Глава 20 Административного процедурно-процессуального Кодекса Республики Казахстан в ст.ст. 131-136 раскрывает понятие административного иска, его форму, содержание и виды.

Административный иск – это требование, поданное в суд с целью защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов, вытекающих из публично-правовых отношений. АППК предусматривает четыре вида административных исков. Первый – иск об оспаривании (ст. 132 АППК), который подается истцом в случае, если ответчиком вынесен обременяющий акт, нарушающий права, свободы и законные интересы истца.

По иску об оспаривании истец вправе предъявить требование о признании незаконным и отмене полностью или в части обременяющего для него административного акта. При этом, бремя доказывания по иску об оспаривании несет ответчик, принявший обременительный административный акт. Иск об оспаривании может быть подан в суд в течение месяца со дня вручения истцу решения органа, рассматривающего жалобу по результатам ее рассмотрения, а если законом не предусмотрен досудебный порядок или отсутствует орган, рассматривающий жалобу, иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения до его до сведения истца в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан.

Если иск об оспаривании обременяющего административного акта, затрагивающего права, свободы и законные интересы истца, является обоснованным и суд признает его незаконность, то он отменяет его полностью или в какойлибо части. В случае признания незаконности обременяющего административного акта, который на момент принятия решения уже исполнен или исполняется, суд вправе понудить ответчика отменить исполнение и потребовать совершения действий по возвращению истца в первоначальное положение в установленный в решении срок.

Например: обжалование постановления частного судебного исполнителя. Второй вид – иск о принуждении. Для предъявления иска о принуждении принять благоприятный административный акт могут служить два основания:

во-первых, когда истцу было отказано в его принятии, при этом предъявление отдельного требования об оспаривании отказа не требуется.

Во-вторых, когда благоприятный для истца акт не был принят по причине бездействия административного органа, должностного лица. Иск о принуждении может содержать требование об обязанности ответчика не принимать обременяющий административный акт. По иску о принуждении предусмотрен месячный срок для его предъявления, который исчисляется аналогично, как и по иску об оспаривании. Бремя доказывания по иску о принуждении несет ответчик в части фактов, ставших основанием для отказа в принятии испрашиваемого административного акта, и истец в части фактов, которыми обосновывается принятие благоприятного для него административного акта.

Если ответчик ссылается на наличие фактических условий, исключающих вынесение в конкретном случае желаемого истцом административного акта, обязанность по доказыванию таких условий лежит на данном ответчике. В случае, если непринятие административного акта, являющееся результатом отказа от вынесения административного акта либо бездействия ответчика, противоречит закону или послужило причиной нарушения прав, свобод и законных интересов истца, суд возлагает на административный орган обязательство принять административный акт. Суд вправе наложить на ответчика обязанность не принимать обременяющий административный акт.

Суд в решении может определить содержание и срок принятия административного акта, а также иные имеющие существенное значение для административного дела обстоятельства, за исключением разрешения вопросов целесообразности. Такое решение суда заменяет административный акт до его принятия. В случае невозможности вынесения конкретного решения об удовлетворении требований истца при наличии административного усмотрения суд возлагает на ответчика обязательство о принятии с учетом правовой позиции суда соответствующего административного акта в пользу истца. Например: иск о понуждении выдать лицензию на совершение определенных работ.

Третий вид – иск о совершении действия (ст. 134 АППК). Данным иском истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта. По иску о совершении действия истец может потребовать также представления предусмотренного законом соответствующего документа в случае признания административного акта принятым вследствие непринятия административного акта в установленный законом срок по этому же предмету. При этом бремя доказывания по иску о совершении действия несет ответчик в части фактов, которые явились основанием для отказа в совершении испрашиваемого действия (бездействия), и истец в части благоприятных для него фактов. Иск о совершении действия предъявляется в суд в течение месяца со дня, когда истцу стало известно о совершении действия, а также когда истек срок, установленный законодательством РК для совершения действия. При признании иска о совершении действия обоснованным и законным суд обязывает ответчика совершить конкретные действия и устанавливает срок для их исполнения.

Если истец одновременно требует признать противоправность конкретного совершенного действия ответчика, суд в решении признает, что фактическое действие административного органа было противоправным. При признании иска о запрете действия обоснованным и законным суд запрещает ответчику совершать конкретные действия в последующем. Например: иск о понуждении аннулировать запись в регистрационном листе правового кадастра о регистрации ареста. Четвертый вид – иск о признании (ст. 135 АППК). По данному виду иска истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения, если он не может подать иск в соответствии со ст. ст. 132, 133 и 134 АППК.

Истец может также потребовать признать обременяющий административный акт, не имеющий больше юридической силы, незаконным. Следует отметить, что иск о признании может быть подан в случае достаточной заинтересованности истца в установлении данных отношений в кратчайшие сроки. Интерес истца в установлении правоотношений может иметь правовой, моральный или материальный характер. Иск о признании предъявляется в суд в течение пяти лет с момента возникновения соответствующего правоотношения. Требование о признании обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы, незаконным может быть заявлено в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении данным актом его прав, свобод и законных интересов.

По иску о признании бремя доказывания несет истец в части фактов, подтверждающих наличие или отсутствие какого-либо правоотношения, и ответчик в части фактов, обосновывающих правомерность обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы, а также какого-либо совершенного действия (бездействия). При удовлетворении иска о признании суд признает наличие или отсутствие какого-либо правоотношения или его содержание, если такие требования были заявлены как самостоятельные. Суд также вправе признать обременяющий административный акт, не имеющий больше юридической силы, незаконным, если иск о признании является обоснованным и законным, а признание данного обстоятельства является необходимым для восстановления нарушенных прав истца, а также если обременяющий административный акт уже отменен или его действие утратило силу иным способом, в том числе в какой-либо его части. Например, иск об установлении какого-либо правоотношения при наличии спора о праве.

Динара АТЫМТАЕВА,
судья Специализированного
межрайонного административного
суда Карагандинской области from "Юридическая газета"

Компонент комментариев CComment