Количество ДТП с участием двухколесного транспорта ежегодно растет. Движение электросамокатов по дорожному полотну и тротуарам становится источником опасности для пешеходов и водителей. Только с начала этого года с участием электросамокатов произошло более 40 аварий, в прошлом году погиб один человек.

Обезопасить пешеходов намерены депутаты Мажилиса Парламента, принявшие законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам организации дорожного движения», который предусматривает правила использования электросамокатов, устанавливает права и обязанности водителей мопедов, электрических самокатов, малых электрических транспортных средств. Документ содержит первый пакет поправок по регулированию движения электрических самокатов. Как сообщила депутат Мажилиса Екатерина Смышляева, в рамках законопроекта электросамокаты признаются транспортным средством. – К электросамокатам относятся транспортные средства со скоростью движения до 25 км/ч. Двигаются электросамокаты без ограничений по велодорожкам и обочинам. Однако, в целях обеспечения безопасности пешеходов, вводится ограничение скорости на тротуарах не более шести км/час. Допускается движение электросамоката по крайней правой полосе проезжей части, включая автобусную полосу в один ряд, – подчеркнула депутат. Вместе с тем, право управлять электросамокатом может иметь лицо, достигшее 18 лет. При этом, водитель должен быть в застегнутом шлеме и светоотражающей одежде и иметь права любой категории. Вводится также обязанность водителей электросамокатов спешиваться на пешеходных переходах и перекрестках. – Такой подход является компромиссным решением для обладателей нового вида транспорта и пешеходов. Требования к водителям, выезжающим на проезжую часть – это профилактика аварийных ситуаций, которые с учетом конструкции этого вида транспорта неизбежны при незнании ПДД, – считают разработчики.

При этом, мажилисмены признают, что администрировать ограничения будет достаточно сложно. – В целом, главной проблемой развития этого вида транспорта является отсутствие городской инфраструктуры в виде выделенных полос и дорожек. С учетом расширения парка частных электросамокатов и появления на рынке Казахстана кикшеринговых сервисов в ближайшее время нагрузка на имеющуюся, неприспособленную для этого вида транспорта, инфраструктуру будет только расти, – отметила Екатерина Смышляева.

В связи с этим, по ее словам, депутатский корпус приступил к подготовке второго пакета регуляторных инструментов для обеспечения участия акиматов в планировании городского пространства, ответственности шеринговых компаний и регистрации нового вида транспорта. Депутат Юлия Кучинская, в свою очередь, отметила своевременность разработки законопроекта, поскольку в нашей стране статистика ДТП, произошедших с участием электросамокатов, фиксируется только, если в этом участвует автомобиль, и авария произошла на проезжей части.

– Как показывает статистика других стран, рост количества пользователей электросамокатов и отсутствие регулирования приводят к росту аварий. За последние годы число пользователей электрическими самокатами резко увеличилось. Мобильность, доступность, маневренность электросамокатов перевели их из средства для развлечений в категорию транспорта, который активно используется гражданами для перемещения по городу. В то же время, отношение к электросамокатам сохраняется, как к безопасной игрушке. Однако, помимо плюсов, электросамокаты могут быть и опасны. Как показывают исследования американских специалистов, электросамокаты имеют низкую статическую и динамическую устойчивость, ударопрочность и управляемость. Частота падений электросамокатов в десять раз выше, чем у велосипедов. Вероятность травмирования в случае аварии у пользователя электросамокатом выше. В 40 процентах случаев страдают голова и мягкие ткани. Мощность некоторых самокатов позволяет развивать скорость до 45-50 километров в час. По статистике, при столкновении с объектом, который движется с такой скоростью, погибают 45 процентов пешеходов, остальные получают серьезные травмы, – уточнила Юлия Кучинская. Говоря о безопасности, заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха добавил, что пешеходы имеют приоритет перед водителями электросамокатов вне зависимости от скорости движения последних. По словам вице-министра внутренних дел, специальной нормы еще нет, однако за подобные нарушения в Административном кодексе предусмотрены наказание в виде штрафа в размере трех МРП либо предупреждение. Кроме того, водителям электросамокатов запрещено перевозить пассажиров и грузы, это будет наказываться штрафом в размере пяти МРП.

Амир КАИРГЕЛЬДЫ

Компонент комментариев CComment