Организованная преступная группировка в столичном СпецЦОНе незаконно зарегистрировала 486 транспортных средств, ввезенных в страну из-за рубежа.

Покупка авто с иностранной регистрацией стала одной из лазеек для казахстанцев, желающих приобрести транспортное средство по выгодной цене. Чтобы бороться с этим способом обхода правил по ввозу автомобилей, власти Казахстана ввели дополнительные требования и ограничения. К примеру, для постановки иностранных машин на учет нужно оплатить утильсбор и сбор за первичную регистрацию, что обходилось автовладельцам в миллионные суммы. Однако нашлись и предприимчивые граждане, которые совметно с сотрудниками ЦОНа и госавтоинспекторами проворачивали аферы по нелегальной постановке на учет автомашин, ввезенных из-за рубежа, без уплаты предусмотренных законодательством сборов и платежей. Преступную схему раскрыли сотрудники Агентства по противодействию коррупции и столичной прокуратуры, которые установили, что, начиная с января этого года, злоумышленники незаконно зарегистрировали 486 транспортных средств. Стоимость услуги составляла от 400 тысяч до 1,6 млн. тенге. Как сообщил официальный представитель Антикора Арман Тлеукенов, подозреваемые подделывали письменные формы сделок купли-продажи автомашин, квитанции об уплате госпошлин за изготовление госномеров и свидетельств о регистрации транспортных средств. А госавтоинспекторы органов внутренних дел умышленно уничтожали сведения о ранее утилизированных автомашинах в информационной системе «Сервисный центр «WEB-модуль» и вводили вместо них сведения вновь ввезенных автомобилей. Деньги граждан подозреваемые тратили на личные нужды. Ущерб в виде неуплаченных госпошлин и сборов составил порядка одного миллиарда тенге. По данным ведомства, четверо полицейских еще несколько участников преступной группы, в том числе руководитель СпецЦОНа №2 по г. Астане взяты под стражу. Расследование продолжается и Антикоррупционной службе Казахстана все еще предстоит разобраться, кто на самом деле виновен в преступлении. В Госкорпорации «Правительство для граждан» с заявлением Антикора не согласны и уточнили, что сотрудники ЦОНа не принимают решения по регистрации автомобилей. Директор столичного филиала госкорпорации Мади Саданов обратил внимание на процедуру оформления документации.

По его словам, сотрудники СпецЦОНов только принимают документы и формируют заявки в государственный орган по единому порядку регистрации. После чего электронные заявления поступают на рассмотрение в процессинговый центр департамента полиции, где уполномоченные работники проверяют владельца и транспортное средство (розыск, ограничения, обременения), сверяют сканированные документы с электронной заявкой на правильность заполнения и принимают решение об утверждении заявки или отказе в государственной услуге. Сервисный центр «WEB-модуль» также находится в ведении департамента полиции. – Сотрудники госкорпорации ответственны только за прием полного пакета документов, но не осуществляют правовой анализ для определения их подлинности. Таким образом, документы от услугополучателей были приняты госкорпорацией по правилам государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств, в полном пакете документов, с осуществлением идентификации личности владельцев, а сотрудники государственного органа ответственны за утверждение заявок и проверку их на законность, – сообщил Мади Саданов. Напомним, в своем Послании от 1 сентября 2022 года Президент Казахстана поставил задачу предоставить право гражданам легализовать свои автомобили. 24 ноября Парламент Казахстана принял поправки в Налоговый кодекс, согласно которым поставить иностранный автомобиль на первичный учет в Казахстане можно будет за 200 тысяч тенге. Для реализации поручения Главы государства Министерством внутренних дел разработан порядок проведения легализации транспортных средств. Срок легализации иностранных авто начинается с 1 января 2023 года и заканчивается 1 июля 2023 года. При этом легализация не распространяется на транспортные средства, ввезенные в страну после 1 сентября 2022 года.

Линара САКТАГАНОВА, Астана from Юридическая газета

Компонент комментариев CComment