В 1995 году наряду с принятием Конституции была создана Ассамблея народа Казахстана (АНК). Инициатором ее создания был первый Президент страны Н. Назарбаев. В числе разработчиков программы был ученый, один из основоположников политической науки суверенного Казахстана, основатель казахстанской школы этнополитологии и этносоциологии, член-корреспондент НАН РК, доктор философских наук, профессор Раушанбек Бурамбаевич АБСАТТАРОВ. В то время он работал консультантом Аппарата Президента РК по национальным вопросам.

Основная сложность поставленной задачи заключалась в способности как можно быстрее осмыслить теоретический материал самой идеологии национального единства без какого-либо опыта и примера. Александр Штопель (в те годы советник Президента, – Б.Т.), Раушанбек Абсаттаров и их соратники смогли за короткое время разработать оригинальную концепцию АНК, в которой были отражены проблемные вопросы национальных и интеграционных, социально-экономических и политических процессов в условиях мировой глобализации. Вспоминаем, как это было с нашим интересным гостем.

– Раушанбек Бурамбаевич, расскажите, пожалуйста, об истории создания АНК.

Absattarov 1– В начале 1995 года, когда Ассамблея только создавалась, она именовалась как Ассамблея народов Казахстана. Сейчас она называется Ассамблея народа Казахстана. Инициатива ее создания принадлежит нашему Елбасы Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Когда эта идея возникла, Первый Президент поставил перед Александром Штопелем и мной задачу разработать систему и программу, согласно которым идея АНК смогла бы реализоваться.

Александр Штопель – практик, а я – теоретик. Мне эта идея была особенно близка не только из-за научного интереса, но еще и потому, что моя личная жизнь сложилась благодаря дружбе народов. Я с огромной радостью принялся за эту работу. Советник Президента предложил мне разработать системный план будущей структуры Ассамблеи. Это и вправду было совершенно новым явлением, можно сказать, президентское ноу-хау. Надо сказать, что в то время нигде в мире подобного института, как Ассамблея, не существовало. Главной задачей будущего АНК была идея объединения народов, живущих в Казахстане в единстве, и предоставление всем 140 национальностям построить совместно с основной нацией – казахами – цивилизованное общество и правовое государство.

Нельзя сказать, что при разработке концепции программы АНК не возникало никаких сложностей. Поначалу трудно было определиться с какой стороны подойти к решению этого вопроса. Если говорить буквально, то мы были как новорожденные котята, карабкающиеся в темноте. Как я уже отмечал, подобной практики нигде в мире не было и что-то нужно было предпринимать. Здесь помогла организованность всего Аппарата Президента страны и личная инициатива Главы государства.

В общем, эта работа была очень ответственной, объемной и сложной. Мне, как специалисту по национальным вопросам, удалось составить черновой вариант соответствующей программы. Конечно, после меня эта программа еще корректировалась, проходила соответствующие экспертизы с правками. Ведь к этой работе имели отношение все сотрудники Аппарата Президента. Меня попросили подготовить обращение к народу Казахстана. Я писал это обращение почти два дня, конечно, пришлось немного поработать, но к счастью, оно было принято, затем опубликовано.

Параллельно в это же самое время лучшими юристами страны готовился проект действующей Конституции. Сначала состоялась учредительная сессия АНК, затем на общереспубликанском референдуме народ Казахстана принял Конституцию РК.

– Каковы основные функции АНК?

– Основной функцией Ассамблеи является создание для представителей всех народов Казахстана условий для развития их культуры, языка, обычаев и традиций именно в тех местах, где они компактно проживают. К примеру, открытие тех же школ.

В ст. 19 п. 2 Конституции РК сказано: «Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Если все эти принципы будут исполняться, тогда и сплотится, объединится многонациональный народ. Легче будет работать, развиваться и двигаться вперед.

– А как за рубежом отнеслись к идее создания столь необычного института?

– На тот момент было много прогнозов от так называемых «друзей», что Казахстан, как многонациональное государство, может вскоре развалиться. Но в реальности практика показала все совсем наоборот, народы сплотились и объединились. Все это произошло только благодаря всему казахстанскому народу и прежде всего казахскому народу. Я думаю, благодаря гостеприимности казахского народа, его толерантности, терпимости и дружбе, весь казахстанский народ стал сплоченнее. На мой взгляд, казахский народ несет на себе ответственность за судьбу всех народов, живущих в Казахстане, поэтому он и является консолидирующим.

Мне часто приходится бывать за рубежом, где я читаю лекции, выступаю с научными докладами. Несколько лет назад я побывал в Англии, Германии, Франции и Южной Корее. Там присутствовало много ученых, которые изучают вопросы национального и этнического согласия во всем мире. Так, они часто задавали мне одни и те же вопросы: «Как в Казахстане решаются национальные вопросы, когда у вас проживает более 100 различных национальностей? У вас никогда не было конфликтов на подобную тематику?».

На мой взгляд, когда стали строить социализм, основные принципы, связанные с национальными вопросами в Союзе были правильными. Надо сказать, что благодаря тем принципами казахский народ и вышел на арену мировой культуры.

В связи с этим, меня попросили прочитать лекцию на тему: «Казахстанский опыт решения национальных и диаспорных вопросов и их международное значение». Они слушали лекцию с большим удовольствием. Мне также пришлось выступать на эту тему для высокоразвитых государств Европы и Дальнего Востока, в котором наш опыт является для них примером. Я показал им, какое международное значение имеет казахстанский опыт Ассамблеи народа Казахстана. В этом докладе рассказывалось о мирном сосуществовании 140 национальностей в Казахстане, о межконфессиональном согласии, толерантности и миролюбии. Поэтому не случайно за рубежом следят и изучают казахстанский опыт решения национального вопроса.

– Вы написали множество монографий по теме национального вопроса. Также вы являетесь автором множества научных трудов и учебных пособий для студентов и магистрантов. Исходя из вашего опыта и анализа происходящего, какой вызов Казахстану бросает XXI век?

– Если рассматривать данный вопрос в контексте национальной безопасности, то скажу что это один из узловых вопросов. Любое государство должно думать о своей национальной безопасности, в том числе и Казахстан. На мой взгляд, для нашей страны в условиях глобализации наиважнейшим вызовом XXI века является сохранение нации. Это волнует весь мир, в котором сосуществуют и развитые и отсталые государства. Из истории известно, что Казахстан до Октябрьской революции находился в положении колонии при  царской России. Об этом много писали казахские мыслители того времени: Абай Кунанбаев, Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и другие сыновья казахского народа.

Скажу лишь одно, что присоединение Казахстана к России нельзя рассматривать в одном черном цвете. Есть и много положительных моментов, например: через Россию, посредством русской культуры и русского языка, казахский народ приблизился к наследию мировой сокровищницы знаний и вместе с тем создавались казахские светские школы.

Практически вся казахская молодежь того времени, окончив казахско-русские школы, поступали в вузы Царской России. И многие оканчивали их с золотыми медалями. После Октябрьской революции казахский народ хотел стать равноправным со всеми народами России и другими народами на территории Советского Союза.

Поднималась грамотность среди населения. Благодаря «социализму», казахский народ за 50 лет стал 100% грамотным, и это никто не сможет опровергнуть. Это со временем стала вестись односторонняя политика со стороны Кремля. Огромная промышленность, созданная в Казахской ССР, практически не принадлежала Казахстану. Даже по статистике 92% промышленности Казахстана, цветные металлы, нефть, уголь и т. д., которые приносили миллиарды прибыли, подчинялась Москве. И тогда считали, что Казахстан сидит на дотациях.

– Это отразилось на внутренней политике Казахской ССР?

– Естественно. Ведь это было экономическим препятствием для страны, что, в свою очередь, сильно мешает развивать и культуру, и образование, и язык. Почему язык? Потому что казахский язык является одним из богатейших языков мира. К сожалению, мы этим языком не овладели в период СССР. И сейчас тоже не скажу, что блестяще владеем своим родным языком. На мой взгляд, казахский язык свободно может конкурировать с любым мировым языком по своему богатству. При СССР он использовался только в 10-ти сферах общественной жизни, а фактически мог быть использован в 50-ти. Теперь сравните сами, на сколько процентов казахский язык работал? Всего на 20%, а остальные 80% языка оставались мертвыми. Казахский язык считался бытовым языком, и на нем можно было написать какую-нибудь художественную литературу. Те, кто думал, что в научной трудовой деятельности казахский язык не может быть использован, ошибались. Сегодня стало ясно, что на этом языке можно без проблем написать любую научную работу в самых разных областях. Это мнение создалось не на пустом месте.

Казахский язык является одним из богатейших языков мира. К сожалению, мы этим языком не овладели в период СССР. И сейчас тоже не скажу, что блестяще владеем своим родным языком.

Как-то я в студенческие годы прочитал повесть про Амангельды Иманова под названием «Торгайский сокол». Ее написал украинский писатель Олесь Десняк, который приехал в Казахстан в 1939 году для сбора материалов об А. Иманове. Я насчитал в этой книге, написанной на украинском языке, более ста слов, позаимствованных из казахского языка. Также ради спортивного интереса я взял почитать русско-украинский и казахско-русский словари, и только на одну букву «Б» я насчитал более 150 слов, которые пишутся одинаково как на казахском, так и на украинском языках – это интернациональные слова. А представьте теперь, сколько одинаковых интернациональных слов можно насчитать на все буквы из словаря от «А» до «Я», когда между Казахстаном и Украиной нет даже ни культурной, ни языковой, ни территориальной близости.

– С обретением независимости язык возрождается, на нем говорят практически во всех областях…

– Язык – это форма выражения мыслей, душа народа, хранитель его этнического сознания. Язык –  это главное средство познавательной деятельности и орудие общения между людьми. В Алматы почти 90% казахской молодежи при СССР не знали или практически не говорили на родном языке. Сегодня благодаря обретению независимости, казахские ученые выступают и читают свои научные доклады в мире на родном казахском языке. Я сам в декабре 2014 года выступал в одном из национальных корейских университетов с лекциями и научным докладом, и на протяжении всей поездки по Южной Корее читал свои лекции на казахском языке. Мне было очень приятно, что мои лекции прекрасно переводили два переводчика с казахского на корейский язык. И случай со мной является далеко не единственным примером.

Я уверен, что очень скоро, во всех мировых организациях будь то в ООН, Европе или Америке, с высокой трибуны перед мировым сообществом будет звучать казахский язык.

– Какие проблемы Казахстана в условиях мировой глобализации вы можете назвать?

– Я назову несколько вариантов, которые, на мой взгляд, помогут обойти препятствия стороной.

Первое. Думаю, что большое внимание Казахстану нужно уделять миграционной политике. В 1897 году, когда была перепись населения на территории Казахстана, 94% населения были казахи. А в 1962 году казахов стало всего 29%. Это было трагедией для всего народа. Получилось, что казахи на своей исторической родине превратились в национальное меньшинство. Из-за чего это произошло? Из-за Столыпинских реформ, посредством которых на территорию Казахстана со всех уголков царской России и Украины было переселено много крестьян. А в 1954 году «для поднятия Целины» со всех уголков СССР – около 1,5 млн. человек. Также и в период СССР под прикрытием развития индустрии Казахской ССР, сюда тоже были переселены сотни тысяч семей. Во время сталинской коллективизации от голода погибло более 1,5 млн. только казахов и около 500 тыс. не казахов. Этим и объясняется демографический спад. К счастью, что сегодня благодаря гостеприимности казахского народа, все народы Казахстана, стали одной большой семьей и одним многонациональным народом.

У казахского народа по природе своей никогда не было ни экстремизма, ни фанатизма, которые никогда ни к чему хорошему не приводят.

Второе. Наши природные недра.  Нам необходимо правильно и целенаправленно использовать природные богатства, как говорится, «не разбазаривать» их налево и направо, а подумать о наших потомках, при этом не нарушая экологического баланса.

Третье. Проявлять наши национальные интересы на мировой арене, которые Казахстан должен ставить как перед всем миром, так и перед близлежащими соседями – Россией и Китаем. То есть национальная безопасность, связанная с пограничными зонами. Их надо укреплять, учитывая положение каждого региона, с которым мы граничим.

Четвертое. У нас в стране проживают представители различных мировых религий. Нельзя не заметить так называемых миссионеров, для которых Казахстан является большим полем для создания и распространения различного рода сект. Они вредны для Казахстана. И если их не приостановить, они тоже могут создать опасность для нас в конце XXI века. Казахский народ никогда не проявлял элементов религиозного экстремизма или терроризма. Если даже кое-где и мелькают элементы подобного рода, то это только благодаря внешним силам. Насаждать религию свободному человеку опасно. Это должно быть добровольно. Непонятно, то ли это стало модой сейчас, когда каждый хочет особо подчеркнуть свою принадлежность определенной религии, а сам даже толком не осознает, куда он попал, в секту или нет. Поэтому правоохранительные органы, согласно своим законным обязанностям и службе, должны профессионально заниматься пресечением подобных элементов и давать практические  рекомендации во избежание  религиозного экстремизма и терроризма.

– Язык – это форма выражения мыслей, душа народа, хранитель его этнического сознания. Язык –  это главное средство познавательной деятельности и орудие общения между людьми.

Еще раз хочу подчеркнуть, что у казахского народа по природе своей никогда не было ни экстремизма, ни фанатизма, которые никогда ни к чему хорошему не приводят. Вспомнить хотя бы крестовые походы и сам арабский халифат, исламизм, иудаизм, буддизм и т. д., которые всегда приводили к кровопролитию.

– В чем состоит особенность национальной гордости казахстанца?

– Факты показывают, что в нашей республике под влиянием обновления, модернизации и под воздействием научной политики государства рождается и утверждается глубокое, новое чувство – общеказахстанская гордость людей. Оно вобрало в себя все лучшее, общее национальное, что создано трудом, героизмом, отвагой, творческим гением миллионов строителей  демократического общества. Между тем, в застойный период часть исследователей, на мой взгляд, злоупотребляла применением термина «общенациональная гордость» казахстанцев, забывая о понятии «национальная гордость». Думается, пора вдохнуть новую жизнь в святые для нас понятия «национальная и общеказахстанская гордость».

Вместе с тем, нельзя не видеть, что общеказахстанская гордость ни в коей мере не ущемляет и не ослабляет национальной гордости казахстанцев. Например, в Казахстане каждый народ, большой или малый дорожит своими передовыми традициями, гордится тем, что вносит вклад в общее дело обновления, модернизации  общества. В связи с этим, отметим, что развитие национальной гордости казахстанцев – главная тенденция в обновлении, модернизации общества, хотя она часто теряется и тонет в обилии слов и во всей говорильне, в которой пытаются делать себе политическую карьеру  «активисты» наших дней, а порой ее эксплуатируют для достижения корыстных целей.

Беседовал Бахтияр ТОХТАХУНОВ

Наша справка

Более 90% различного рода народов мира  входит в состав многонациональных государств.

Народы мира объединены в 243 государств, из них 196 государств являются членами ООН, из них 115 являются суверенными государствами, из них 28 государств являются зависимыми от развитых капиталистических держав. В этих государствах проживают 7 млрд. человек. При этом следует отметить, что население как отдельного государства, так и планеты в целом ежегодно увеличивается.

В настоящее время человечество движется в будущее «со скоростью» в среднем 156 человек в минуту, 9. 375 человек в час, 225 тысяч человек в день, около 7 млн. человек в месяц и 79 млн. человек в год. К концу XXI века население Земного шара достигнет 12,5 млрд. человек, в Казахстане составит 50 млн. человек, а казахов – 30 млн. человек.

Самым  населенным районом нашей планеты является Азия, где проживает более 3,5 млрд. человек, более 1000 наций, народностей и племен. А в Америке живут около 800 млн. человек и более 300 наций, народностей и племен.

Население Европы (без СНГ) составляет около 800 млн. человек и более 100 народов. А в Африке живут 700 млн. человек и 300-500 наций, народностей, племен и родов.

Австралию и Океанию населяют более 30 млн. человек и более 170 народов. А в СНГ живут более 260 млн. человек и около 170 наций, народностей, национальных и этнических групп. Следует сказать, что более 320 народов мира имеют численность более миллиона человек.

Компонент комментариев CComment