Казахстан в последние годы занимает одно из ведущих мест среди стран СНГ по уровню самоубийств, и эта тревожная ситуация касается в том числе детей и подростков, нередки случаи выбросившихся из окон детей, а также их матерей.

Это острая социальная проблема стала предметом обсуждения в июне 2024 года на встрече Главы государства с уполномоченным по правам ребенка Динарой Закиевой, где была отмечена необходимость принятия комплексных мер по предотвращению суицидальных настроений среди детей и подростков.

Президент напомнил, что на заседании Национального курултая в Туркестане он дал поручение разработать единую программу воспитания с привитием подрастающему поколению человеческих и национальных ценностей, формированием у них навыков самостоятельности и креативного мышления. Стоит задача обеспечить скоординированную работу педагогов и родителей по реализации данной программы защиты прав женщин и детей, профилактике семейно-бытового насилия.

Туркестанская область не является исключением. И здесь есть уязвимые места, социальные и психологические факторы, которые могут стать триггером к появлению суицидальных настроений.

О причинах этого явления и необходимых мерах мы побеседовали с Жанат Пазылбековной ТАУКЕЕВОЙ, членом Общественного совета г. Кентау, известным в городе медиатором.

Акмарал ТАУКЕЕВА г. КентауЖанат ТАУКЕЕВА, член Общественного совета г. Кентау, медиатор– Жанат Пазылбековна, случаи суицида фиксировались и в Туркестанской области. Почему это страшное явление, на ваш взгляд, происходит? И что делать?

– Считаю, что среди мотивов, ставших толчком к подобным трагическим случаям, могут быть депрессия, стресс, конфликты в семье, проблемы в школе, негативное воздействие социальных сетей и многие другие.

В предотвращении суицидов среди детей и подростков важны роль и ответственность образовательных учреждений, и конечно, семьи. Педагоги и родители должны оказывать детям всяческую поддержку при возникновении, к примеру, психологических проблем, предоставив возможность обратиться за профессиональной помощью.

Необходим и акцент на профилактическую работу. В случае конфликтов обучать подростков и родителей способам управления стрессом, правильного выхода из трудных жизненных ситуаций. Взрослые должны проявлять настороженность в любые такие моменты. Как, к примеру, в случае буллинга, который, к сожалению, присутствует в жизни школьников.

Словом, для предотвращения суицидов среди детей и подростков необходима единая система профилактики, включая образовательные мероприятия, консультации психологов и психиатров, работу среди родителей и уязвимой категории населения.

– Как педагог по профессии и медиатор, какие меры вы считаете первоочередными, если в подростке замечена склонность к депрессии и суицидальному настроению?

– Это серьезная проблема. И она требует немедленного вмешательства. Промедление здесь, как говорится, смерти подобно. Во-первых, важно обеспечить поддержку и внимание со стороны близких и окружающих. Детей и подростков важно убедить, что они могут рассказать о своих проблемах и чувствах, не боясь негативных реакций. Взрослые – родители, учителя, психологи должны идти на открытый контакт, слушать и выразить свою поддержку.

К сожалению, надо признать, что не всегда и не везде обеспечен доступ к психологической помощи, хотя, выявив у подростка суицидальные мысли, нужно немедленно подключить профессионалов. Справиться с эмоциональными трудностями поможет консультирование школьных психологов и социальных работников. Много могут сделать и школьные медиаторы.

– Вы сказали о профилактической работе. Что она конкретно предполагает?

– Нужна повседневная работа. Прежде всего, вести обучение детей и подростков навыкам эмоциональной  саморегуляции, умению осмысленно решать возникающие проблемы и своевременно прибегать к помощи взрослых. Для поддержания позитивного психологического состояния было бы полезным вовлекать детей и молодежь в благоприятную и поддерживающую развивающую среду, чтобы каждый чувствовал себя ценным, востребованным человеком.

Считаю полезными различные тренинги и программы, направленные на развитие эмоциональных навыков и умений, которые помогут снизить риск суицидальных настроений у детей и подростков. Подчеркну, что предотвращение таких деструктивных настроений среди детей и подростков требует комплексного и системного подхода со стороны семьи, образовательных учреждений и общества в целом.

Уполномоченный по правам человека на встрече с Президентом отметила, что функционирует единый контакт-центр «111», в школах внедряется программа по борьбе с буллингом KiVa, а с сентября 2024 года вводятся уроки безопасности, обучение сотрудников медико-социальных учреждений для детей, прорабатывается вопрос усиления органов опеки и попечительства. Все это должно работать не только в городах, но и в  районах, сельской местности.

– Часто ли в вашей практике при проведении медиации встречаются случаи, когда страдают дети?

– Любой семейный спор непосредственно задевает интересы детей. Такие конфликты они переносят тяжело и болезненно. В пылу выяснений и разбирательств супруги ведь не всегда задумываются об этом.

Дети и подростки особенно ранимы и чувствительны, В силу незрелости, отсутствия жизненного опыта и закалки, они нуждаются в простом внимании, уважении, чувстве своей защищенности на всех этапах жизни, будь то детский сад, школа, колледж, семья. И это должно быть у них на ментальном уровне. Иначе любой серьезный кризис, непонимание могут привести к потере смысла жизни. Стать точкой невозврата.

В это время нам, взрослым, надо быть рядом.

Акмарал АБДУЛОВА

Компонент комментариев CComment