В последние годы китайская инициатива «Один пояс, один путь» все чаще становится предметом обсуждения не только на уровне политиков и экспертного сообщества, но и среди простых казахстанцев, особенно после активизации проектов в постпандемийный период.

Пока большинство СМИ транслируют данное сотрудничество как взаимовыгодное и дружественное, все громче звучат обеспокоенные голоса некоторых граждан. Казахстанцы задаются вопросами: не угрожает ли усиление китайского присутствия экономической независимости страны? Что будет с экологией, рабочими местами, прозрачностью соглашений? И как следствие, отсутствие ответов на эти вопросы непосредственно влияет на восприятие инициативы.

Чтобы понять, как именно казахстанцы воспринимают данную инициативу, отечественными учеными было проведено комплексное социологическое исследование с итоговым количеством респондентов 2 512 человек. Результаты позволили не только выявить географию доверия и недоверия, но и глубже заглянуть в страхи и ожидания общества по отношению к Китаю и инициативе в целом.

В итоге можно сказать, что в Казахстане китайская инициатива «Один пояс, один путь» (далее – ОПОП) воспринимается далеко не однозначно. Уровень доверия к проекту ниже, чем принято считать. Особенно настороженно к нему относятся жители южных и западных регионов страны, так как в этих регионах до 78 процентов опрошенных выражают негативное отношение к китайским проектам.

Главная тревога казахстанцев заключается в рисках экономической зависимости. Респонденты опасаются, что ресурсы региона будут использованы, а прибыль выведена из страны. Местные жители не верят, что китайские инвестиции улучшат их благосостояние, также опасения усиливаются низкой прозрачностью сделок, рисками коррупции и отсутствием открытого диалога. Вторым значимым фактором обеспокоенности населения является экология, и наиболее высокий уровень экологической настороженности был зафиксирован в Восточном Казахстане. Такая обеспокоенность объясняется рядом причин.

Во-первых, она отражает общее ощущение глобального экологического ухудшения, которое затрагивает многие страны, и в том числе Казахстан.

Во-вторых, население обращает внимание на то, что в Китае как в стране с высокими темпами развития также существуют экологические факторы и это вызывает естественные опасения, поскольку реализация крупных проектов в рамках ОПОП может сопровождаться экологическими рисками и на территории Казахстана, особенно при недостаточной прозрачности.

Исследование также показало, что даже молодежь несмотря на ожидания глобализированного «открытого мышления» чаще выражает негативное отношение, особенно в возрасте 18-25 лет, что связывают с ростом национальной идентичности, а также усилением традиционных и религиозных ценностей.

Еще одна закономерность заключается в том, что чем выше уровень образования, тем более нейтральное или положительное отношение демонстрируют респонденты к инициативе. Личный опыт взаимодействия с Китаем, например, обучение в Китае, работа или поездки в Китай формируют прямую корреляцию с позитивным восприятием ОПОП.

Интересным оказался и следующий результат, где наблюдается значительная разница в восприятии 56 совместных казахстанско-китайских проектов по сравнению с самой инициативой ОПОП, хотя по сути эти проекты являются ее частью. Восприятие самих проектов демонстрирует негативный индекс, в четыре раза превышающий аналогичный показатель по инициативе в целом. Причины заключаются в закрытости информации, плохой коммуникации и низком уровне доверия у населения.

Можно ли изменить ситуацию? Исследование показывает, что открытость, участие местных сообществ и прозрачность могут стать ключами к восстановлению доверия. Казахстанцы не отвергают развитие инфраструктуры или партнерство с Китаем. Но они требуют включенности, контроля и справедливости, и это не политический каприз, а социологическая реальность.

Молдир Акмади

Мөлдір АҚМАДИ,

PhD, старший преподаватель кафедры

социологии и социальной работы, КазНУ им. аль-Фараби

Компонент комментариев CComment