Не хочу никого обидеть, но недавнее выступление министра транспорта Марата Карабаева на заседании Правительства невольно напомнило известное классическое выражение о двух бедах: дорогах и дураках. У нас почти такая ситуация. Те же самые дороги и… Нет, что вы! Какие дураки? Сейчас другой век – дураков нет.
Так вот, Премьер-министр упрекнул членов своего кабинета, что население крайне недовольно качеством местных дорог. Вот такая беда.
«Только за прошлый год поступило ни много ни мало более 40 тысяч официальных обращений от граждан по вопросу ненадлежащего состояния дорог и улиц», – сказал Олжас Бектенов.
Это же надо, так допекли народ, что рекой потекли жалобы в Акорду. Если только по одним дорогам такое количество обращений, что тогда говорить о других сферах экономики. Но вернемся к нашему разговору.
Больше всего, конечно, досталось акиму Западно-Казахстанской области Нариману Турегалиеву, которого как дорожного мастера отчихвостили за ямы и ухабы во вверенном ему регионе.
«С каждым годом доля хороших дорог должна увеличиваться. У вас же, наоборот, она снижается. Нужно не только обозначать проблемы на республиканском уровне, но и решать их. Для этого должен быть предусмотрен соответствующий объем финансирования из местного бюджета. Решайте все вопросы», – строго наказал Премьер-министр.
Уж очень категорично он об этом сказал, но решать-то как? Аким, пусть даже целой области, не в силах залатать все дыры на дорогах. Разве что посыпать песочком. Для этого ведь есть Министерство транспорта во главе с Маратом Карабаевым. В его прямом подчинении находится Комитет автомобильных дорог. Вот с него спрос и все претензии с потоком жалоб на плохое состояние дорог.
Знаете, сколько живу, но не перестаю удивляться уловкам наших министров. Скажем, в Министерстве энергетики могут пустить дым в глаза, а о Минторговли и говорить не стоит. А вот министр транспорта так закрутил, что простые граждане так и не поняли, кто же виноват в плохом качестве дорог. Акимы областей или дорожные строители, что проводили ремонты?
Судя по пространным рассуждениям главы Минтранспорта, ничего страшного не произошло. Подумаешь, народ строчит жалобы. Эка невидаль, контора пишет, ну и что?
«У нас за последние два года ситуация в дорожной инфраструктуре значительно улучшилась – отремонтированы дороги, которым даже больше полувека», – даже бровью не повел министр транспорта. Все чинно-благородно.
Вы серьезно? А 40 тысяч жалоб возмущенных граждан – пустой звук? Выходит, что пишущий народ попросту вводит в заблуждение весь кабинет министров? Любо послушать, как щебень в глину укатывает министр извечную проблему наших дорог.
«Ремонт дорог – недешевое удовольствие для бюджета страны. На это нужны большие деньги. И чтобы снизить финансовую нагрузку, в ведомстве намерены увеличить количество платных дорог в два раза», – резюмирует Марат Карабаев.
Выходит, вся проблема в том, что в казне нет денег. Вот опять старая песня, под которую из года в год выкачивают из бюджета баснословные суммы для ремонта дорог. При этом жонглируя цифрами, глава Минтранспорта пытается разжалобить членов Правительства. Против такой цифири трудно устоять. Такие аргументы приводит, господин министр, аж гордость распирает присутствующих. Посудите сами. Сегодня протяженность платных дорог составляет 3 200 километров. В этом году их станет больше еще на четыре тысячи километров. Ух ты, оторопь берет!
«Если ввести в строй эти платные дороги, то увеличатся доходы. Так, в прошлом году страна заработала на платных дорогах почти 50 млрд тенге. В текущем доходы составят 60 млрд тенге, а в следующем году они могут достичь ста млрд тенге», – говорит Марат Карабаев.
При этом, как сказал министр, рассматривается вопрос о том, чтобы часть средств, полученных с платных дорог, направить на погашение процентных ставок по кредитам, взятым для строительных работ.
Думаю, вы догадались, о чем печется глава Минтранспорта. Неужели его больше волнуют не разбитые дороги, качество их строительства, а деньги, собранные с пользователей платных дорог, кредиты дорожных организаций? Кстати, частных организаций. Жаль ему, значит, дорожников. И ничего более.
Из всего сказанного министром стало понятно, что в Казахстане наряду с налоговыми и таможенными службами теперь появилось ведомство дорог, которое занимается сбором денег с пользователей платных автодорог. Мало нам фискальных органов, которые как липу обдирают население своими налогами, штрафами, пошлинами и сборами, теперь и за «вождение по мукам» надо платить денежку. Причем, немалую. Особенно жаль грузоперевозчиков, которые за каждый километр платной дороги из своего кармана выкладывают от 80 до сотни тенге. В зависимости от грузоподъемности.
И последнее. Министр транспорта считает, что казахстанцам грех жаловаться. У нас самые дешевые дороги с точки зрения платности. Его посыл на соседние страны, якобы там в семь, а то и в 25 раз дороже, чем в Казахстане, – вовсе несостоятелен. Так там и доходы населения в разы выше. И дороги – сплошь зеркало. Ни одной ухабины. И не надо, как говорят водители, нам свистеть про Европу.
Дабы злопыхатели не раскатывали дальше губу, он под занавес на полном серьезе сообщил, что такие дешевые цены будут не всегда. Так, в этом году проезд на некоторых участках платных дорог увеличится до 50 процентов.
Вот такой расклад о ситуации с дорогами изложил главный транспортник страны на заседании Правительства.
Олег ДОМАЕВ
Компонент комментариев CComment