В последние десятилетия многие развитые страны мира, преследуя цели развития и улучшения этики государственных служащих и искоренения проявлений коррупции, принимают различные законы, кодексы поведения, а также создают специальные органы, уполномоченные контролировать вопрос соблюдения этических норм.

Если взять зарубежные страны, то в США с 1978 года действует Управление служебной этики в государственных органах (The Office of Government Ethics), с 1989 года оно имеет статус отдельного независимого ведомства. Возглавляет Управление служебной этики директор, назначаемый Президентом США. Задачи управления заключаются в выявлении и предотвращении конфликта интересов в среде государственных служащих исполнительной ветви власти; разработке единой политики в области профессиональной этики для государственных служащих; проведении образовательных программ для государственных служащих по вопросам этики; мониторинге состояния нравственности и т.д. В Канаде, например, в 2000 году в связи с развитием этики государственной службы, была создана Ассоциация старших должностных лиц государственной службы, которая разработала свод морально-этических принципов для чиновников. В Новой Зеландии вопросами нарушения этических норм занимается Комиссия государственной службы, генеральный ревизор-аудитор и полиция, которые не только расследуют нарушения, но и создают нормативные акты, контролирующие данную деятельность. В целях совершенствования законодательства по вопросам служебной этики Указом Президента Республики Казахстан 22 февраля 2022 года утверждена новая редакция Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан. Новый Этический кодекс устанавливает стандарты служебной этики и служит основой для формирования морально-нравственных качеств у госслужащих.

Также в нем определены этические принципы государственной службы – добросовестность, честность, справедливость, открытость, вежливость и клиентоориентированность. Особо отмечу такое понятие, как «клиентоориентированность» – это значительная новелла, которая отсутствововала в старой редакции Этического кодекса. Клиентоориентированность подразумевает под собой принятие мер по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг, а также по недопущению проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений.

Еще одной важной новеллой Этического кодекса является требование, согласно которому государственные служащие не должны давать неправомерные обещания и не брать неправомерные обязательства любого характера, связанные с исполнением должностных обязанностей.

В Республике Казахстан с 2016 года введена должность уполномоченного по этике, который проводит профилактику этических правонарушений и осуществляет контроль соблюдения этики государственными служащими. С 2017 года данная должность в аппаратах центральных исполнительных органов, а также в аппаратах акимов областей, городов республиканского значения и столице является самостоятельной. В соответствии с Положением роль и деятельность уполномоченного по этике направлены на обеспечение соблюдения норм служебной этики и антикоррупционного поведения государственных служащих, повышение их ответственности, соблюдение общепринятых моральноэтических норм в коллективе и обществе. Государственные служащие и граждане могут обратиться к уполномоченному по этике за консультацией, в случае возникновения конфликта интересов, решения ситуаций этического характера. В пределах своей компетенции уполномоченный по этике оказывает государственным служащим консультативную помощь в вопросах соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса. Наряду с этим, уполномоченные по этике принимают меры, направленные на защиту и восстановление прав, а также законных интересов государственных служащих, в случаях их нарушения.

Действительно, для лучшей эффективности меры по предупреждению и профилактике правонарушений, в том числе нарушений норм служебной этики государственными служащими, прежде всего, должны приниматься в самом государственном органе. А благоприятный морально-психологический климат в коллективе, доброжелательные отношения среди коллег положительно отражаются на работе каждого государственного служащего, что в итоге повышает эффективность деятельности государственного органа. И с целью мониторинга состояния морально-психологического климата в коллективе и соблюдения госслужащими норм служебной этики осуществляется анонимное анкетирование. Кроме того, уполномоченный по этике в случаях нарушения государственными служащими законодательства проводит анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и вносит руководству государственного органа рекомендации по их устранению; в целях профилактики и недопущения нарушений законодательства, а также формирования позитивного имиджа государственной службы взаимодействует с институтами гражданского общества и государственными органами. Как мы видим, введение самостоятельной должности уполномоченного по этике – это не только веление времени, но и прогрессивный шаг к профессионализации государственного аппарата. Советы по этике Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции в областях, городах республиканского значения, столице пришли на смену Дисциплинарным советам с 1 января 2016 года. Это не просто смена названия, речь идет о существенном изменении содержания работы, смещении акцентов с наказания за допущенные правонарушения на превенцию правонарушений.

В нашей стране одна из основных задач Советов по этике – бороться с нарушениями этических норм, предупреждать правонарушения, дискредитирующие государственную службу в государственном аппарате. Ранее к функциям дисциплинарных советов, которые функционировали с 1999 года, относилось, в первую очередь, рассмотрение персональных дел в отношении государственных служащих и лиц, приравненных на выполнение государственных функций, совершивших правонарушения. Выработка мер, направленных на предупреждение коррупции и профилактику нарушений норм служебной этики, в том числе дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу; принятие мер по обеспечению повышения уровня ответственности государственных служащих в соблюдении служебной этики, – так определяет лишь некоторые задачи Советов по этике специальное положение, регулирующее их деятельность.

Кроме того, Советы рассматривают итоги анализа коррупционных рисков, деятельности дисциплинарных комиссий государственных органов. Это еще раз свидетельствует о том, что целью проводимой политики государства является не наказание государственных служащих, а принятие мер превентивного характера. Еще одним положительным моментом института Советов по этике является включение в их составы представителей средств массовой информации, представителей партий и общественности, неправительственных организаций, депутатов, что, в свою очередь, показывает открытость и прозрачность данного института. Акцентируя внимание в своей деятельности на публичность, регулярность и профилактическую направленность, Советы по этике Агентства приобрели достаточный авторитет среди государственных органов и общественности. Для обеспечения принципа открытости на заседания совета приглашаются представители гражданского общества и средств массовой информации.

Каждое заседание Совета по этике находит широкое освещение в СМИ. А это, в свою очередь, также является методом превентивного воздействия на сознание государственных служащих о недопущении совершения правонарушений. Члены Совета не ограничиваются определением ответственности государственных служащих, но и дают рекомендации, выносят на законодательный уровень предложения, направленные на искоренение причин и факторов, способствующих совершению нарушений. Строгое следование нормам Этического кодекса государственных служащих повысит доверие населения к государственному аппарату в целом. Это является непременным условием формирования профессионального государственного аппарата В целом, институты Совета по этике и уполномоченных по этике тесно связаны между собой и реализуют единую политику государства. А сотрудничество и взаимодействие этих двух институтов – один из действенных способов превенции коррупции и залог успешности государственного аппарата.

Галым ТУРСУНБАЕВ,
руководитель Департамента Агентства
РК по делам государственной службы
по Кызылординской области,
Председатель Совета по этике

Компонент комментариев CComment