Несмотря на то, что за годы независимости в Казахстане сформировался довольно успешный опыт межрелигиозного и межконфессионального диалога и согласия, на практике, по-прежнему, различные радикальные объединения и экстремистские группировки пытаются навязывать обществу чуждые ценности и идеалы, ведущие к социальной напряженности и недоверию к традиционному исламу.
По мнению экспертов, угрозы насильственного экстремизма в РК остаются очень актуальными, потому как в стране насчитывается около 20 тыс. последователей деструктивных религиозных течений. За последнее десятилетие имел место ряд актов насильственного экстремизма, сотни граждан присоединились к террористическим движениям в Сирии и Ираке, немало погибших, более тысячи казахстанцев приговорены к тюремному заключению за терроризм и экстремизм.
Согласно Концепции государственной политики в религиозной сфере РК на 2017-2020 годы, в нашей стране сформирована светская модель государственно-конфессиональных отношений на принципах равенства граждан перед законом и уважительного отношения к личным убеждениям каждого, независимо от языка и отношения к религии. По общепринятым мировым нормам государство вправе регулировать деятельность религиозных организаций в целях обеспечения прав граждан и защиты общественной безопасности.
О том, какую угрозу сегодня несут нашему обществу различные религиозные течения и что кроется под трендом радикализма и экстремизма в XXI веке поделились мнениями доктор философских наук, профессор Сагади БУЛЕКБАЕВ, религиовед, доктор философских наук, профессор Мадина УСЕНОВА, кандидат экономических наук, писатель Такен ДЖАНАТАЕВ.
Сагади БУЛЕКБАЕВ:
– В глобальной деревне, каковой является ныне мир, все культуры, все религии, все науки в определенной степени открыты и проницаемы друг для друга. Сегодня люди получили доступ ко всей сумме накопленных человечеством знаний: открытия, опыт, мудрость и размышления всех основных мировых религий и цивилизаций. У современного человека в определенной мере есть широкий выбор.
Власти давно пора позаботиться о том, чтобы у верующих был выработан стойкий иммунитет к агрессии на почве веры. Способ профилактики таких недугов известен – духовная вакцинация населения. Наиболее эффективное средство – просвещение. Очень важно сегодня через грамотное просвещение раскрыть мировоззренческие, духовно-нравственные, социальные и научные основания мировых религий. Этим будет сделан решительный шаг к искоренению самой возможности вызревания в отечественной молодежной среде экстремизма или терроризма.
Общепризнано, что великие религии обладают не только духовно-этическим, но и огромным социальным и научным смыслом. Вызывает сожаление лишь то, что образовательный уровень нашего духовенства, в частности ислама, недостаточно высок.
Очень часто уровень проповедей и богослужения имамов сводится к чтению сур Корана, либо к проведению «Жаназы». Настоящий смысл этой великой религии, полноту ее богатства, научное и социальное содержание, к сожалению, они не могут раскрыть.
Действительно, сегодня налицо обостряющееся желание жить в обществе социальной справедливости и зачастую отсутствие у людей видения других средств достижения этой цели, кроме как на основе принципов Божественного права. Поэтому мировые религии должны объединить свои усилия и выработать план становления будущего интегрированного социума. Объединить свои усилия по созданию единой общечеловеческой цивилизации, которая должна быть основанной на вере и духовности.
Мадина УСЕНОВА:
– Исламский мир насчитывает множество различных течений и сект. Внутренних разногласий даже больше, чем разногласий с другими религиями. Причем речь идет не об исламе вообще, а о тех его радикальных, целенаправленно искаженных формах, которые рассчитаны на наивного, неискушенного в тонкостях этой непростой религии верующего.
Последнее время у всех на слуху такие слова, как «джихад», «шахид». Слово «джихад» в Коране употребляется 33 раза. И только в одном случае как «война». Это когда на твою Родину напал агрессор, грабители напали на твою жену, детей, отбирают твое имущество, тебя хотят убить, а ты обязан защищаться. Только в таких случаях – это война. Во всех остальных случаях – стремление победить самого себя, исправить свои пороки, постараться стать лучше, чище, благороднее.
Категорично отрицательно относится ислам к убийству и самоубийцам. Шахид, согласно Корану, – это человек, погибший, защищая свою отчизну, семью, детей. Погибшие при стихийных бедствиях, в аварии, от родов – тоже шахиды. Им тоже место в раю. Но террорист, который себя взрывает и старается, чтобы при этом погибло как можно больше ни в чем не повинных людей, это по Корану, преступник вдвойне. Он – убийца и самоубийца одновременно. Ведь Аллах каждому человеку дает только одну жизнь, и никто не вправе ее отнимать ни у себя, ни у других. Поэтому террористу место в аду обеспечено.
Эти проверенные столетиями нравственно-правовые нормы ислама сегодня цинично, бесцеремонно извращаются религиозными экстремистами. В идеологии ваххабитов, например, все вероучение, догматы, нравственные и правовые нормы ислама просто растоптаны, уничтожены и заменены новыми, соответствующими их политическим и корыстным целям. Формально признавая Аллаха, ваххабиты отвергают все остальное вероучение. Они не признают, не почитают Пророка Мухаммеда, объясняя это кощунство тем, что они, якобы, имеют прямой выход к Аллаху. И посредник им не нужен.
Этика, мораль сведены к понятию «зухд», то есть цель и смысл человеческой жизни в джихаде, который сводится к уничтожению всех неверных на земле, и превращение всех людей в одну нацию мусульман. Поощряется, идеализируется самоубийство, а также аскетизм как высшее благо. Отказ от всех мирских желаний и потребностей в пище, сне, одежде, отдыхе. Похожие идеи пропагандируют и распространяют радикальная группировка «Братьев-мусульман», «Салафиты» и другие экстремистские направления.
Мы часто видим на улицах наших городов бородатых мужчин в тюбетейках, женщин, с головы до ног закрытых паранджой. И это, по сути, прозрачный намек на то, что религиозный экстремизм у нас обрел вполне реальные очертания.
Наша борьба с терроризмом пока что безуспешна. Потому что констатация фактов и ловля пары-тройки террористов не решат эту глобальную проблему. Мы не учитываем специфику этого вида преступления. Ведь террорист – не вор, не грабитель, не мошенник. Он – убийца и самоубийца одновременно. И совершает убийство не ради корысти, мести или другой гнусной цели, а ради какого-то идеала, ставшего лично для него дороже жизни. Ведь, согласитесь, никто, ни за какие блага мира не согласится взорвать себя собственными руками. Это может сделать человек только ради какой-то идеи. Пусть даже ложной, призрачной, по нашему мнению. И потому победить терроризм и экстремизм мы сможем, только развенчав этот ложный идеал, противопоставив и внушив ему идеал истинный, ведущий к гуманизму, высокой нравственности, гражданскому долгу, беззаветной любви к своей Родине.
Вот почему необходима серьезная, поставленная на государственный уровень, идеологическая, пропагандистская работа среди всех категорий населения. Радикальному исламу мы должны противопоставить традиционный ислам. Рассказывать, показывать с научными комментариями нужно не только об исламе, но и о других религиях.
Мы живем в светском государстве. И, конечно, в первую очередь необходимо формировать у населения и, прежде всего, у молодежи научное мировоззрение, активный образ жизни, высокие нравственные идеалы. Привлечь к этой работе различные партии, общественные организации, подключить всю научную и творческую интеллигенцию, а также служителей культа.
Такен ДЖАНАТАЕВ:
– В мире существует множество религиозных конфессий, деноминаций народностей и этносов. Только в Казахстане свыше 40 конфессий, деноминаций более чем 120 этносов. В чем их различие и общность? Что разъединяет и объединяет их? Почему иудаизм, христианство и ислам стали мировыми религиями? Почему тюркский Тенгри, индийские Веды, персидская Авеста, японская Синто, корейское Чхондоге и др. называются «языческими верованиями»?
Термин «языческие верования» обозначает традиционные религии, принятые в христианском богословии и исторической литературе. Язычество происходит из библейского Нового Завета и подразумевает «языки» других народов, противополагаемым христианской религии. К языческим религиям относятся тюркское Тенгри, китайское Дао, японское Синто, индийские Веды, персидская Авеста, корейское Чхондоге и др.
Языческие религии исходят из божественности природы и под Богом понимают совокупность всех реальностей. Во всех языческих верованиях природа божественна. «Вся природа является украшением Бога», – говорит Гегель. Языческие верования исходят из принципа: дух человека – это всеобщность природы. Духовное пространство и материальный мир! Что является источником духовного мира: природа как материальная субстанция духа или дух человека является первоначалом духовного пространства? Так, в японском Синто весь окружающий мир – реки, камни, растения и т.д. – являются божественными и называются «Ками». В тюркском Тенгри божественным является Небо. В космогонии Неба – Человек – Земля. Небо является носителем морали и нравственности. В Авесте прославляется Ахура-Мазда «Господь мудрость». В основе всех религий лежит мораль и нравственность. Это общая основа духовной сферы.
Единство духовного и природного проявляется в иудаизме, христианстве, исламе. Всевышний становится воплощением духовного начала. Если христианство от избытка святости начало терять влияние в западном обществе, то ислам на основе права шариата отверг идеологические наслоения и начал активно внедрять в сознание современного общества исламские ценности, требуя возрождения морали и нравственности. Если в прежние времена исламское влияние осуществлялось в большей мере в культурном плане, возрождая систему моральных ценностей и нравственных устоев, то с начала XXI века влияние ислама перешло в социально-политическую сферу. Началась политизация мировых религий. Христианство стало противопоставляться исламу. Общие основы всех религий – начали размываться.
Адам АКБАРОВ
Компонент комментариев CComment