Дархан Билялов

Ректор Казахского национального педагогического университета имени Абая

Вот мы и вошли в 2023 год. Казалось бы, совсем недавно мы с трепетом вступали в новое тысячелетие. Не успели оглянуться, и вот прошло уже почти четверть века. Человечество развивается, хотя продолжает делать ошибки, на которых, к сожалению, отказывается учиться. Как бы ни характеризовали сегодняшний мир  VUCABANI или еще каким-либо модным термином – одно продолжает быть актуальным: успех государства все в большей степени определяется образованностью его граждан. И что бы ни говорили радикально настроенные коллеги из неакадемической среды – эпоха университетов далека от завершения. Напротив, в эпоху информационного перегруза, самопровозглашенных экспертов, искателей быстрых решений, идеологов не наступившего будущего, особенно важно опираться на квалифицированное, легитимное, полноценное и разностороннее образование. Такое образование можно встретить во многих казахстанских вузах. Одним из самых «крепких» высших учебных заведений страны является КазНПУ им. Абая.

1 Дархан БиляловТри недели назад прошло полтора года с тех пор, как мне посчастливилось возглавить alma mater нашей страны – Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Позвольте поделиться некоторыми наблюдениями.

Старейший вуз на казахской земле с 95-летней историей имеет комплексную, сформированную почти за век, организационную культуру.  Богатая во всех смыслах культура университета имеет свои символы, ценности, истории, артефакты, которые отражаются на всем сообществе высшего образования  от ППС до студентов и выпускников. Это – храм знаний, в котором мыслили, передавали свои знания и опыт такие великие сыны казахского народа, как Ахмет Байтурсынов, Сакен Сейфуллин, Халел Досмухамедов, Темирбек Жургенов, Мухтар Ауэзов и многие другие. Летопись университета – то, что Бертон Кларк называет «организационной сагой»[1] – это несомненная ценность не только для тех, кого судьба свела с Абай университетом, но и для истории всей страны. 

В ДНК университета вплетено имя нашего великого мыслителя Абая. Здесь все буквально «пропитано» духом нашего предка, давшего миру свою уникальную философию жизни. Не удивительно, что мы зачастую оцениваем свои действия, исходя из концепции триединства разума, сердца и воли. За четыре года обучения наши студенты неизменно впитывают эти ценности: вузовская среда, ориентированная на национальные ценности, неизбежно изменяет психологический портрет молодых людей. И это правильно, и этого сейчас, по моему мнению, критически не хватает в нашем современном обществе.

Мне нравится сравнивать Абай Университет с могучим деревом, которое уходит глубоко корнями в землю, а толстыми пышными ветвями устремлено в небо. С одной стороны, это исключительно центрированный, основательный, фундаментальный и укорененный университет. С другой стороны, неизменно устремленный к инновациям в преподавании, открытиям в науке и бескорыстному служению обществу. А главное, это вековое дерево – дерево плодоносящее. Плеяды и плеяды передовых ученых и педагогов учились в нашем қара шаңырақ.

Раз уж это эссе является записью моих личных наблюдений касательно культуры первого вуза нации, позволю себе закончить маленькой историей. Когда я проходил собеседование перед республиканской комиссией на должность ректора, бушевала пандемия. Соответственно, и собеседование происходило в режиме онлайн. Я, безусловно, волновался. Ожидая своей очереди в «зале ожидания» Zoom, я вышел в детскую комнату, в которой до этого делал уроки мой сын. Каково же было мое удивление, когда среди разложенных тетрадей я заметил учебник истории за пятый класс, раскрытый на странице с изображением главного корпуса КазНПУ им. Абая и справкой об университете! Это – еще один показатель того, насколько мощным является наш университет с его богатыми традициями, замечательными сотрудниками и «золотыми» студентами.

Мы готовим конкурентоспособных специалистов, отвечающих всем требованиям рынка труда, родителей и, наконец, самих обучающихся. В связи с2 Дархан Билялов принятием закона, защищающего статус и положение учителей со стороны государства, заработная плата педагогических работников значительно увеличилась, учителя больше не привлекаются к несвойственным им функциям, введены различные доплаты (например, за степень магистра или наставничество).

Тем не менее потребность в высококвалифицированных педагогах еще высока. Вот почему требования и обязанности педагогических вузов, готовящих учителей общеобразовательных школ, стали более сложными, чем прежде. Если кадры, подготовленные педагогическими вузами, не будут соответствовать требуемым критериям, это, несомненно, скажется и на имидже вуза, и на образовании в целом.

«Качество среднего образования – еще одно важное условие становления успешной нации. Каждому ученику должны быть созданы благоприятные условия для всестороннего обучения и развития. Именно поэтому стартовал национальный проект «Комфортная школа», – сказал в своем сентябрьском обращении Президент страны Касым-Жомарт Токаев. Понятно, что это означает, что перед нами стоит более сложная задача, чем раньше. Как сказал Глава государства, подготовленный нами специалист – единственная гарантия светлого будущего. Вот почему мы должны очень серьезно отнестись к этому вопросу.

Наш университет начал новый учебный год с новых инициатив. В этом году в рамках программы дуального обучения мы подписали двусторонние договоры со многими ведущими учебными заведениями. Цель – помочь нашим студентам, направленным в школу на практику, получить опыт у квалифицированных методистов, вооруженных передовым опытом. С прошлого года студенты, получившие профессию учителя, должны пройти специальный квалификационный тест в соответствии с требованиями Министерства просвещения РК, прежде чем устроиться на работу в школу. Только те, кто прошел этот квалификационный тест, имеют право работать учителем. Поэтому нашим студентам необходимо знакомиться с утвержденной школьной программой по обновленному содержанию образования в ходе педагогической практики в школе. Так как вопросы квалификационного теста исходят именно из тем, связанных с новой школьной программой.

Полностью ознакомившись с этой ситуацией в прошлом году, наша команда отфильтровала учебный план и учебные программы для студентов этого года3 Дархан Билялов с новым содержанием. Мы привлекли квалифицированных учителей из лучших школ в специальную рабочую группу, которая создаст образовательную программу. Потому что победа студента, добившегося высокого результата на квалификационном испытании, – это честь нашего университета. Мы не должны запятнать честное имя первого вуза страны, основателями которого являются лучшие «умы» Казахстана.

В этом году мы реализуем большой пилотный проект, который заключается в адаптации старшеклассников с высокими способностями к профессии учителя во время учебы в школе. Пока для этой цели выбраны две школы Алматы. Там будут работать наши квалифицированные специалисты. Мы будем готовить 11-классников по педагогическим специальностям и обучать их индивидуально. Если учащиеся, которых мы подготовили, будут соответствовать высоким стандартам, им будет предоставлена возможность обучаться в университете бесплатно. Таким образом, мы сможем заранее выявить учащихся, которые выберут профессию учителя в стенах и спецшкол, которые остро нуждаются в специалистах. Мы работаем, чтобы студенты, отобранные по этому плану, учились в университете 3,5 года. Так как их подготовка начинается еще в школе, мы дифференцируем интеграционную работу с этим периодом первого семестра вузовского обучения. Если этот пилотный проект будет успешным, мы будем рассчитывать на государственную поддержку для реализации этой работы в больших масштабах.

«Несомненно, роль учителей в создании справедливого Казахстана особенная. В последние годы проделана большая работа по повышению престижа профессии учителя в нашей стране. Однако некоторые изменения в этом направлении все же необходимо внести», – как указал Президент РК в своем Послании, от педагогов напрямую зависит и развитие государства, и будущее нации. КазНПУ имени Абая, готовящий специалистов сферы образования, стремится выполнить эти задачи и укрепить позицию лидера в нашей отрасли.

[1] Clark, B. R. (1972). The organizational saga in higher education. Administrative science quarterly, 178-184.

Компонент комментариев CComment