В связи с подорожанием цен на нефтепродукты в ряде областей Казахстана наблюдаются огромные очереди на установку газового оборудования для автомобилей.

Для большинства казахстанских водителей поднятие ценовых тарифов на бензин и дизтопливо стало большой неожиданностью, несмотря на то, что «пробные шары» представители политических кругов закидывали еще в прошлом году. В Министерстве энергетики пояснили, что «установление новых розничных цен на некоторые виды топлива является вынужденной мерой и связано с необходимостью снижения диспаритета его стоимости с соседними странами. Это позволит уменьшить отток нефтепродуктов из страны и обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка».

Иными словами, из-за разницы цен с соседними странами будет продолжаться переток ГСМ. И сколько бы ни увеличивали производство топлива, его всегда будет не хватать. Так, приказ Министра энергетики «Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен» уже вступил в силу.

Согласно новому документу, предельные цены на ГСМ должны варьироваться:

– на бензин марки АИ-92 и АИ-93 до 205 тенге за литр – увеличение на 14 процентов;

– на дизельное топливо до 295 тенге за литр – увеличение на 20 процентов.

В Минэнерго отметили, что цены на ГСМ в Казахстане не менялись с осени 2021 года. – «Стоимость дизтоплива для аграриев до завершения весеннеполевых работ меняться не будет. С учетом расходов операторов средняя цена по республике для аграриев составляет 204 тенге за литр, что на 31 процент ниже рыночной», – сообщили в министерстве.

Также в министерстве отметили, что ранее установленные дифференцированные цены на дизтопливо остаются без изменений. Граждане Казахстана могут купить сотню литров в сутки по цене 295 тенге за литр при предъявлении водительского удостоверения. Для грузовых, специальных, специализированных автомобилей и автобусов также при предъявлении свидетельства о регистрации транспортного средства утвержденный лимит в сутки составляет 300 литров по аналогичной цене. Для остальной категории лиц, а также для тех, кто покупает дизтопливо выше указанных лимитов, цена составит 450 тенге за литр.

О том, почему многие водители пересаживаются на газ, нам ответили сами автолюбители.

– Я ждал, когда наше Правительство поднимет цену на газ, это, в принципе, было неизбежно, ведь им нужно пополнять государственную казну. Поэтому, газовое оборудование на свой внедорожник установил еще осенью прошлого года. Преимущества газового топлива – его экологичность и дешевая цена. Конечно, у газа есть свои недостатки, потому что у него больший расход, если сравнивать с бензином, ну и газовый балон занимает много места в багажнике. Это тоже неудобно, если вы хотите куда-то съездить отдохнуть с семьей. Но у меня нет выбора, потому что 205 тенге за литр с моей зарплатой – непозволительная роскошь, а купить газ по 65 тенге за литр – более менее терпимо, – говорит молодой алматинец Нурлан Бегельдинов.

– Газовый балон я устанавливаю в свое авто с большой неохотой, потому что знаю обо всех его опасных свойствах и непрактичности. Плюс ко всему у меня есть маленькие дети, которых я ежедневно вожу в школу и забираю вечером. Это тоже создает опасность. Также я знаю, что наше Правительство не имеет других инструментов по стабилизации цен на ГСМ на внутреннем рынке. Вы слышали ответ Министерства энергетики, где они объясняли причины, по которым бензин и дизель дорожает? Причем здесь вообще разница цен с соседними государствами, куда уходит наш ГСМ? Для чего тогда нужны границы? Сделайте тарифную планку для экспорта и оставьте нас – своих граждан в покое! Почему мы, имея неограниченные природные ресурсы, должны заботиться о том, по какой цене продают бензин у соседних стран? – возмущается другой автолюбитель Евгений Довженко, который живет в Алматинской области.

– Цены на горючее всегда будут расти, и искать виноватых в данной ситуации смысла нет, потому что государство не считается с мнением народа. Я на своей памяти вообще не помню, чтобы в Казахстане не поднимались цены ежемесячно на все продукты потребления. Единственной отдушиной была стабилизация цен на бензин и дизель последние два года, но и это счастье у нас отобрали. Я одного не пойму, почему нашим олигархам всегда всего мало и Правительство ничего не может с этим поделать? Если вы скажете, что олигархи здесь не причем и меняющиеся условия рынка сами диктуют нам свои условия, тогда зачем нам такое «новое» бесполезное Правительство, которое начало свою работу с удорожания цен на бензин? – задается вопросом пенсионер Махамбет Алдамжаров.

Как и следовало ожидать, комментарии простых автовладельцев довольно пессимистичны, ведь многие до сих пор не понимают, почему наша сырьевая страна постоянно корректирует ценовые показатели на ГСМ, ориентируясь на внешний рынок. Пока что ни один представитель компетентных ведомств не дал исчерпывающий ответ на данный вопрос. И что-то нам подсказывает, что логичного ответа попросту не существует.

Виктор ПАНАЕВ

Компонент комментариев CComment