)» и «Противодействие киберпреступности», по которым ежегодно осуществляется прием 50 курсантов. Это продиктовано пониманием актуальности и значимости подготовки полицейских кадров, способных противостоять киберпреступности, раскрывать киберпреступления и интернет-мошенничества, изымать цифровые следы совершенных преступлений, предоставлять эти цифровые доказательства в суде. Данные аспекты имеют первостепенное значение для обучающих программ в организациях образования органов внутренних дел. В реализации основ образовательного курса «IT-криминалистическое обеспечение деятельности органов внутренних дел (Цифровая криминалистика)» и «Противодействие киберпреступности» уделяется особое внимание формированию фундаментальных и профессиональных компетенций сотрудников оперативных и оперативно-криминалистических подразделений полиции.

– Обеспечение кибербезопасности на основе современных технологий – это новая развивающаяся область науки. На что обращается внимание в учебном процессе в данном направлении?

– В период обучения курсанты изучают модули, способствующие развитию математической интуиции, формированию навыков работы с компьютерными и операционными системами различного типа. Это позволяет полноценно охватывать систему знаний и умений в области сетевых технологий, языков программирования для выполнения задач по обеспечению кибербезопасности, навыков применения различных криптографических систем и методов их криптоанализа. Профессиональные компетенции в перечисленных образовательных программах существенно разнятся, учитывая дифференциацию между будущей служебной деятельностью выпускников. Так, образовательной программой «IT-криминалистическое обеспечение деятельности органов внутренних дел (Цифровая криминалистика)», помимо изучения традиционных криминалистических исследований, предусмотрен также ряд дисциплин, направленных на овладение методами мониторинга и анализа трафика компьютерной сети, инструментарием исследования программного обеспечения и их функционала. Это способствует пониманию принципов осуществления исследований транзакций и анализа данных, освоению навыков обнаружения и применения цифровой доказательственной информации и проведению компьютерно-технического исследования. Образовательная программа «Противодействие киберпреступности» обеспечивает подготовку специалистов в сфере борьбы с киберпреступностью, включая комплекс модулей и дисциплин, направленных на формирование компетенций в сфере противодействия киберпреступности, перспективных направлений использования искусственного интеллекта в оперативно-розыскной деятельности.

– Каким оборудованием оснащено обучение в этих направлениях?

– Для успешной реализации этих образовательных программ в Академии с 2022 года функционируют киберлаборатория и киберполигон, оснащенные современной компьютерной техникой, программным обеспечением и программноаппаратным комплексом «Киберсимулятор». В целях эффективного обучения курсантов противодействию киберпреступности Академия обладает достаточным кадровым потенциалом по подготовке IT-специалистов для оперативных и оперативно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. На сегодняшний день для нас актуальны такие направления развития цифровых сервисов, как использование технологий искусственного интеллекта, виртуальной реальности и дополненной реальности, а также геймификация образовательного процесса. Таким образом, миссия Qazaqstan IGF по формированию и развитию киберпространства в Казахстане и происходящая цифровая трансформация правоохранительной деятельности подтверждают, что цифровизация сегодня является приоритетной сферой, и именно цифровые технологии служат движущей силой, оказывающей воздействие на все преобразования в стране, в том числе и в обеспечении правопорядка.

Акмарал АБДУЛОВА

Компонент комментариев CComment