В 2023 году в Казахстане вступят в силу обновления налогового кодекса. Новый налоговый режим окажет влияние и на иностранных инвесторов, и на казахстанские компании с иностранным участием.

Новый налоговый кодекс будет включать ряд ключевых изменений. С 2023 года казахстанские компании больше не смогут претендовать на вычет по корпоративному налогу по определенным платежам, которые осуществляются их связанным сторонам. Депутаты внесли поправку по обложению дополнительным индивидуальным подоходным налогом в 10 процентов дивидендов на сумму более 30 тысяч МРП. Также были внесены поправки касательно майнинга криптовалют в Казахстане. Для цифрового майнинга налоговые ставки устанавливаются в зависимости от цены за один киловатт-час потребленной электроэнергии. Это изменение тоже вступает в силу с января 2023 года. С 1 января 2023 года увеличиваются ставки MET на обменные металлы на 50 процентов (золото, серебро, медь, цинк, алюминий) и прочие твердые полезные ископаемые на 30 процентов. 2023 год обещает быть тяжелым для предпринимателей, ведь в этом году планируется введение обязательного пенсионного взноса работодателей (ОПВР) в ЕНПФ в размере пяти процентов, которые будут отчислять работодатели. Введение ОПВР должно было начаться с 1 января 2018 года. Одноко при внедрении обязательного социального медицинского страхования сроки были перенесены на 2020 год. По поручению Президента Касым-Жомарта Токаева, в 2019 году сроки внедрения были перенесены на 2023 год. ОПВР вводятся для повышения благосостояния казахстанцев, будущих пенсионеров. ОПВР, наряду с другими мерами по развитию пенсионной системы, позволит обеспечить достойную пенсию, адекватную трудовому стажу получателей.

Большое количество предпринимателей могут оказаться в не очень приятной ситуации. Вполне возможно, что новые поправки в налоговом законодательстве спровоцируют рост теневой экономики, когда бизнесмены будут вынуждены укрываться от налогов, выдавая зарплату сотрудникам в конвертах. О том, к чему приведут новые налоговые изменения, рассказывают эксперты Айдар МАСАТБАЕВ и Екатерина КИМ.

Aidar MassatbayevАйдар МАСАТБАЕВ, управляющий партнер юридической фирмы Salyqtez:

– Во-первых, что касается юридических лиц. Инвестиционная привлекательность Казахстана потеряла очередные позиции, так как налоговая льгота для корпоративных инвесторов по освобождению дивидендов, при условии, что участие в казахстанской компании не недропользователя длится более трех лет, утратит силу с 1 января 2023. Запрет вычета роялти, выплачиваемой казахстанской ТОО в пользу иностранной связанной компании, крайне удивляет инвесторов и не служит целям привлечения инвестиций. Думаю, налоговые органы через камеральный контроль подняли достаточно информации, чтобы приступать к проверкам применения налоговых конвенций за 2021 год, и в 2023 году налогоплательщики в полную мощь ощутят на себе понимание налоговыми органами тестов законного применения налоговых соглашений по Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI). Завершилось трехлетнее освобождение субъектов малого бизнеса, работающих на специальных налоговых режимах, но, на мой взгляд, ставка три процента с оборота все же не так существенна, как снижение с этого года порога постановки на учет по НДС до 20 000 МРП, что чуть более 62 миллионов тенге за год, то есть, и в следующем году будем наблюдать продолжение роста плательщиков НДС. Во-вторых, что касается физических лиц. В 2023 году всеобщее декларирование выходит на второй этап. Входную декларацию будут сдавать работники государственных учреждений и их супруги, а также работники субъектов квазигосударственного сектора и их супруги. К работникам госучреждений относятся работники государственных и казенных предприятий (работники школ, детсадов, больниц, поликлиник, врачи, педагоги и т.д., то есть, все работники, получающие зарплату из бюджета). Кроме того, это работники госпредприятий, ТОО, АО, в том числе национальных холдингов, учредителей, участником или акционером которых является государство, а также их дочерние, зависимые и иные юридические лица. Ожидается, что на втором этапе количество декларантов составит более 70 тысяч. Для субъектов малого бизнеса, к которым применяются специальные налоговые режимы, вводится небольшое снижение налогового бремени с фонда оплаты труда, что сможет сократить нагрузку работодателя до 20 процентов, однако постепенно увеличится до 26,3 процента в 2023 году. Что касается удобного режима для мелких предпринимателей – единого совокупного режима. С 2023 он не будет применяться к предпринимателям, оказывающим консультационные и (или) маркетинговые услуги, ведущим деятельность в области бухгалтерского учета или аудита, финансовую, страховую деятельность и посредническую деятельность страхового брокера и страхового агента, деятельность в области права, юстиции и правосудия, а также к лицам, оказывающим услуги на основании агентских договоров (соглашений). Как мы видим, улучшением положения налогоплательщиков это назвать сложно.

Екатерина КИМ , паблик @nalogialmaty, председатель Правления ОЮЛ Налоги Казахстана:

– Касательно обложения ИПН дивидендов на сумму более 30 тысяч МРП ранее было освобождение, если один участник владеет фирмой более трех лет. По моему мнению, данная норма – прямая дорога к теневой эконом01 Екатерина Кимике. Фактически, стоит отметить, что бизнес после коронавируса и при сложной геополитической ситуации не пришел в себя, сейчас же нас обязывают платить дополнительно десять процентов с дохода компании, то есть, по итогам года мы платим двадцать процентов КПН, теперь для того, чтобы получить свою долгожданную прибыль, нам нужно оплатить еще десять процентов ИПН. Либо бизнесмен может воспользоваться «услугами оптимизаторов», оплатить им три–пять процентов и не платить КПН, так как возьмет на вычеты расходы и ИПН десять процентов с дивидендов, и с помощью фиктивных сделок заберет свою прибыль при обналичивании денег. Данной нормой бюджет явно не увеличится, а лишь вынудит бизнес уйти в тень. Аргументы, что это для всеобщего декларирования, абсурдны, ведь тогда учредитель и тут будет скрывать свои истинные доходы. Как вы думаете, увеличивать налоговую нагрузку на бизнес в момент экономического кризиса, совсем не логично, бизнес вынужден уйти в тень, так как нагрузка в 20 процентов КПН для бизнесменов далеко не мала, а плюс еще десять процентов, это просто банкротство. Увеличить бюджет банкротством компаний или уходом в тень бизнеса возможно? Конечно, нет. Пострадает ли от этого бизнес или государство? Думаю, ответ очевиден. Касательно ОПВР пять процентов, это опять же дополнительная нагрузка на бизнес, так как их необходимо будет не удерживать с зарплаты работников, а оплачивать работодателю с собственных средств. Если говорить фактически, то у нас в Казахстане еще не ушел период «зарплаты в конвертах», так как работодатель не может и не хочет оплачивать огромные суммы в бюджет, а работники соглашаются, так как всем нужна работа в виду того, что многие компании закрылись за период пандемии и из-за геополитической ситуации в мире. Опять же все это приведет к теневой экономике, ведь как-то эту зарплату нужно «положить в конверт», соответственно, придется пользоваться схемами. Либо работодатель будет вынужден просить своих работников открыть ИП, и оплачивать будет им за услуги, а налоговое бремя ляжет на работников. При этом мы понимаем, что бюджет потеряет колоссальные деньги. Иногда я, правда, не понимаю, зачем вводить то, что усугубит ситуацию с теневой экономикой? Вроде государство должно бороться с ней, а не создавать условия для ее возникновения.

Подготовил Ришат МАХСУТОВ

Компонент комментариев CComment