Преамбула, как вводная, вступительная часть Основного кодифицированного закона государства, в концентрированной форме характеризующая основные цели, условия и мотивы его принятия, и предшествующая его разделам и главам, предусмотрена во многих современных конституциях.

Исключение из этого общего правила составляют некоторые конституции зарубежных стран – Бельгии, Мальты,  Греции, Финляндии, Малайзии, Норвегии, Румынии и др. Но в любом случае, основные цели, устанавливаемые преамбулами конституций других государств, пронизывают и все положения конституций государств, где вводная часть отсутствует. Как видно, преамбула не является обязательным элементом Основного закона.

Вместе с тем в последние десятилетия можно отметить тенденцию к включению в конституции развернутых преамбул, основанных на общечеловеческих ценностях. В преамбуле конституции обычно отмечается носитель власти (народ, парламент), принявший этот Основной закон, излагаются его основные устремления и цели, указываются исторические условия его издания, иногда провозглашаются права и свободы личности или руководящие начала государственной политики.

Например, в первой части преамбулы Конституции Франции 1958 г. отмечается: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 года. Исходя из этих принципов, а также из принципа свободного самоопределения народов, Республика предлагает заморским территориям, выражающим желание присоединиться к ней, новые институты, основанные на общем идеале свободы, равенства и братства и призванные служить их демократическому развитию».

«Народ Эстонии, выражая непоколебимую веру и твердую волю укреплять и развивать государство, - провозглашается и в преамбуле Конституции Эстонии 1992 г. - которое создано по непреходящему праву государственного самоопределения народа Эстонии и провозглашено 24 февраля 1918 года, которое зиждется на свободе, справедливости и праве, которое является оплотом внутреннего и внешнего мира, а также залогом общественного прогресса и общей пользы для нынешних и грядущих поколений, которое призвано обеспечить сохранность эстонской нации и культуры на века, всенародным голосованием 28 июня 1992 года принял на основе статьи 1 вступившего в силу в 1938 году Основного закона следующую Конституцию».

Преамбула конституции, имеющая правоориентирующий характер и затрагивающая сущностные черты функционирования и развития государства и общества, наиболее важна и в политическом и идеологическом плане. В этой связи в преамбуле законодателем провозглашаются основные политические, правовые и идеологические задачи общества и государства. Подобную структуру вступительной части Основного закона государства имеют конституции многих зарубежных стран.

Так, в преамбуле Конституции США 1787 г. определяется субъект, принимающий Конституцию, – «Мы, народ США», и указываются цели ее принятия – «в целях образования более совершенного Союза, установления Справедливости, обеспечения внутреннего Спокойствия, способствования совместной обороне, содействия Общему благосостоянию и обеспечению благ Свободы нам и нашему Потомству».

В преамбуле Конституции Венгрии 1949 г. также аналогично определяется субъект принятия Конституции - Государственное собрание, и указываются цели ее принятия: «Исходя из цели способствовать мирному политическому переходу к правовому государству, претворяющему в жизнь многопартийную систему, парламентскую демократию и социальное рыночное хозяйствование, Государственное собрание - до принятия новой Конституции нашей Родины - учреждает текст Конституции Венгрии в следующем».

Как видно, преамбула вышеуказанных Конституций, называя исторические цели и мотивы принятия Основного закона, которые определяют его содержание, тем самым подчеркивает, что она является органической частью текста Конституции, разъясняя смысл и дух ее будущего действия. «Преамбула – это своеобразная увертюра к тексту конституции, - отмечает российский правовед Н.А. Михалева. - Она создает эмоционально-психологический настрой для восприятия Основного закона» [1, с.98].    

В этой связи видный российский конституционалист С.А. Авакьян пишет, что преамбула, как вводный текст Конституции, имеет, как правило, политическую направленность. Такая направленность нужна для того, чтобы осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие. Текст преамбулы Основного закона, по мнению ученого, также имеет концептуально-идеологическую нагрузку, поскольку опирается на прочные основания, находящиеся в сфере общечеловеческих ценностей. Поэтому объем «преамбулы – дело вкуса, а зачастую и идеологии» [2, с.156-157].

«Преамбула как вводная часть Конституции Республики Казахстан выполняет важную политико-идеологическую роль, - также отмечается отечественным исследователем М.Б. Касымбековым. – Она несет значительную смысловую нагрузку, поскольку любая конституция должна опираться на прочные идеологические основания, которые находятся в сфере общечеловеческих ценностей и приоритетов конкретной страны» [3, с.15].     

В тексте Конституции Республики Казахстан термин «преамбула» для озаглавления ее вводной части не употребляется, как это характерно для конституций многих зарубежных государств (Болгарии, Венгрии, США  и др.), но в некоторых конституциях вступительная часть Основного закона носит наименование «преамбула» (Конституции Бразилии, Германии, Франции, Чехии и др.).

В правовой литературе существуют различные подходы к проблеме юридической природы преамбулы, но «как бы не решался этот вопрос теорией и практикой в отдельных странах, - как справедливо, на наш взгляд, отмечает российский исследователь Ю.А. Юдин, - общепризнано важное значение преамбулы для толкования всех положений конституции и действующих законов» [4, с.129].

         «Что же касается нормативной природы и юридической силы преамбул, - по мнению российского исследователя В.В. Маклакова, - то обычно признается, что положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции. Однако в тех случаях, когда преамбулы содержат провозглашаемые права и свободы (как, например, преамбула французской конституции 1946 г., продолжающая действовать), они могут иметь то же юридическое значение, что и нормы основной части конституции» [5, с.56-57].

         Так, французский правовед с мировым именем Ж.-Л. Бержель, рассматривая проблемы общей теории права от юридической антропологии до отправления правосудия, пишет: «Государственный Совет решил, что независимая регламентирующая власть должна подчиняться правилу соблюдения общих принципов права, которые проистекая из преамбулы Конституции, предписываются к исполнению любым органом действующей власти, «даже в отсутствие законодательных положений». Тогда специалисты сошлись во мнении, что существует две категории общих принципов: одни, наиболее важные, соответствуют фундаментальным правилам, проистекающим из Декларации 1789 г. и Преамбулы 1946 г., и имеют конституционную значимость; другие предназначены лишь для того, чтобы сгладить несовершенства аппарата законов и регламентов, и имеют лишь значение законов или подзаконных актов.

Конституционный Совет, в свою очередь, согласился впоследствии с тем, что «фундаментальные принципы, признанные законами и Республикой и торжественно подтвержденные в преамбуле Конституции», обладают силой конституционных положений, и закон, противоречащий таким принципам, может быть объявлен неконституционным» [6, с.172-173].

Известный французский конституционалист Ги Каркассонн, автор комментария Конституции Франции также отмечает, что первый абзац преамбулы Конституции Франции 1958 г. «приобрел по мере пользования, несравненную значимость, на которую ее авторы даже и не рассчитывали. Это, в действительности, эксплицитная ссылка на Декларацию 1789 г. и на Преамбулу Конституции 1946 г., которая привела Конституционный Совет, косвенно, начиная с 1970 г., эксплицитно в 1971 г., к признанию конституционного значения принципов, провозглашенных этими двумя значительными документами, абсолютно равного по правовому воздействию всем положениям Конституции.

Таким образом, семнадцать статей 1789 г., дополненных восемнадцатью абзацами 1946 г., которые включают фундаментальные принципы, законодательно признанные Республикой, содержатся в Декларации прав и свобод, достаточно проверенные временем, чтобы быть пересмотренными, достаточно вечные, чтобы оставаться современными, достаточно точные, чтобы их защищать, и достаточно широкие, чтобы эволюционировать согласно требованиям прогресса, и, в общем, достаточно адаптированные, чтобы сделать напрасным и к тому сложным редактирование нового Основного закона, который намереваясь детализировать простые и действенные утверждения, только осложнил бы и, тем самым, обеднил их» [7, с.37-38].

Вышеуказанные примеры преамбул конституций зарубежных государств иллюстрируют не только различные подходы законодателя к формулированию основных целей функционирования и развития соответствующего государства, но и важность вводной части для объективной оценки содержания самого Основного закона.

Преамбула Конституции Республики Казахстан, являясь ее вводной частью, не содержит нормативных предписаний, сформулированных в соответствии с правилами законодательной техники. Но она одновременно является неразрывной составной частью единого конституционного текста Основного закона, имеющего, согласно п.2 ст.4 Конституции Казахстана: «высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории государства».

Соответственно при толковании Основного закона в целом, так и его отдельных норм Конституционным Судом Республики и практическом осуществлении норм Конституции органами государства, они обязаны исходить и из содержания преамбулы, т.к. ничто в тексте Основного закона не может толковаться и пониматься как противоречащее целям и мотивам, установленным в его преамбуле. Вводная часть Конституции Республики дает юридические обязательные ориентиры, которые помогают пониманию, толкованию и реализации всего ее содержания в соответствии с целями и мотивами и подлинным смыслом ее принятия народом Казахстана, имея такое же юридическое значение, как и нормы основной части Конституции.   

В этой связи в преамбуле, как вводной части Конституции Республики Казахстан, можно выделить ее следующие структурные политико-правовые свойства, являющиеся обязательными нормативными ориентирами функционирования и развития общества и государства.

Во-первых, она содержит указание на народ Казахстана, как субстанцию государства, который, исходя из своего суверенного права, принимает настоящую Конституцию, определяя цели Республики, как независимого государства, признанного мировым сообществом. Такое суверенное право народа является очевидным, т.к. государство Казахстан и есть публично-властным организованный народ, политическая организация граждан, основанная на демократических ценностях.

В этой связи основополагающим началом Конституции Республики стал принцип народного суверенитета, который заключается в том, что единственным источником государственной власти в Казахстане является его народ (п.1 ст.3 Конституции Республики Казахстан). Из этого фундаментального положения вытекает, что государственная власть в Казахстане исходит только от народа, в полном объеме принадлежит только ему. Именно народ является суверенным обладателем и носителем государственной власти, как социальной функции, которая принадлежит только ему.

В правовой литературе справедливо, на наш взгляд, утверждается, что под народным суверенитетом (или учредительной властью) можно понимать верховное право народа ставить над собой государственную власть и распоряжаться ею. Несмотря на то, что учрежденные путем народного волеизъявления высшие органы государства становятся носителями государственной власти, народ остается естественным хранителем государственного суверенитета [8,  с. 89]. 

Поэтому в масштабе Республики Казахстан государственная власть представляет собой наиболее общую форму выражения суверенитета казахстанского народа, его верховной воли. В постановлении Конституционного Совета от 1 декабря 2003 года № 12 «Об официальном толковании статей 10 и 12 Конституции Республики Казахстан» отмечается: «Пункт 1 статьи 3 Конституции закрепляет принцип - «единственным источником государственной власти является народ». Из указанных конституционных положений следует, что основой казахстанского государства, его суверенитета, независимости и конституционного строя выступает народ Казахстана» [9, с.141]. Следовательно, в Основном законе государства речь идет о государственной власти как верховной политической воле народа, как политической способности народа-суверена регулировать общественные отношения по собственной воле и в собственных интересах. Только подлинная воля народа делает власть государства правомерной, легитимной. Как видно, в масштабе Республики Казахстан государственная власть представляет собой наиболее общую форму выражения суверенитета казахстанского народа, его верховной воли.

Во-вторых, в преамбуле закрепляются исторические предпосылки и условия принятия Основного закона: законодатель – народ Казахстана - объединенный общей исторической судьбой, созидающий государственность на исконной казахской земле. Положение «о созидании народом Казахстана государственности на исконной казахской земле» означает, что казахстанский народ помнит и ценит свое историческое прошлое, осознает и хранит неразрывную преемственную связь с государственно-правовыми традициями казахского народа, как государственно-образующей нации.

«Для уверенного движения вперед мы должны в полной мере осознать масштаб национальной истории, оберегать и продвигать свое культурное наследие, - отмечает в этой связи Президент Республики Токаев К.К. - Казахстан является прямым преемником кочевой цивилизации Великой степи. Признанной вершиной государственного строительства на огромных просторах Центральной Евразии всегда выступал Улус Джучи, всемирно известный как Золотая Орда. Геополитическое наследие этой средневековой державы послужило благодатной почвой для возникновения целого ряда евразийских государств, включая Казахское ханство. Сплав различных этносов и религий создал на этом пространстве уникальную модель межкультурного симбиоза и государственного строительства. На протяжении шести столетий джучиды играли определяющую роль в судьбе Центральной Евразии, стремясь сформировать на огромной территории единую цивилизационную общность. Улус Джучи, подобно Римской империи, задал стандарты развития для государств и народов Великой степи на многие столетия вперед, вывел на качественно новый уровень государственное управление. … Улус Джучи занимает значимое место в традиции государственности Казахстана, потому что прошлое, настоящее и будущее нашей страны тесно переплетены с его историческим наследием. Важно, чтобы восприятие Золотой Орды в мире было неразрывно связано именно с Казахстаном» [10].

С учетом вышеуказанного необходимо отметить, что при возможной конституционной реформе представляется целесообразным внесение следующего изменения в текст преамбулы Конституции после слов «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой»: «достойно сохраняя традиции многовековой государственности казахского народа на его исконной земле» (далее по тексту).

В-третьих, преамбула определяет цели, для осуществления которых принимается Конституция: законодатель – народ Казахстана – сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желает занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, принимает настоящую Конституцию.

Высокие цели народа Казахстана, провозглашенные в преамбуле Основного закона, лежат в основе всех конституционных принципов и норм, пронизывают все нормативное содержание Конституции.

В этой связи важно отметить, что уже в преамбуле Конституции 1995 г. содержится о народе Казахстана как миролюбивом гражданском обществе, что определяет важнейшие обязательства государства по формированию и развитию гражданского общества.

Торжественная конституционная формула об осознании себя народом Казахстана «миролюбивым гражданским обществом» отражает стремление законодателя к утверждению социального согласия и мира в обществе, в котором отсутствуют политические и социальные конфликты, существует реальное взаимопонимание общественных сил. В действующей Конституции Казахстана раздел, посвященный основам гражданского общества, отсутствует. Но, как и многие конституции новейшего поколения, она касается различных сторон жизни гражданского общества, хотя и в меньшем объеме, чем предыдущие отечественные конституции. Посредством принципов и норм Основного закона структурируется не только государство, но и гражданское общество.

Такой подход законодателя имеет положительную сторону, т.к. включение в Конституцию специального раздела о гражданском обществе означало бы подчинение складывающихся в сложных условиях транзитного времени новых общественных отношений заранее нормативно регламентированной схеме.  Отказавшись от такого подхода,  законодатель все же закрепил в первых двух разделах «Общие положения» и «Человек и гражданин» Конституции основные предпосылки и условия, необходимые для формирования полноценного гражданского общества.

Поэтому, на наш взгляд, глубоко прав академик Г.С. Сапаргалиев, отмечая, что: «Конституция является главным законом, как государства, так и общества, о чем ясно говорится в Преамбуле Конституции. Содержание и смысл многих конституционных норм также показывают, что они посвящены регулированию важнейших сторон, сфер жизни общества. Именно в силу указанных причин «Республика Казахстан» в данном случае означает как государство, его органы, так и общество, его институты. Следовательно, конституционное положение об основополагающих принципах деятельности Республики Казахстан относится к государству Казахстан, его органам и казахстанскому обществу, его общественно-политическим институтам» [11, с. 21].

Необходимо также отметить, что в Конституции  Казахстана определяются основополагающие принципы деятельности Республики, основы статуса человека и гражданина, взаимоотношений личности и государства, социально-экономические отношения и институты (труд, собственность, предпринимательство и др.), начала идеологического и политического многообразия, государственной поддержки семьи и др.

Все это позволяет Конституции выполнять интегративную функцию, способствуя усилению социального единства, внутренней согласованности и целеустремленности в развитии, как государства, так и всего общества.

Тем самым Конституция, как Основной закон, предотвращает возможности появления барьеров между государством и обществом, государством и личностью. Таким образом, одна из главных целей Конституции Республики Казахстан состоит в ее содействии структурированию различных общественных институтов в правовое гражданское общество. Но с другой стороны,  попытка всеобъемлющего конституционного регулирования основ гражданского общества противоречила бы самой природе и социальному назначению Конституции как Основному закону государства и общества.

В пользу концепции «Конституция - Основной закон государства и общества» свидетельствует и то, что Конституция Казахстана по своей сущности является высшим проявлением законодательной воли народа, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходя из признания высшей ценностью государства - человека. Поэтому по источнику своего происхождения Конституция Республики Казахстан предстает как Основной закон государства и общества, поскольку принята народом на республиканском референдуме, а не как закон, установленный государственным органом.

В этой связи Конституция Республики, как краеугольный камень единства общества, устанавливает правовые основы наиболее существенных сторон жизнедеятельности гражданского общества, определяя основы статуса личности, ее отношений с государством, закрепляя основы формирования демократической, правовой и социальной государственности. Как видно, развитие миролюбивого гражданского общества рассматривается законодателем параллельно с развитием его составляющих граждан и связывается с его гуманистической ценностью, как ядром социального прогресса государства.

Установленная Конституцией сфера конституционного регулирования позволяет выполнять ей свои интегративные функции, способствуя усилению единства, внутренней согласованности и целеустремленности в развитии гражданского общества с ее многочисленными объединениями, движениями и группами, представляющими интересы тех или иных слоев общества. Поэтому конституционное регулирование способствует их активному участию в делах гражданского общества, предотвращая возникновение конфликтных ситуаций, а когда такие ситуации все же появляются – содействуют их должному разрешению.  

Конституционная формула «приверженность  народа Казахстана идеалам свободы, равенства и согласия» означает, что Республика Казахстан всецело уважает свободы и права казахстанских граждан, обеспечивает  равенство граждан и их объединений перед законом и судом.  Так, утверждению основных прав и свобод личности посвящены целиком раздел II «Человек и гражданин» (статьи 10-39) и ряд положений в других разделах Конституции (например, п.2 ст.40, пп.10-1 ст.44, п.2 ст.74, п.1 ст.76, п.3 ст.77, ст.78пп.5 ст.86 Конституции).

Примечательно, что в постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 октября 1996 года №6 подчеркивается, что: «Положение пункта 2 статьи 12 Конституции о том, что права и свободы человека определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов следует понимать в том смысле, что права и свободы человека, провозглашенные Конституцией, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод» [12, с.48].

Более того, именно права и свободы человека и гражданина устанавливают не только пределы государственной власти, за которые она не может выйти без риска исказить подлинную волю народа и противопоставить себя народу, но и определяют внешние границы самого народного суверенитета. Народ не может быть суверенным, если каждый член общества не обладает реально гарантированными законом и судом основными правами и свободами или если в обществе не обеспечено выполнение гражданами возлагаемых на них законом обязанностей. Так, в постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 1 декабря 2003 года № 12 «Об официальном толковании статей 10 и 12 Конституции Республики Казахстан» особо отмечается: «При толковании норм статей 10 и 12 Конституции Республики Казахстан применительно к поставленному в обращении вопросу Конституционный Совет Республики Казахстан исходит из следующего системного анализа соответствующих конституционных норм. 1. В преамбуле Конституции Республики говорится: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность..., исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию». Пункт 1 статьи 3 Конституции закрепляет принцип – «единственным источником государственной власти является народ». Из указанных конституционных положений следует, что основой государства Республики Казахстан, его суверенитета, независимости и конституционного строя является народ Казахстана. В связи с этим положения Конституции, регулирующие вопросы гражданства (статья 10), то есть относимости лица к государству Казахстан, составляют один из фундаментальных конституционно-правовых институтов» [9, с.141].

Приверженность  народа идеалам согласия означает, что государство обязано гарантировать такое состояние общества, в котором существует гармоническое взаимопонимание всех его социальных частей и установлены прочные правовые основы для недопущения социальных конфликтов.

Именно согласие в обществе является фундаментом государственной устойчивости, обеспечивающей политическую, социальную и экономическую целостность страны. Содержание данной формулы преамбулы Основного закона получило свое развитие в п.2 ст.1 Конституции, установившей, что основополагающими: «принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа …» и ст.14 Конституции, закрепившей: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».

Конституционное стремление народа Казахстана «занять достойное место в мировом сообществе», получившее развернутое раскрытие в ст.8 Основного закона, означает, что Республика всецело признает принципы и нормы международного права, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом и другими важнейшими документами ООН и других международных организаций.

Такое высокое стремление Казахстана, как неотъемлемой части мирового сообщества,  означает понимание им, как полноправного члена ООН и других авторитетных международных организаций, своего положения в системе международных отношений. В этой связи ст.8 Конституции Республики, обеспечивая интеграцию Казахстана в мир международных отношений,  торжественно провозглашает: «Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы».

Слова преамбулы «осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями» выражают волю народа взять на себя ответственность за судьбы Республики, как независимого государства, за положение дел в стране, и взять на себя и нести бремя такой ответственности. И Конституция, как несущий каркас жизнедеятельности общества, действует для того, чтобы добиться реализации определенных ею демократических идеалов строительства государства на правовых началах, отвечающих интересам не только настоящего, но и будущих поколений.

Торжественные слова преамбулы Конституции «принимаем настоящую Конституцию», безусловно, имеют непосредственное правовое значение, т.к. принятие Основного закона народом на республиканском референдуме легитимировало Республику Казахстан, как независимое государство в мировом сообществе. Дело в том, что мировой конституционной практике известны различные способы принятия Основного закона государства - решением учредительного собрания, решением парламента, путем референдума. Например, первая Конституция независимого Казахстана была принята Верховным Советом Республики Казахстан 28 января 1993 г. Настоящая Конституция Республики была принята народом на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.

Как видно, преамбула Основного закона, определяя мотивы, условия и цели его принятия, является непосредственной органической частью Конституции, имея особое юридическое свойство, - содержание всего конституционного текста не может противоречить мотивам и целям ее принятия, изложенным в преамбуле. Соответственно, хотя преамбула Конституции не содержит действующих правовых норм, закрепляемых в соответствии с правилами законодательной техники, она все же является составной частью единого конституционного текста, определяющая мотивы и цели его принятия, для осуществления которых он и принимается Основной закон.

В этой связи академик Сапаргалиев Г.С. справедливо, на наш взгляд, подчеркивал: «Основным источником конституционного права Республики Казахстан является Конституция  в целом. Это обстоятельство следует подчеркнуть потому, что источником формирования национального права служат не только правовые нормы Конституции, но и другие ее элементы: принципы, декларативные положения, понятия, цели, задачи» [11, с.6].

Таким образом, несмотря на то, что положения преамбулы Конституции Республики Казахстан не представляют собой совокупность строго регламентированных конституционных принципов и норм, они имеют особое правовое значение. Определяя мотивы и цели принятия Основного закона государства, они устанавливают ориентиры развития общественного и государственного устройства страны, связывая ее прошлое, настоящее и будущее; закрепляют общие задачи государства перед обществом и гражданами; имеют отправное значение для толкования Конституции Конституционным судом Республики Казахстан и правоприменительной практики.

Кабдулсамих АЙТХОЖИН,  д.ю.н., профессор, зав. кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Университета Кунаева

Использованная литература:

1. Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 1999. - 352 с.

2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., пераб. и доп. – В 2 т. – М.: Юристъ, 2006. – 719 с.

3. Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий. – Алматы: Раритет, 2015. – 536 с.

4. Сравнительное конституционное право. – М.: Издательская фирма «Манускрипт», 1996. – 728 с.

5. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 778 с.

6. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко /Пер. с фр. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000. – 576 с.

7. Конституция Франции в комментариях Ги Каркассонна. – Алматы: АЮ-ВШП «Әділет», 2005. – 320 с.

8. Котов А.К. Конституционализм в Казахстане: опыт становления и эффективность механизма власти. – Алматы: Издательство КазГЮА, 2000. – 288 с.

9. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 1 декабря 2003 года № 12 «Об официальном толковании статей 10 и 12 Конституции Республики Казахстан» //  Вестник Конституционного Совета Республики Казахстан. Выпуск – 7. – Алматы: Издательский центр общественного фонда «Интерлигал» в Казахстане, 2004. – С.140-146.

10. Выступление Главы государства К. Токаева на третьем заседании Национального курултая «Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс» // Президент Республики Казахстан. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // akorda. kz/.

11. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002. – 528 с.

12. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 октября 1996 года №6 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан» // Сборник постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан. – Алматы: «Борки», 1998. – С.44-48.

Компонент комментариев CComment