В Казахстане обсуждают новый Закон «О профилактике правонарушений», который обещает кардинальные изменения в системе профилактики правонарушений. С одной стороны, это шанс укрепить безопасность в стране, с другой – новый закон вызывает споры, в том числе о роли общественных помощников и будущем борьбы с бытовым насилием.
В Мажилисе Парламента состоялось заседание Общественной палаты, ключевой темой которого стало общественное обсуждение проекта нового Закона «О профилактике правонарушений».
Законопроект представил заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха. В прениях приняли участие депутаты, представители профильных министерств, научного сообщества и гражданского сектора. Обсуждение оказалось не только насыщенным, но и местами острым, особенно в части, касающейся профилактики бытового насилия и привлечения граждан к выявлению правонарушений.
Открывая заседание, вице-спикер Мажилиса Дания Еспаева подчеркнула, что презентуемый законопроект ориентирован на реализацию поручений Главы государства в части предупреждения и пресечения правонарушений среди населения, в особенности – в молодежной среде.
– В целом будет выстроена новая сбалансированная система профилактики правонарушений, направленная на раннюю превенцию и обеспечение общественной безопасности граждан, – подчеркнула она.
Представляя проект, Игорь Лепеха отметил, что в основу документа положен анализ действующего законодательства, международных практик, а также поручения Президента.
– Мы постарались сохранить работающие механизмы профилактики, но при этом усилить персонализацию мер, определить конкретные зоны ответственности и расширить круг вовлеченных участников, – сообщил замминистра.
Особый акцент сделан на роли местных исполнительных органов, которые будут организовывать работу с уязвимыми группами населения – молодежью, неблагополучными семьями, лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Акимы будут утверждать состав Межведомственных комиссий на местах, в то время как Правительство представит Национальный доклад Президенту.
Также, по словам спикера, в проекте прописаны общие, индивидуальные и специальные меры профилактики, включая официальные предостережения, педагогическое сопровождение несовершеннолетних и даже запрет на приближение в рамках защиты потерпевших.
Ярким эпизодом заседания стало выступление депутата Натальи Дементьевой, которая резко раскритиковала идею привлечения к профилактике общественных помощников, наделенных возможностью сообщать о правонарушениях.
– Если мы вспомним годы репрессий 1937–1939 годов, мы знаем, как народ относился к тем, кто доносил. Такое понятие, как «стукач», у нас до сих пор вызывает отторжение. Вряд ли такие люди будут действовать из-за законопослушности, скорее, в целях материальной наживы, – подчеркнула депутат.
Игорь Лепеха ответил, что институт общественных помощников уже давно существует в Казахстане, их насчитывается порядка 25 тысяч и они активно сотрудничают с участковыми.
– Это волонтеры, которые патрулируют улицы, помогают задерживать нарушителей. Они уже есть. И, кстати, любой гражданин по закону имеет право применить физическую силу при задержании преступника, – напомнил он.
К слову, законопроект «О профилактике правонарушений» объединяет пять действующих законов, включая законы о профилактике бытового насилия, профилактике преступности среди несовершеннолетних и другие. Его принятие может стать поворотным моментом в системе общественной безопасности Казахстана, однако многие участники обсуждения призвали к более глубокой и взвешенной проработке отдельных положений.
Особое внимание в ходе встречи вызвал вопрос интеграции Закона «О профилактике бытового насилия» в новый законопроект. По мнению ряда экспертов и юристов, такая унификация может привести к нивелированию специфики семейного насилия.
Профессор MNU Муслим Хасенов заявил, что объединение всех норм в один закон – концептуальная ошибка.
– Бытовое насилие – это особая категория правонарушений, коренящаяся в личных, зависимых отношениях. Унификация процедур и мер лишает жертв специализированной защиты, – считает он.
Муслим Хасенов также отметил, что Казахстан может ухудшить свои позиции в глобальных рейтингах, так как международные стандарты, в том числе Конвенция ООН, требуют отдельного регулирования вопросов гендерного и домашнего насилия.
В то же время, по словам профессора Ардак Биебаевой, проект недостаточно проработан в части статуса субъектов профилактики, допуская включение граждан как полноценных участников правовой деятельности, что может вызвать размывание ответственности.
На критику в адрес отказа от отдельного закона о бытовом насилии Игорь Лепеха ответил, что все позитивные наработки, в том числе криминализация побоев, усиление ответственности за бытовые преступления, сохранены.
– Мы перенесли эти нормы в новый закон, они не исчезли, – заверил вице-министр.
Депутат Магеррам Магеррамов, возглавляющий рабочую группу по законопроекту, сообщил, что все высказанные предложения будут обобщены и направлены на доработку документа.
Подготовила Линара САКТАГАНОВА
г. Астана
Компонент комментариев CComment