В г. Шымкенте активизировалось межведомственное сотрудничество по работе, направленной на информирование населения о проблеме кибербуллинга. Свои усилия в целях защиты детей и подростков от травли в цифровом пространстве объединили специалисты сферы образования, психологии и сотрудники правоохранительных органов.

В ходе профилактических мероприятий детям разъясняется, что кибербуллинг – это не просто конфликт или шутка, а систематическое психологическое насилие с использованием цифровых технологий. Приводятся примеры из практики, когда это явление принимает различные формы: распространение унизительных мемов и слухов, создание фейковых страниц, публикацию личных фото и переписок без согласия, исключение из общих чатов и целенаправленное коллективное оскорбление.

При этом подчеркивается – опасность в том, что подобные действия оказывают разрушительное воздействие на неокрепшую психику подростка.  Родителей предупреждают: последствиями становятся повышенная тревожность, потеря интереса к учебе и общению, хронический стресс, депрессия и в крайних случаях – суицидальные мысли от чувства безысходности.

И очень важно, что борьба с кибербуллингом в Шымкенте ведется силами разных специалис­тов и одновременно по нескольким направлениям, начиная от сферы образования, психологии и профилактики правонарушений, до информирования населения о проблеме кибербуллинга.

В первую очередь это меры по просвещению и профилактике. Так, образовательные учреждения совместно с полицией и психологическими службами проводят тематические встречи и тренинги, цель которых – научить детей ответственному поведению в сети, а родителей – вовремя распознавать тревожные сигналы. На базе школ, таких, как гимназия №1 им. А.С. Пушкина, создаются эффективные системы поддержки.

Работа школьных психологов направлена при этом не на «лечение», а на создание атмосферы доверия и своевременное выявление проблем, которые взрослым могут казаться незначительными. Особую роль играет школьное самоуправление, где сами ученики на понятном сверстникам языке объясняют неприемлемость буллинга и помогают разрешать конфликты.

Сотрудники правоохранительных органов проводят встречи, на которых речь идет и о правовых последствиях и новых механизмах противодействия этому злу. Учащиеся должны знать, что в Казахстане за кибербуллинг установлена административная и уголовная ответственность. К нарушителям могут применяться статьи за буллинг (штраф до 30 МРП), клевету, оскорбление, а в самых тяжелых случаях – за доведение до само­убийства.

С января 2025 года заработал новый инструмент – созданы экспертные группы при Министерстве культуры и информации, которые уполномочены оперативно рассматривать заявления о случаях кибербуллинга и выдавать предписания об удалении противоправного контента.

В ходе мероприятий специалисты настоятельно рекомендуют родителям быть внимательнее к эмоциональному состоянию детей, обращать внимание на то, что ребенок часами сидит в телефоне, замыкается в себе, теряет интерес к учебе.  Это может быть не «возрастной особенностью», а признаком травли. Задача, и в первую очередь взрослых, сделать гласными эти попытки, поставить в известность учителей или психологов. При этом важно сохранять доказательства, делая скриншоты оскорбительных сообщений и публикаций, и в сложных ситуациях не бояться сообщать в правоохранительные органы.

Усиление работы специалистов Шымкента по информированию о кибербуллинге — это шаг в формировании безопасной цифровой среды. Здесь важны совместные усилия семьи, школы, и общества в целом.

Ведь в современных условиях на молодое поколение обрушивается лавина информации и соблазнов, поэтому как никогда остро стоит вопрос профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. В связи с этим сотрудники криминальной полиции Шымкента провели уже около ста профилактических встреч, охватив свыше тридцати тысяч учащихся.

И это не просто сухая статис­тика, а значимый шаг, который отражает переход от карательных мер к превентивной работе, являющейся истинным залогом общественной безопасности.

Прежде всего ценность таких встреч заключается в их упреж­дающем характере. Вместо того чтобы работать с последствиями уже совершенных подростками проступков, полицейские выходят в школы, во время встреч особое внимание уделяя теме кибербезопасности, профилактике буллинга и недопущению участия подростков в противоправных действиях.

Как старшие наставники доступным языком стражи порядка объясняют юридические последствия правонарушений – от мелких хулиганств до более серьезных деяний. Ведь сами подростки не всегда осознают, что, казалось бы, «безобидная» драма или кража телефона могут навсегда оставить черную метку в их биографии, закрыв дорогу в будущее. Полицейские доносят эту мысль, опираясь на реальные примеры из практики, что делает информацию гораздо более убедительной.

Подобные мероприятия разрушают барьер страха и недоверия между молодежью и правоохранительными органами. Когда школьники видят полицейского не в момент задержания, а в спокойной, дружелюбной обстановке, они перестают воспринимать его как абстрактную карающую силу. Это формирует уважение к закону и его представителям.

Важным аспектом является и диалоговая форма встреч. Возможность задать вопрос, получить компетентный ответ на волнующую тему – будь то вопросы личной безопасности, ответственности за участие в несанкционированных акциях или противодействия буллингу – бесценна. Это дает подросткам чувство защищенности и понимание, что в лице полиции они могут найти союзника.

Масштаб проведенной работы в ходе ста встреч говорит о системном подходе городских властей и правоохранительных органов Шымкента к решению проблемы. Это не разовая акция «для галочки», а часть системной работы.  Представители департамента полиции уверены, что подобные меры способствуют снижению уровня подростковой преступ­ности, развитию правосознания и формированию у молодежи уважения к закону и общественным нормам.

Охватывая разные школы и возрастные группы, полиция максимально расширяет свою аудиторию, стараясь донести важные истины до большего числа юных шымкентцев.

Правовое просвещение учащейся молодежи – это вклад в стабильное и безопасное будущее любого города. Поэтому в департаменте полиции г. Шымкента воспринимают профилактические встречи не просто как лекции о законе. Этим формируется новое поколение граждан, с глубоким пониманием и уважением к соблюдению правовых норм. Такой превентивный подход, основанный на диалоге и доверии, является ключом к снижению уровня ювенальной преступности и построению по-настоящему здорового общества.

 

Акмарал АБДУЛОВА

Компонент комментариев CComment