Проблемы образования, а также вопросы определения статуса педагогов всегда были предметом бурных дискуссий. 

Главный вопрос касается размера заработных плат преподавателей вузов и школ, а также льгот, которые, к примеру, имеют военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов или депутаты, ведь трудовая и моральная нагрузка учителя значительно выше в сравнении с другими профессиями.

О том, насколько ныне действующий Закон «О статусе педагога» изменил положение учителей, а также о высокой нравственной миссии этой профессии, рассказали лидер известной группы «Motor-Roller» Ильяс АУТОВ, д.ф.н., профессор Академии по подготовке кадров международной безопасности Бундесвера Германии Иоганн РАУ, а также профессор-филолог КазНПУ им. Абая Мереке УЮКБАЕВА.

Ильяс АУТОВ, музыкант, лидер группы «Motor-Roller»:

- Понимаете, нашим сознанием манипулировали всегда. Это не проблема одного человека. К сожалению, в этом вся трагедия современности. Я уже говорил об этом неоднократно. Понятно, что в конце XX века определенные силы стали разворачивать еще более действенную и безнравственную манипуляцию сознанием через СМИ, телевидение, радио, а к XXI веку - через Интернет и социальные сети. Понятно, что сегодня в большинстве своем человек легко ввергается в круговорот псевдонаучных домыслов и теорий, где ложь выдают за истину, а гуманизм обрел очертания бесчеловечности. Какое есть средство от всех этих зомбирующих программ? Прежде всего, это образование. Образование классическое, без всяких экспериментов. На мой взгляд, лучшей системы образования, чем в советское время, пока еще не было. Это было образование, которое, по сути, строилось на общечеловеческих законах, а не на принципах оболванивания, как сейчас. Сегодня многое изменилось. Мы видим, что мир не очень дружелюбен по отношению к нам. Большинство развитых капиталистических стран смотрят на нас как на потенциальный сырьевой придаток. Получается, что, к сожалению, ненависти в мире больше, чем взаимопонимания и добра.

Молодежь сегодня учат мыслить однобоко и узконаправленно. Если в обществе будет существовать правильная идеология, базирующаяся на божьих законах, то будет гораздо меньше недопонимания и проблем. Интересно, но идеология Советского Союза хоть и была атеистической, тем не менее она имела много общего с божьими законами. Тогда строили общество по человеческим законам. Тунеядство наказывалось строго, а за аморальное поведение человеку грозило не только общественное порицание, но и физическое наказание.

Сегодня конфликты учителей и учеников уже ни у кого не вызывают удивления. А как было раньше? В советское время вопрос о выяснении отношений между преподавателем и учеником никогда не вставал. Если мысленно перенести сегодняшние конфликты ученика против учителя в советский период, это было бы нонсенсом и вызвало недоумение. Объясняется все это тем, что тогда преподавательский состав был очень сильным. Профессия педагога высоко ценилась. И в обществе поддерживалось уважение к данной профессии на серьезном уровне. Родители наказывали своим детям уважать учителя. Если даже какой-то конфликт возникал между учеником и педагогом, родители ученика вставали на сторону учителя. И это было правильно. Причем это никогда не заканчивалось трагедией для самого ученика. Тогда никто не резал себе вены, не кончал жизнь самоубийством, то есть суицидальных мыслей не было и в помине. А сейчас мы каждый год слышим о различных происшествиях на фоне ЕНТ, где школьники что-то с собой делают, либо травятся, либо прыгают с балконов после неудачной сдачи экзаменов. Возвращаясь к правовому полю, отмечу, что нужно вернуть высокое и уважаемое имя учителю, педагогу, нужно заново поднимать его статус, чтобы люди говорили об учителе с большой буквы. К сожалению, сегодня нет прежнего уважения к учителям, и это вина не только нашей системы образования.

Нашему обществу надо опираться на свои культурные, национальные ценности. Ведь традиции существовали всегда в любом обществе и при любом строе. Мир меняется, а традиции остаются. Поэтому не надо ничего бояться. Детям следует опасаться, прежде всего, телевизоров, гаджетов, Интернета. Во всем нужна мера. Им нужно больше читать, играть в подвижные игры, в которые в свое время играли советские дети на улице. Мало того, что это полезно, это еще и хорошо развивает память, интеллектуальные способности. Нельзя забывать знаменитый лозунг Ленина: «Учиться, учиться и еще раз учиться!». Если будем образованными людьми, значит, мы будем очень сильной страной с великим будущим! Вы же видите, что без образования сейчас никуда, особенно когда произошел очень серьезный технологический скачок, имеющий название «эпохи технологической сингулярности». Поэтому нужно быть не только образованным, нужно осваивать много знаний, осваивать современные технологии развития мира. Нельзя забывать о книгах, которые были до нас, потому что все, что мы сегодня имеем, накоплено из опыта прошлых поколений.

Потеряв этот опыт, невозможно прожить, имея знания лишь сегодняшних технологий. Без книг прошлых поколений, их опыта мы не проживем. Взгляните, в классических книгах написано все, что сегодня происходит с нами. Ничего нового нет. Только меняются средства передвижения, одежда, оценка ценностей, возможно, а остальное то же самое. И чтобы противостоять злу, нужно быть образованным и идти в светлую сторону.

Мереке УЮКБАЕВА, профессор КазНПУ им. Абая:

- Во-первых, чтобы сделать профессию учителя престижной, нужно им повысить зарплату. Во-вторых, улучшить им социальные пакеты, чтобы действовали медицинские страховки, предоставить льготное жилье, сохранить прежний профессиональный пенсионный возраст. Например, в Канаде преподаватель в 25 лет может уже считаться профессионально непригодным педагогом, потому что идет профессиональное выгорание (синдром на фоне хронического стресса) учителя, воспитателя.

Это ведь особая миссия - работа с детьми. Сегодня пишут много статей и даже книг о проблемах профессионального выгорания педагогов, потому что эта профессия сильно изматывает. Все понимают, какие сегодня сложные по характеру дети, кроме того, в классах школы по 40 учеников, в вузах не меньше. Многие дети после школ поступают в вузы практически с нулевыми знаниями, это еще сильнее усложняет работу педагогам вузов, потому что 18-летним студентам приходится очень долго объяснять саму теорию предмета. Кроме того, в сельских школах имеет место такая проблема, как недокомплект учителей, потому что никто не хочет идти в школы и работать там за крохотные зарплаты. Не потому, что люди не любят свою профессию, а потому, что они просто не выживут и умрут с голоду. Оттого и нет заинтересованности - учить детей.

Если бы нам вернули советскую систему, где в перспективе через десять лет у педагога на горизонте «маячила» государственная квартира, бесплатная медстраховка, то у наших педагогов был бы стимул. И потом, почему бы женщине-педагогу не сохранить пенсионный возраст до 55 лет? Ведь она уже выгорела на работе, она уже не может работать как следует, ведь чисто психологически и физически работать в школах очень тяжело. Это все взаимосвязано. Интересным выглядит то обстоятельство, что вузовский стаж не считается за стаж в школе, а школьный стаж не признается в университете, хотя МОН - один. Из-за этого прерывается связь школы и вуза. Вот если бы профессоров заставляли какие-то часы преподавать в школах, думаю, такая практика открыла бы глаза на многие проблемы.

Сегодня идет очень большая конкуренция во всем мире. И в сфере образования в первую очередь. Например, Российская Федерация уже несколько лет, начиная со школы, привлекает в свои вузы наших лучших учеников, и они учатся онлайн дома. За обучение родители платят сравнительно небольшие деньги, а дети получают хорошее московское школьное образование. И не надо ходить в школу или иметь дело с хулиганами. То есть дети, даже сидя за компьютером, вполне нормально развиваются. Потом с казахстанским паспортом можно без английского и без экзаменов поступать в хорошие российские вузы. Почему нельзя взять без экзаменов в наш отечественный казахстанский вуз своего же студента, если он отлично учился в школе? Несколько лет назад депутаты поднимали этот вопрос и на сегодняшний день его снова позабыли.

Если ребенок одиннадцать лет учился на «отлично», то его нужно брать в вуз без экзаменов, если ребенок учился на одни четверки и без троек, тогда и его тоже нужно принимать в вуз без экзаменов, потому что они относятся ко второй очереди грантников. Почему это делает соседняя Россия, а не наша страна? Я лично знаю немало случаев «утечки мозгов» за границу. Нельзя забывать о том, что профессия педагога - стратегическая. От этого зависит будущее нации. Чтобы уничтожить любую страну, нужно лишить народ доступного и качественного образования. В первую очередь нужно анонсировать интересы народа. Взрослые должны защищать детей. Каким образом? Прежде всего, улучшая качество образования и повышая в их глазах статус педагога.

Иоганн РАУ, доктор философских наук, профессор Академии по подготовке кадров международной безопасности Бундесвера Германии:

- Проблема определения статуса педагога актуальна не только в Казахстане, но и у нас, в Германии. Я часто принимаю участие в различных международных форумах, где обсуждаются подобные проблемы. В Европе молодежь достаточно пренебрежительно относится к учителям. Особенно это наблюдается в районах, где живут беженцы. Учитель там может быть запросто побит молодежью, и никто за это серьезного наказания не понесет, при том, если это сделали несовершеннолетние дети. В советское время каждый из нас очень осторожно и почтительно относился к педагогу, потому что уважал его как личность, наставника. Учитель - это был идеал для будущих поколений, и каждый из нас стремился следовать этому идеалу. Что мы видим сегодня? В обычных школах учителя постоянно ищут подработку, школы обмениваются детьми, одна учительница сама на уроке не учит, советует учительницу в репетиторы из соседней школы, а та - наоборот. На родительском собрании постоянно говорят, что дети - дебилы, учиться не хотят, им ничего не нужно, ЕГЭ и ГИА не сдадут, покупайте книги, сидите с репетиторами, а задача учителя - задать домашнее задание и спросить его.

Фундаментальное различие - советский учитель именно учил и воспитывал (до второй половины 80-х годов) ученика совместно с родителями и к ученикам относился именно как к ученикам, а не как к приятелям с соседнего двора. Сегодняшний учитель оказывает образовательную услугу. Именно услугу, подчеркиваю красным этот пункт. В виду постоянных попыток что-то там «реформировать», получается какой-то несуразный винегрет в образовательном процессе, при котором учитель вроде бы и учитель, но все его функции ограничиваются проверкой домашнего задания, написанием бесконечных отчетов и заполнением журналов. В результате у него просто не остается времени на работу с вверенным ему коллективом учеников, и уж тем более не остается времени на работу с кем-то индивидуально.

Помнится, советский учитель должен был сделать из школьника гражданина, человека-творца, который будет способен сделать посильный вклад в развитие своей страны. А сегодняшний учитель должен сделать из школьника «грамотного потребителя». Отсюда и постоянное падение уровня подготовки преподавательского состава. Складывается ощущение, что ныне миру не нужны сознательные граждане и творцы, а государству нужны потребители (причем, судя по всему, не обязательно грамотные), боюсь, что эта проблема коснулась многих стран бывшего СССР.

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми. Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют идеи гуманизации, осуществление воспитания в контексте культуры, создания открытых воспитательных систем, возврата воспитания в семью, поддержки и развития индивидуальности, альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

Сегодня в некоторых странах в психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса. Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности - в соответствии с психологическими особенностями развивающейся личности.

Думаю, если в Казахстане проблемы со статусом педагога решатся в пользу учителей, и каждый гражданин независимо от своего возраста будет видеть в нем прежде всего воспитателя будущих поколений, то у вас очень большие шансы войти в 30-ку конкурентоспособных и развитых государств мира, о которых говорит Президент.

Бахтияр ТОХТАХУНОВ

Компонент комментариев CComment