В Казахстане активно идет процесс имплементации норм Конвенции о правах инвалидов, направленной на ликвидацию дискриминации по отношению к людям с инвалидностью, обеспечению права на труд, здравоохранение, образование и полное участие в жизни общества, доступа к правосудию, личной неприкосновенности, свободы от эксплуатации и злоупотреблений, свободы передвижения, индивидуальной мобильности и других прав.

Безвременно ушедший за месяц до своего 43-летия правозащитник, возглавлявший Комиссию по правам людей с ограниченными возможностями имени К. Иманалиева Вениамин Алаев рассказывал, что для крупнейшего мегаполиса страны разрабатывается План развития города, где указаны цели до 2025 и даже до 2030 года. Важно, что к работе над планом были привлечены эксперты из числа людей с инвалидностью, активисты из гражданского общества. Получилось 11 пунктов Плана развития для формирования доступной среды для всех.

При этом, одной из важнейших задач этого Плана было решение вопросов, связанных с инклюзивным образованием, чтобы до 2030 года инклюзивная образовательная среда была в 100 процентах школ города. Также этот документ предусматривает повышение квалификации учителей, которые непосредственно взаимодействуют с учениками, имеющими ту или иную инвалидность. «Это очень важный аспект, потому что все мы родом из детства, и грустно видеть, когда взрослый встречается с человеком с инвалидностью, он не знает, как с ним общаться. Значит, у него не было раннего соответствующего опыта. А, зная это с детства, как учиться, дружить – будет и понимание того, как подать информацию и работать сообща. Эти знания и навыки мы хотим дать учителям, которые впоследствии будут работать по международным стандартам (в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Конвенцией о правах людей с инвалидностью, Законом «Об образовании»)», – говорил Вениамин Алаев.

Он не раз напоминал о том, что учителя должны владеть разными форматами подачи информации, удобными для учеников с тем или иным видом инвалидности. Это уже существующий опыт США и стран Европы, где в университетах есть центры поддержки людей с инвалидностью. Например, в университете штата Миннесота более сотни сотрудников, которые непосредственно работают со студентами, имеющими инвалидность. Также очень важной задачей является трудоустройство людей с инвалидностью.

Вениамин Алаев считал, что нужна ежегодная поддержка 50 социальных предпринимателей и стартапов, реализуемых горожанами с инвалидностью, тогда и будет улучшение ситуации с трудоустройством. Кстати, в рамках Плана развития г. Алматы уже предусмотрена поддержка работодателей, принимающих к себе людей с особенностями здоровья. Как правило, люди с инвалидностью работают у своих: у родни, в специальных профильных организациях, где предусмотрены для них рабочие места.

«Мы сейчас хотим поддержать тех, скажем, представителей бизнеса, которые готовы принимать и работать с людьми с инвалидностью в своих компаниях. Еще важно помнить, что люди с инвалидностью, как правило, не имеют высшего образования, соответственно, нет образования – нет достойной работы. Кроме того, есть люди, которые по состоянию здоровья не могут работать и живут на 60 тысяч тенге пособия. Общественный транспорт малодоступен, точнее люди, работающие в этой сфере, не исполняют своих функций: не откидывают пандус, отключают звуковое сопровождение. И чем дальше от центра, тем ситуация усугубляется. В регионах, особенно в отдаленных городках и поселках, люди зачастую практически не имеют понятия о своих правах, и о том, как они сиюминутно нарушаются», – с горечью говорил Вениамин Алаев.

Для изменения ситуации государству необходимо больше вкладываться в образование людей с ограниченными возможностями. Кстати, в КИМЭП и некоторых других университетах уже созданы условия для обучения, подается информация в удобном формате, применяются аудиозаписи или сурдопереводы, не говоря уже о пандусах, специально оборудованных туалетах и доступе в аудитории для студентов-колясочников. Ведь именно уровень доступности к образованию – основа для дальнейшего трудоустройства. Поэтому необходимо развивать центры поддержки студентов с ограниченными возможностями, обеспечивая неразрывность этой цепочки: доступ к качественному образованию и здравоохранению – трудоустройство – жизнь в инклюзивном и безбарьерном обществе.

Дина АМИРОВА "Юридическая газета"

Компонент комментариев CComment