Кабдулсамих АЙТХОЖИН

д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии имени Д.А. Кунаева

Программа поэтапных политических преобразований и проведение соответствующих конституционных реформ, как ее важнейших составляющих, являются приоритетным вектором движения Казахстана по пути демократии, вступления страны в новый качественный этап строительства демократического государства. В этой связи конституционная реформа 2022 г., стала новым закономерным этапом на пути всесторонней политической модернизации Республики Казахстан.

В Обращении Главы государства Токаева К.К. народу Казахстана от 6 июня 2022 г. отмечается: «Изменения в Основной закон – это не конечная стадия, а только начало наших реформ. Мы продолжим всестороннюю модернизацию страны. На базе обновленной Конституции мы сформируем более эффективную модель функционирования всех институтов власти, укрепим механизмы сдержек и противовесов между ними. Последовательные политические преобразования будут способствовать развитию национальной экономики, укреплению национального предпринимательства. Теперь нам предстоит сформировать прозрачные и справедливые правила игры в экономике, провести реформу законодательства»[1].

Главой государства в этой связи отмечается, что начатые в Казахстане масштабные преобразования в области политики и экономики должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания, выступающей сердцевиной политической и экономической модернизации:«Действительно, судьба Родины находится в руках каждого из нас. Нам предстоит кардинально трансформировать систему общественных и личных ценностей. Только так мы сможем осуществить радикальные преобразования во всех сферах» [1].

Дело в том, что роль основы политики и экономики принадлежит не идеологии, как таковой, а социальным ценностям, как базовым, неизменным духовным и моральным принципам, основываясь на которых народ, общество, политические партии и иные субъекты политики могут реализовать себя имеющимися у них средствами и методами для строительства Нового Казахстана.

При этом важно учитывать, что конечная ключевая цель конституционного регулирования – благополучие и самосохранение всего общества и каждого гражданина. Конституция воздействует на государство и общество, определяя содержание базовых принципов развития общества, условия и направление поддержания правового порядка в государстве. И государство должно пониматься только как инструмент для решения задач общества и быть инструментальным по отношению к стратегическим целям демократического будущего страны.

В этой связи для осмысления современного конституционного процесса в Казахстане первостепенное значение имеет анализ роли Конституции как Основного закона в реальных политико-правовых процессах жизнедеятельности общества и государства, опыта реализации ее потенциала. Дело в том, что правовая категория «Основной закон» дает строго определенную характеристику предписаниям Конституции как особого юридического акта, подчеркивает их особенную нормативную правовую специфику, раскрывает их особые юридические свойства, их отличие от других правовых норм.

В этой связи вопрос о Конституции как Основном законе относится, прежде всего, к самой сущности Конституции как основополагающего нормативного правового акта, ее наиболее характерных правовых свойств. Поэтому, безусловно, что постановка вопроса о Конституции как Основном законе государства может способствовать более обстоятельному и четкому раскрытию сущности содержания и основных функций Конституции, ее роли и социального назначения.

Раскрывая содержание категории «Основной закон», прежде всего, следует иметь в виду, что в Конституции Республики Казахстан нашли свое юридическое закрепление правовые взгляды казахстанского народа относительно регламентации основ социально-политического устройства общества и государства. В преамбуле Конституции торжественно провозглашается: «Мы, народ Казахстана,исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию». Право народа Казахстана принимать Конституцию как особый нормативный правовой акт, учреждающий основы конституционного строя, правового положения личности и правового статуса органов государства и местного самоуправления, и вносить в нее дополнения и изменения, стало высшим проявлением принадлежащей ему учредительной власти.

Именно на признании Конституции в качестве проявления учредительной власти народа Казахстана основываются все ее особые свойства, в том числе верховенство, высшая сила, прямое действие Основного закона, его высший авторитет и непререкаемость для всех учрежденных ею органов единой государственной власти. Все это определяет как социально-политическую сущность Конституции, так и ее назначение как инструмента реализации государственной  воли казахстанского народа в строительстве демократического, правового государства. Именно в этом смысле Конституция и является, прежде всего, Основным законом государства.

Будучи Основным законом, Конституция отличается от других законов государства по своему содержанию, порядку принятия и изменения, особому месту, занимаемому в системе действующего права. Конституция как Основной закон закрепляет только основополагающие общественные отношения, связанные с установлением основ конституционного строя, правового статуса личности, организации и деятельности органов государства и местного самоуправления. Именно Конституция содержит наиболее важнейшие правовые нормы, обладающие не только высшей юридической силой, но и более высоким уровнем обобщенности правового регулирования, чем нормы других законов, как прочной опоры политической власти и самосохранения общества.

Все этот говорит об огромной социальной ценности Конституции, как Основного закона государства, следование принципами нормам которого обеспечивает стабильность власти и общества, являясь главным инструментом укрепления независимости государства и проведения поэтапной политической модернизации в транзитном казахстанском обществе.

В Конституции также всецело учтены ментальность и правовые традиции нашего народа. В этом наивысшая ценность нашего Основного закона, предоставившего равные возможности всем казахстанцам. При этом в Конституции  обобщен не только отечественный конституционно-правовой опыт, она вобрала в себя всё лучшее, что дала мировая конституционная практика, являясь залогом стабильности государственного строя и формирования правовой, демократической, социальной и светской государственности в нашей стране.

Конституция Республики Казахстан, являясь ведущей отрасльюотечественного права, основополагающим ядром и источником его развития, как показывает практика поэтапной политической модернизации страны, обладает огромным созидательным потенциалом. По сути, Конституция -живой механизм, в принципах и нормах которого общество черпаетполитико-правовые инновации, адекватные новым условиям его жизнедеятельности, превращая энергию Основного закона в силу практических решений.

Обращаясь к содержанию самой Конституции, прежде всего, необходимо отметить, что Конституция как Основной закон государства занимает ведущее место в системе отечественного действующего права. В Конституции, как верховном акте государства, нормативно закрепляются главные устои общественного и государственного устройства страны, ее основные принципы, призванные обеспечить Республике Казахстан характер конституционного  государства.

Конституция как Основной закон является также центральным источником и ядром действующего права, юридической базой текущего законодательства. В этой связи она воздействует разнообразными способами на развитие всего казахстанского права, определяя главные цели и объекты правового регулирования и устанавливая основы всей правотворческой деятельности органов государства.

Конституция имеет высшую юридическую силу, согласно которой все иные нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение норм Основного закона. Конституция обладает прямым действием на всей территории государства, что делает ее системным нормативно-ориентирующим и правообразующим фактором развития национального законодательства страны.

Как и подобает Основному закону, Конституция Республики Казахстан занимает верховенствующее положение в системе действующего права страны. Именно в силу этого принципы и нормы Конституции являются исходными, первичными, основополагающими в правовой системе государства.«Конституция имеет высшую юридическую силу, – отмечается в Послании «Новый Казахстан: обновление и модернизация» Главы государства Токаева К.К., и является основой всей правовой системы страны» [2]. 

Верховенство Конституции Республики в новых условиях требует формирования эффективного нормативно-правового механизма ее реализации, обеспечения прямого действия конституционных принципов и норм,  а также формирования традиций глубокого уважения общества, личности к Основному закону и иным правовым актам,  институтам государственной власти, как конституционным ценностям.В этой связи необходимо отметить, что восстановление Конституционного Суда Республики Казахстан наглядно показывает насколько важно для общества и государства практическое осуществление верховенства Конституции в реальной жизни.

Мощным практическим инструментом влияния Основного закона на все области жизнедеятельности общества и государства, активную деятельность гражданского общества в правозащитной сфере, работу органов государства и их должностных лиц строго в рамках Конституции и законов Республики Казахстанявляется и прямое действие Конституции. Вместе с тем Конституция, как Основной закон, не может предусматривать ответы на все вопросы, возникающие в различных сферах правового регулирования общественных отношений. В этой связи система действующего права страны не может стоять на месте, а, наоборот, должна постоянно совершенствоваться, отражая динамизм формирования демократической государственности в рамках задач выведения отечественного права на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы, определенные Посланиями Главы государства и Концепцией правовой политики Республики Казахстан до 2030 г. [3].  

И в рамках нового этапа модернизации национальной правовой системы, законодательство «должно не только защищать национальные интересы, но и синхронизироваться с динамично развивающейся международной правовой средой». Речь в данном случае, идет, по сути, о том, что источником развития казахстанского действующего права является и международная правовая среда. Очевидно, что Главой государства, как автором многих стратегических идей, как в экономике, так и политике, поставлена задача поиска нового интеграционного понимания современного права. Как видно, для современных правовых исследований необходим самый широкий вектор изучения проблем действующего права не только в рамках национального поля, но и международного интеграционного правового сотрудничества. Все это потребует полнокровной деятельности Парламента, Правительства и других органов государства, направленной на своевременное и эффективное решение актуальных задач законодательного регулирования важнейших общественных отношений. И поэтому важно выдержать функционирование и развитие отечественной правовой системы в тех демократических параметрах, которые определены Конституцией, как Основным законом государства.

Прошедшая конституционная реформа четко обозначила и задачи развития отечественной конституционной доктрины, соответствующей современным реалиям новейших вызовов, стоящих перед нашей страной. Строительство Нового Казахстана всецело нуждается в  парадигме конституционной теории, объединенной строго продуманной, цельной научно-теоретической концепцией отечественного демократического конституционализма.

Глубокое и всестороннее осмысление фундаментальных начал современного конституционализма, в свою очередь, послужит теоретико-методологической базой для научно обоснованного решения практических вопросов, связанных с дальнейшим развитием конституционного и текущего законодательства, обеспечением эффективного управления социальными, политическими и иными процессами в обществе. Первостепенное значение приобретают также вопросы выяснения природы и содержания современного конституционного процесса, разработки полноценной научно-методологической концепции и стратегии реализации потенциала Конституции как Основного закона государства.

Примечательно, что конституционная реформа 2022 г. показала тесную взаимосвязьпроцессовпоэтапных демократических преобразований и конституционных инициатив Главы государства, как единого и целенаправленного комплекса мер по эволюционному поэтапному укреплению демократических основ общества, формированию сильного и подотчетного народу государства, созданию неизменных конституционных устоев для стабильного развития независимого Казахстана.

В ходе конституционной реформы установилась соответствующая современным вызовам конфигурация политической системы страны, основанная на фактическом изменении содержания президентской формы правления и качественно новой роли представительных органов власти. Новый конституционный механизм формирования Парламента, представительство в Сенате от Ассамблеи народа Казахстана и закрепление смешанной системы выборов в Мажилис создает уникальные возможности партийного представительства в Парламенте в целях интеграции наиболее зрелых партий страны в государственный механизм и отражения всего электорального ландшафта,«в полной мере учтет права всех граждан» [2].

Вместе с тем дальнейшая либерализация политической системы казахстанского общества, как и другие задачи нового политического курса Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях, требует дальнейшего укрепления государственности и развития казахстанской демократии.

Как видно, речь идет о реализации значительного демократического потенциала Конституции, которая, устанавливая в качестве основополагающего принципа деятельности Республики решение наиболее важных вопросов государственной жизни страны демократическими методами, провозглашает право граждан участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей. Политические права и свободы граждан, закрепленные Основным законом, в условиях развивающихся процессовдемократии, основанных на признании народа источником власти, становятся важнейшим практическим материалом, собственно из которого идет формирование и развитие Нового Казахстана.

От того, насколько глубоко и последовательно будут проводиться в жизнь принципы и нормы Конституции, будет зависеть будущее казахстанского конституционализма, стабильность идущих в обществе необратимых процессовполитической модернизации.Так, для стабильного развития действующего отечественного права необходимареализация потенциала Конституции в свете реализацииинициатив, отраженных в программных документах Главы государства.

Эволюционное, стабильное развитие казахстанского общества возможно лишь через последовательную и максимальную реализацию предписаний Основного закона в общем контексте формирования такой политической системы, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо уверен в завтрашнем дне, в будущем.

Ведь главная задача государства состоит в том, чтобы его цели, и цели гражданина совпадали по всем основным направлениям, т.к. граждане могут доверять государству только тогда, когда есть перспектива и возможности для развития их гражданской активности, личного и профессионального роста.В этой связи Главой государства отмечается: «Стоящие сегодня перед Казахстаном задачи требуют усиленного взаимодействия государства и неправительственных организаций, системной перезагрузки институтов гражданского общества. Необходимо более широкое и глубокое вовлечение общественных организаций и активистов в подготовку и реализацию реформ. Для этого, прежде всего, нужно обеспечить открытые обсуждения всех национальных проектов и стратегических документов. В этом вопросе какая-либо имитация, создание видимости диалога недопустимы. Мы должны пробудить гражданскую активность в стране и запустить процесс осознанного и конструктивного партнерства между государством и обществом»[2].

С другой стороны, необходимо иметь в виду, что Конституция, в силу самой сущности ее, как политического и правового акта, представляет собой политико-правовое отражение и порождение несовпадающих интересов власти и свободы, иных социальных противоречий общества в их историческом развитии. И именно нахождение баланса власти и свободы составляет главное политико-правовое содержание и суть Конституции, как Основного закона государства.

Важно и то, что Конституция являет собой всеобщий источник социального объединения казахстанского общества, обеспечивающий воплощение в жизнь принципов политического и идеологического плюрализма, многопартийности, социальной справедливости,  гарантированности прав и свобод граждан, разделения власти и других ценностей демократии. Поэтому Конституция, обеспечивая стабильное развитие страны, позволяет всем гражданам, имеющим равные права и равные возможности, ясно видеть свои перспективы, строить вместе Новый Казахстан.

В ходе реализации задач политической модернизации страны,Основной закон наполняется более глубоким содержанием, конкретизируясь в законодательстве и обогащаясь правоприменительной практикой. Все это обеспечивает стабильность и в то же время динамизм в воздействии Конституции на общественное развитие страны, на эволюционные модернизационные преобразования общества и государства.

В целом использование огромнейшего ресурса Конституции должно реально способствовать обеспечению согласия и стабильности в обществе на основе дальнейшего укрепления отечественной государственности, новых принципов экономической политики, формирования современной социальной модели, создания эффективных систем образования и здравоохранения, как первостепенных целей развития страны.

Представляется необходимой также широкая пропаганда Основного закона органами государства, политическими партиями, правозащитными организациями, направленная на формирование конституционного правосознания населения. Ведь основой правовой грамотности всех слоев населения, является, прежде всего, знание Конституции.

С учетом вышесказанного, вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина должны стать ключевой основой для принятия и исполнения государственных программ в области прав человека, включая программы правового просвещения и правового воспитания, над которыми работает Министерство юстиции. В контексте выполнения задач поэтапной политической модернизации страны, огромная доля ответственности за правовое просвещение возлагается и на образовательные институты гражданского общества, работающие в сфере правового просвещения населения, и, прежде всего, на правозащитные общественные организации.

Все это говорит о том, что действенная реализация демократического потенциала Конституции в контексте реализации задач строительства Нового Казахстана, поставленных в Посланиях Президента Республики, – это наша общая и главная цель, и ее достижение прямо зависит от того, насколько эффективно будут мобилизованы все ресурсы государства и общества.

Литература:

1. Обращение Главы государства Токаева К.К. народу Казахстана от 6 июня 2022 г.// Президент Республики Казахстан. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // akorda. kz/.

2. Послание Президента Республики Казахстан К.К. Токаева от 16 марта 2022 г. «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» // Президент Республики Казахстан. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // akorda. kz/.

3.Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 №674 «Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года» // Президент Республики Казахстан. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // akorda. kz/.

Компонент комментариев CComment