В Алматы состоялась пресс-конференция, на которой представители железнодорожной отрасли и адвокаты публично заявили о фактах уголовного давления на локомотивную бригаду и руководство компании «ЖелДорТранс-Актобе».
Участники мероприятия представили документы и аргументы, показывающие, что уголовное дело против машиниста и его помощника используется как инструмент давления и попытка рейдерского вмешательства в деятельность частного перевозчика.
Напомним, что 4 октября 2021 года в городе Уральске произошел несчастный случай с женщиной, которая, пытаясь перейти рельсовый путь, попала под пассажирский поезд и погибла на месте.
По словам машиниста Максута Досниязова, сигналы о приближении железнодорожного состава подавались еще до 1000 и 500 метров до перехода, также перед инцидентом подавались и звуковые сигналы. Однако, несмотря на это, пешеход двинулся в сторону тепловоза, за 30 метров до точки столкновения машинист остановил поезд, но трагедии избежать не удалось.
Адвокат Азиза Копбаева, представляющая локомотивную бригаду, заявила, что обвинения против ее подзащитных построены на предположениях и противоречиях. Она отметила, что следствие обвиняет машинистов в управлении «неправильным» тепловозом, хотя такие тепловозы используются по всей стране. К тому же машинисты не имеют полномочий выбирать, каким поездом им управлять. При этом скорость, которую, по версии следствия, машинисты «превысили», была установлена самим КТЖ и не могла изменяться по усмотрению сотрудников.
«По моему мнению, мои подзащитные стали жертвами обстоятельств, судьба которых людям, преследующим корыстные цели, вовсе не интересна. Ведь в нашем случае машинист и его помощник соблюдали все меры безопасности, предусмотренные правилами железной дороги», – говорит Азиза Копбаева.
Следствие также предъявило обвинение генеральному директору компании Талгату Жумагалиеву в том, что тепловозы не подходили под нормы КТЖ, и по техническим особенностям поезд не должен был быть введенным в эксплуатацию.
Однако адвокат Аскар Каймаков, представляющий интересы Жумагалиева, заявляет об отсутствии фактической и правовой основы для уголовного преследования своего подзащитного.
«Генеральный директор не принимает участия в выпуске локомотивов на линию, не определяет технические характеристики тепловозов, не устанавливает скорость движения и не влияет на эксплуатационные допуски. Все эти функции находятся в исключительной компетенции государственных органов и АО «НК «КТЖ». Попытка возложить ответственность за технические параметры локомотива или обстоятельства несчастного случая на руководителя частной компании – это юридический абсурд, который разрушает базовые принципы отрасли», – считает адвокат.
Руководитель предприятия не скрывает своих доводов о конкурентной подоплеки данного дела. По его мнению, проблемы с законодательством начались именно тогда, когда компания сама решила выдвинуть свое участие в тендере: «Трагический инцидент произошел в ноябре 2021 года и в том же месяце был прекращен за отсутствием уголовного преступления. Но, когда мы решили участвовать в тендере, то 15 сентября 2023 года, спустя два года, дело было возобновлено».
Он также считает, что тепловоз соответствует всем необходимым нормам для перевозок: «Мы заказали судебные экспертизы у двух судей, имеющих железнодорожное профильное образование, которые подтвердили право тепловозов перевозить пассажирские вагоны. Но следствие попросту не видит этих доказательств».
Заместитель директора Региональной Палаты предпринимателей «Атамекен», Мейрамбек Каныбеков, отметил, что ситуация вокруг «ЖелДорТранс-Актобе» вызывает серьезную тревогу в судебной системе Казахстана: «Сегодня мы видим, что уголовный процесс используется как инструмент давления на бизнес. Это тревожный сигнал для всего предпринимательского сообщества. Если подобные прецеденты не будут пресечены, любой добросовестный предприниматель может оказаться под угрозой только потому, что он стал неудобен. Бизнес должен работать в условиях закона, а не страха».
Равиль КАСЫМОВ
Компонент комментариев CComment