НОВЫЕ ТРЕНДЫ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Месяц назад Президент Касым-Жомарт Токаев подписал законы Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» и «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей». 

Давно ожидаемые и дискутируемые правовые акты, направленные на защиту прав и законных интересов женщин и детей, вскоре вступят в законную силу.

Под давлением общественности и учитывая динамику преступлений в этой сфере, законодатели поддержали ужесточение наказания не только за семейно-бытовое насилие, но и за причинение лёгкого вреда здоровью и нанесение побоев, за склонение и доведение до самоубийства и за пропаганду самоубийства, включая пожизненное заключение за насилие над детьми.

Речь во всех этих и других случаях идет уже об уголовной ответственности. И соответственно увеличится число граждан, которые должны быть изолированы и содержаться на период следствия в СИЗО.

Но при этом криминализация ряда правонарушений остро ставит 2 вопроса: о готовности мест содержания для приема новой категории подозреваемых и обвиняемых, и второе – поиска альтернативных мер пресечения к лицам, совершившим подобные деяния.

Содержание под стражей не должно рассматриваться как общее правило  – было подчеркнуто в Послании Главы государства, где он затронул вопросы расширения альтернативных мер пресечения в отношении лиц, ожидающих судебного разбирательства, и необходимости обеспечения конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, соблюдения норм международных стандартов.

Как известно, важным инструментом в обеспечении справедливости, безопасности общества в судебной практике являются процессуальные нормы, касающиеся системы мер пресечения. И чтобы избежать увеличения тюремного населения в отдельных случаях следственные суды вправе выбирать альтернативные меры, связанные с ограничением свободы.

Это исходит из мотивов более гибкого и эффективного подхода к исполнению закона.

Среди таких альтернативных мер содержания под стражей на сегодняшний день выделяются домашний арест и использование электронных браслетов.

Об изменениях в политике применения альтернативных мер пресечения, в частности, в виде использования электронных средств слежения можно судить на практике специализированного межрайонного следственного суда г.Алматы. В нынешнем году санкционирование меры пресечения в виде домашнего ареста было применено им в отношении 3 подозреваемых лиц. Постепенно в практику входит использование электронных браслетов – с 2021 года они применялись в отношении 10 подозреваемых лиц.

При назначении меры пресечения в виде домашнего ареста подозреваемому или обвиняемому предписывается обязанность неукоснительно соблюдать условия пребывания в своем жилище или в определенном месте. Ограничение свободы подозреваемого или обвиняемого позволяет предотвратить уклонение от следствия или суда, но не лишает их связей с семьей и работой. Накладывается домашний арест либо как временная мера на период расследования, либо по решению суда – как  часть наказания.

Использование электронных браслетов можно расценивать как инновационный подход к контролю за лицами, находящимися под мерой пресечения. Электронное средство слежения надевается подозреваемым или обвиняемым на ногу или руку. Органам контроля это дает возможность отслеживать местонахождение объекта в режиме реального времени. Данный метод эффективен и в плане предотвращения уклонения от следствия или суда, и в части обеспечения безопасности общества.

Конечно, при выборе подобных альтернативных мер пресечения суд исходит от множества различных обстоятельств конкретного дела. Это, в частности, личность подозреваемого или обвиняемого, характер преступления, наличие/отсутствие предыдущей судимости, потенциальный риск рецидива, и другие факторы.

Предназначение альтернативных мер – соблюдение баланса между защитой общества от преступности, и в то же время приверженность принципу справедливости, защиты прав и достоинства подозреваемых или обвиняемых.

В этой связи применение домашнего ареста и электронных браслетов, как альтернативных мер содержанию под стражей, можно рассматривать как важный аспект современной системы правосудия, отвечающий международным стандартам гуманности и соблюдения основных принципов защиты прав человека, попавшего в орбиту уголовного преследования.

Эти тенденции были предметом обсуждения на рабочем совещании в Верховном суде РК сквозь призму правоприменительной практики следственных судов. О подготовке предложений по расширению практики применения электронных средств слежения за поведением подозреваемых, принятой и в судебной системе зарубежных стран, высказался Председатель Верховного суда Асламбек Мергалиев. И это обусловлено экономическими факторами – аренда браслета обходится в 15 тыс.тенге в месяц – а также сокращением количества арестованных, что важно в соблюдении принципов в области прав человека. Глава высшего судебного органа страны привел такие данные: «Отечественная пенитенциарная система уже использует 2,5 тыс. комплектов, позволяющих постоянно контролировать осужденного с точностью до 2-х метров. Этот способ необходимо внедрить и в отношении подозреваемых лиц, не заключая их под стражу. Помимо экономических преимуществ, применение браслетов и, как следствие, сокращение числа арестованных позволит продемонстрировать приверженность Казахстана соблюдению принципов и норм в области прав человека».

Число удовлетворенных санкций на содержание под стражей в 2023-м году снизилось на 4,3% - эти данные судебной коллегии по уголовным делам ВС показали, что судьи стали больше санкционировать домашний арест (93,4% ходатайств удовлетворено). Вместе с тем было подчеркнуто, что существенного роста альтернативных мер пресечения не наблюдается. Причины лежат в традиционно карательной направленности законодательства, и все еще сохраняющихся запретах и ограничениях.

Называя сдерживающие факторы, председатель судебной коллегии по уголовным делам ВС РК Назгуль Рахметулина отметила: «Все эти ограничения и противоречия преодолимы в случае эффективности альтернативных мер пресечения с обеспечением того, что подозреваемый не скроется от следствия и суда, не будет продолжать заниматься преступной деятельностью. Поэтому назрела острая необходимость широкого использования давно применяющихся в мире электронных средств контроля подозреваемых».

Использование электронных средств слежения устраивает и органы КУИС – они могут в реальном времени вести круглосуточный контроль за указанной категорией лиц, и при возникновении нештатной ситуации оперативно реагировать на нарушения ограничений, установленных УПК Республики Казахстан.

Альтернативный метод мер пресечения признали прогрессивным и поддержали представители адвокатуры, прокуратуры, правоохранительных органов, антикоррупционного ведомства.

Ситуация такова, что по сведениям  МВД в ряде из функционирующих 16 следственных изоляторах, в которых содержится около 7 тысяч человек, наблюдается нехватка мест. Количество содержащихся лиц  в шести СИЗО превышает предусмотренные для них лимиты мест. И, как было сказано выше, с ужесточением наказания для абьюзеров и семейных дебоширов, и с расширением категорий деяний, за которые предусмотрена изоляция от общества, это вызовет рост количества водворенных в следственные изоляторы. На одном из заседаний по обсуждению этой проблемы зам. начальника МВД РК И.В.Лепеха отметил, что с принятием закона о бытовом насилии ожидается наплыв порядка 5 тысяч нарушителей.

Надо признать: нехватка мест в СИЗО давно уже является серьезной проблемой, которая требует своего решения. Добавление еще пяти тысяч человек не только усугубит ее, но и может привести к тяжелым последствиям -  переполнение мест временного содержания и тюрем чревато нарушениями прав заключенных, ухудшением санитарных условий пребывания и ростом напряженности в тюремной среде.

Поэтому во избежание подобных негативных последствий необходимы комплексные и незамедлительные меры, в том числе и применение альтернативных мер наказания для отдельных категорий нарушителей, внедрение эффективных программ реабилитации и ресоциализации. И, конечно же, для смягчения перегрузки требуется принятие дополнительных мер для минимизации рисков, и самое главное – обновление и расширение инфраструктуры системы исполнения уголовных наказаний.

Необходимо при этом учитывать зарубежный опыт арестных домов, которые позволяют обеспечить сбалансированный подход к исполнению закона, соблюдая при этом права лиц, попавших в орбиту уголовного судопроизводства. Об этом мы расскажем в следующем номере.   

Карлыгаш Баймуратова

Компонент комментариев CComment