Гражданско-правовой институт авторского права и смежных прав регулирует неимущественные отношения и связанные с ними имущественные отношения в сфере создания и использования произведений литературы, науки и искусства.
Нормативно-правовое регулирование указанного института наряду с законодательством о собственности осуществляется непосредственно Законом РК «Об авторском праве и смежных правах», в ст. 1 которого указывается, что настоящий Закон охраняет личные (неимущественные) и имущественные права авторов и их правопреемников, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), и права исполнителей, производителей фонограмм, организаций вещания (смежные права). Иными словами, в законе прямо закреплены двуединое содержание авторского права и смежных прав как разновидности права интеллектуальной собственности и приоритет в содержании личных (неимущественных) прав. Объекты авторского права – это произведения литературы, искусства и науки, соответствующие ряду требований.
Во-первых, произведение должно быть творческим. Творческий характер произведения означает, что оно является новым по сравнению с ранее известными. Новизна может выразиться как в новом содержании, так и в новой форме. Для объектов авторского права существенное значение имеет как новизна содержания, так и новизна формы. Новая форма отражения известного содержания характеризует произведение как творческое и влечет признание его объектом авторского права. История литературы и искусства знает немало этому примеров: Шекспир брал темы для ряда своих трагедий из произведений античных греческих авторов, Стендаль широко использовал для своих новелл итальянские средневековые хроники, библейские сюжеты нашли отображение на полотнах многих великих живописцев и т.д.
Вторым признаком объекта авторского права является объективная выраженность – объект должен существовать в какой-либо форме, доступной для восприятия другими людьми. Если идеи, мысли, образы автора не получили выражения вне его сознания – нет объекта авторского права. Из истории отечественной музыки известно, что композитор М.Глинка, написавший две гениальные оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», сочинил третью оперу, которую он назвал «Двумужница». Глинка говорил: «Опера у меня вся тут, в голове, дайте мне либреттиста, и через месяц опера будет готова». Не найдя либреттиста и заболев, Глинка уехал в Германию, «на воды» – лечиться, где умер и таким образом эта опера не увидела свет. Для признания произведения объектом авторского права достаточно двух названных признаков. Не имеет значения, обнародовано оно или нет. Произведение становится объектом авторского права с момента его создания в какой-либо обыкновенной форме. Не требуется официального оформления этих произведений. Не имеет значения достоинство и назначение произведения. Не имеет значения внешняя форма его выражения.
Теперь о смежных правах – это права исполнителей, производителей фонограмм и организаций радио- и телевещания. Они являются смежными по отношению к авторским правам, т.е. это права близкие, примыкающие, связанные с авторскими. Их роль своего рода посредническая – между авторами и широкой аудиторией.
Вместе с тем, они являются вторичными по отношению к авторским правам, ибо обеспечивают использование произведений авторов. Смежные права обеспечивают защиту творческого труда лиц, доносящих произведения авторов до широкой аудитории, от нелегального использования результатов их работы. Специфика смежных прав:
1) они связаны с использованием определенных технических устройств (поэтому они появились лишь в XX веке с развитием технического прогресса – изобретения звукои видеозаписи, радио, кино, телевидения, искусственных спутников);
2) объекты смежных прав закрепляются на материальных носителях (например, наличие записи исполнения на магнитных пленках, кассетах, видеопленках);
3) осуществлять исполнение возможно повторно, бесконечно, перед практически неограниченной аудиторией и без живого участия самого исполнителя. Субъектами смежных прав являются:
1) исполнители (актеры, музыканты, режиссеры, дирижеры и т. д.);
2) производители фонограмм (лица, первыми осуществившие звуковую запись исполнения);
3) организации эфирного или кабельного вещания (те, которые сами создали передачу либо по заказу и за счет которых создана передача).
Субъекты смежных прав должны иметь договор с автором произведения, а производители фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания – еще и договор с исполнителем. Все субъекты смежных прав имеют исключительное право на использование произведения (исполнения, постановки, фонограммы, передачи). Это означает, что другие лица должны получать разрешение на первичную запись исполнения, постановки, передачу в эфир или по кабелю от субъектов этих прав. Они дают также разрешение на воспроизведение фонограммы, переделку, переработку и ряд других действий.
Субъекты смежных прав имеют также право на вознаграждение. Эти права регулируются посредством договоров с пользователями, а сбор и выплата вознаграждения – специальными организациями, управляющими смежными правами, которые создаются их субъектами. Срок действия смежных прав – 70 лет. Исключениями являются случаи, когда допускается использование записей исполнения, постановок, фонограмм, программ передач вещательных организаций без получения разрешения (без согласия) их субъектов.
Это допускается: 1) при включении в обзор о текущих событиях небольших отрывков; 2) при использовании исключительно в целях обучения и научного исследования; 3) для цитирования в форме небольших отрывков в информационных целях; 4) использовании в личных целях.
Дамели ТУЛЕГЕНОВА, главный специалист отдела
по правам интеллектуальной
собственности Департамента
юстиции Акмолинской области,
член ПФ РОО «КСЮ» from "Юридическая газета"
Компонент комментариев CComment