В рамках реализации поручения Главы государства предлагаемые меры по предстоящей налоговой реформе активно обсуждаются с широкой общественностью, в особенности с представителями бизнеса и экспертами.

 

Министерством национальной экономики кратко представлены основные подходы налогово-бюджетной реформы. Дифференцированный НДС и снижение порога для постановки на учет позволит сократить зависимость от Национального фонда и направить дополнительные средства на развитие инфраструктуры. Кроме того, предлагается сократить количество специальных налоговых режимов с 364 видов деятельности до 40. Отмечено, что на сегодня уровень поступлений в Казахстане составляет порядка 18 процентов, это доля в ВВП по поступлениям. Если сравнивать с другими странами, то в России данный показатель на уровне 42, в развитых странах – свыше 50 процентов. Таким образом, отмечается недополучение значительных бюджетных ресурсов для финансирования госпрограмм. При отсутствии реформ, по данным МНЭ РК, Национальный фонд при текущей динамике его использования к 2035-2036 годам будет истощен до минимума.

Участникам встречи была представлена система анализа больших данных Минфина, куда загружены 55 государственных баз данных, к концу года их число увеличится до сотни. На этой основе формируются цифровые профили налогоплательщиков. В настоящее время создано 569 тысяч профилей юрлиц и более 1,8 млн – индивидуальных предпринимателей. Цифровизация позволяет получать полные данные на налогоплательщика, включая фонд оплаты труда, количество временных работников, объекты налого­обложения, информацию о недвижимости, автомобилях и другие данные.

Руководство Министерства финансов ознакомило с конкретными проектами по линии Комитета госдоходов с акцентом на внедряемые цифровые решения и их эффективность. На данный момент ведется работа по биометрической идентификации в системе электронных счетов-фактур (ЭСФ) высокорисковых налогоплательщиков. Сегодня на налоговый учет поставлена 101 торговая онлайн-платформа, включая Temu, Pinduoduo и Alibaba Group. Ими уплачено 75 млрд тенге НДС или налогов на иностранные компании, занимающиеся электронной торговлей товарами и оказывающие услуги в электронной форме физическим лицам РК.

В рамках налоговой реформы предлагается усилить контроль за регистрацией ТОО и ИП, чтобы исключить фиктивные сделки. Рассматриваются меры по идентификации предпринимателей через Face ID.

Дополнительно будут проверяться сведения, чтобы минимизировать риски регистрации на подставных лиц. В 2024 году уже выявлено более 2,1 тысячи таких компаний. Еще одна инициати­ва – запрет на регистрацию новых компаний в случаях, если учредитель уже имеет неактивное предприятие, налоговую задолженность или допускал серьезные налоговые нарушения.

Отдельным инструментом работы по оцифровке финансовой сферы являются контрольно-кассовые аппараты. В 2024 году 39 процентов контрольно-кассовых аппаратов не пробивали чеки. В данном направлении прорабатывается ряд мер.

Важным шагом налогового администрирования стало регулирование платформенной занятости. В рамках пилотного проекта налогового администрирования по платформенной занятости «Яндекс Такси» с сентября 2024 года перечислил ИПН за водителей на сумму 378 млн тенге и порядка млрд тенге социальных платежей. Зарегистрировано в качестве ИП 50 тысяч водителей такси. Таким образом, налоги уплачиваются в бюджет напрямую, без обременения дополнительными процедурными вопросами. До конца первого квартала года МФ планирует расширить действие проекта на более 30 платформах.

В ходе встречи эксперты активно высказывали мнения по действующему проекту предлагаемых реформ. Экс-председатель общественного социального фонда «Қазақстан халқына» Болат Жамишев высказался в поддержку понижения ставки учета на НДС в размере 15 млн, отметив, что нижняя планка в 15 млн должна быть сохранена. Также он заявил, что у бизнеса могут возникнуть сложности с администрированием бухгалтерских услуг и предложил дополнительно рассмотреть подходы к нарушениям, которые могут быть при введении реформ ввиду незнания процесса. 

Независимый директор, член Совета директоров АО «СПК «Алматы» Абай Саркулов отметил, что для сокращения дефицита бюджета предлагается отказаться от изъятий из Национального фонда в пользу реформ. 

– В рамках действующего налогового законодательства хотел бы отметить плюс – очень профессионально собираются налоги благодаря цифровизации. Второй большой плюс – есть действенные меры по взысканию задолженности перед бюджетом. Касательно самой реформы задача понятна: в бюджете дефицит, расходы в соцсфере с каждым годом растут. В регионах бюджеты сформированы на 80 процентов – это социальной направленности, 15-20 процентов идут на развитие, что достаточно мало, также есть обязательства по обслуживанию внешних долгов. Дефицит бюджета сокращать необходимо, это надо реализовывать комплексно, – сказал он. 

Председатель Наблюдательного совета ТОО «Холдинговая компания «Kazfoodproducts» Ерик Балапанов поддержал идею Правительства о введении нулевой ставки для агропромышленного комплекса, что, по его мнению, повысит конкурентоспособность и доступность казахстанской сельхозпродукции на рынке. 

Председатель Правления АО «Институт экономических исследований» Асель Сарсенбаева сообщила о необходимости устранения дисбалансов в экономике, в том числе в налоговой реформе. Текущее предложение Правительства не подразумевает механическое увеличение НДС, это про справедливое распределение налогового бремени. С точки зрения макроэкономики, речь идет об устранении дисбаланса между денежно-кредитной и фискальной политиками, что в среднесрочной перспективе может привести к снижению инфляции.

Председатель правления аналитического центра фонда «NAC Analytica (NU)» Расул Рысмамбетов отметил, что ключевым направлением пополнения госбюджета является усиление контроля за незаконным перемещением товаров и устранение теневых схем в экономике. Кроме того, действенным механизмом обеспечения налоговой дисциплины может стать публичное освещение случаев злоупотребления схемами дробления бизнеса с целью минимизации налоговых обязательств. Министерству финансов поручено детально проработать данный вопрос.

По всем озвученным экспертами вопросам были даны соответствующие комментарии. Так, вице-премьер – министр национальной экономики Серик Жумангарин отметил, что 80 процентов предпринимателей с доходом до 15 млн тенге попадают под категорию микро– и малого бизнеса. Для сравнения, в России этот порог составляет десять млн тенге, в Узбекистане – 30 млн, в Кыргызстане – также около 30 млн. В Казахстане же бизнес с доходом от 39 до 78 млн тенге часто использует схему дробления, регистрируя по 20–30 компаний, чтобы оставаться в более выгодной налоговой категории. Таким образом, крупный и средний бизнес, уклоняясь от налогов, уходит в малый и средний сегмент, а в конечном итоге это ведет к росту количества предпринимателей, но не увеличивает вклад бизнеса в ВВП.

Премьер-министр отметил, что вопрос сокращения расходов является важным направлением. Правительство прорабатывает пакет решений по сокращению дублирующих и иных неприоритетных функций, которые будут озвучены общественности.

Подводя итоги обсуждения, Олжас Бектенов подчеркнул важность справедливого распределения налоговой нагрузки.

– Большинство спикеров говорили о принципах справедливости и том, что все должны платить налоги. Тот, кто не платит налоги просто недобросовестно конкурирует и ставит себя в более привилегированную позицию по сравнению с законопослушными компаниями. И мы должны ориентироваться на добросовестный бизнес, на тех, кто платит налоги. Мы их поддерживаем, – отметил Олжас Бектенов.

Вместе с тем Олжас Бектенов отметил, что сегодня многие ключевые объекты и инфраструктура работают на пределе своих возможностей. Например, из-за роста грузопотока из Китая на пределе возможностей работает железнодорожная сеть. Для дальнейшего расширения требуются значительные средства. Необходимо развивать транспортную инфраструктуру, включая строительство автомобильных и железных дорог, учитывая активное расширение транзитных возможностей из Китая в Европу, так называемый Средний коридор. В настоящее время ведется строительство участков «Достык – Мойынты» и «Бахты – Аягоз», что позволит увеличить пропускную способность.

В свою очередь председатель президиума НПП «Атамекен» Раимбек Баталов предложил продолжить работу по повышению эффективности налогового администрирования поэтапно, по блокам экономики. 

Премьер-министр Олжас Бектенов поблагодарил участников встречи за конструктивные предложения и желание внести вклад в дальнейшее развитие страны. Обсуждение по вопросам налоговой реформы продолжается с участием представителей бизнеса.

 

Диас ЭМИР

Компонент комментариев CComment